Выступление на педагогическом совете по теме: "Я знаю, как научить ребёнка смело отвечать у доски"
материал
Разработка выступления на ШМО на тему «Я знаю, как научить ребенка смело отвечать у доски»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_k_vystupleniyu_na_mo_uchiteley_nachalnyh_klassov.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Я знаю, как научить ребёнка смело отвечать у доски
Автор: Надточиева Алеся Вячеславовна, учитель начальных классов
Гимназия им. академика Н.Г.Басова
Цель: изучение путей достижения уверенного ответа детей у доски.
Задачи:
1. Определить факторы, мешающие ответу ученика у доски
2. Изучить проблемы, влияющие на неуверенность отвечающего ученика у доски.
3. Проанализировать причины появления страхов и попытаться выработать рекомендации для детей и родителей.
В наше время умение уверенно выступать перед аудиторией – это важный навык, который может пригодиться ребенку не только в школе, но и во взрослой жизни. К сожалению, многие дети испытывают страх перед ответами у доски, что может негативно сказаться на их успеваемости и самооценке. Как же можно помочь ребенку преодолеть этот барьер?
Сама ситуация, когда ребёнка вызывают к доске, достаточно нервная и напряжённая. Ученик оказывается под пристальным вниманием не только учителя, но и одноклассников. Мало того, ему ещё нужно продемонстрировать свои знания, рассказать выученную тему или решить задачу.
У одних детей вызов к доске вызывает лёгкое волнение и беспокойство, другие словно впадают в ступор: молчат или что-то бормочут про себя, кто-то может даже заплакать.
Почему так происходит? Причин может быть несколько:
В первую очередь, это недостаточное знание материала. Ученик знает, что «плавает» по предмету, и если его вызовут к доске, он не сможет хорошо ответить. Отсюда возникает страх.
Вторым фактором, побуждающим упрямо молчать, когда тебя спрашивают, может быть речевое отклонение. По приходу в школу многие дети ещё неверно произносят звуки, некоторые шепелявят, есть те, что заикаются. В сопровождении с насмешками одноклассников для устного ответа это становится настоящим препятствием.
Третий повод не отвечать на уроках – быть в числе изгоев. Да, натянутые взаимоотношения с одноклассниками – это один из провокаторов «знать да молчать». Ребёнок может быть жертвой буллинга, и любой его выход к доске становится «праздником» для обидчиков.
Ещё один провоцирующий фактор – требовательность родителей. Иногда родители сами того не замечая, заталкивают своего ученика в угол, откуда он не готов выходить, чтобы вновь не промахнуться и не получить «четыре». Лучше пусть будет пусто в школьном дневнике, чем ненужные маме с папой отметки.
Некорректное поведение педагога – это тоже причина, по которой дети не готовы отвечать устно. Как правило, дети боятся авторитарных, грубых и острых на язык педагогов, которые строго следят за дисциплиной и не прочь высказать своё мнение о ребёнке в присутствии его одноклассников.
Как мы видим, боязнь отвечать на уроке может быть вызвана самыми разными причинами. И если родители и учитель не вмешаются в ситуацию и не помогут ребёнку, это может иметь для него негативные последствия.
Итак, с причиной страхов мы вроде разобрались, теперь остаётся понять, каким образом мы можем помочь своим детям, чтобы они стали немного увереннее в себе и не пасовали перед школьной доской, учителем и аудиторией. Решать проблему нужно именно исходя из корня проблемы.
Как мы уже отметили, самая простая причина нежелания отвечать, незнание учебного материла. Если ребёнок плохо усваивает тот или иной предмет и из-за этого боится выходить к доске или молчит на уроке, значит, надо восполнить существующие пробелы. Для этой цели подойдут дополнительные занятия с учителем или репетитором, онлайн-уроки, интересные видео, а также интерактивные экскурсии. Выбирайте, что вам и вашему ребёнку больше нравится. Чем больше школьник узнает нового и интересного о предмете, тем вероятнее ему захочется поделиться этим с учителем и одноклассниками. Вместо страха он начнёт испытывать гордость за то, что теперь так много знает.
В случае нарушений речи у ребёнка родителям необходимо посетить вместе с ним логопеда или невролога. Ведь правильная речь важна не только для учёбы в школе, но и для дальнейшей жизни вашего сына или дочери.
Когда причина кроется в излишней требовательности родителей, мамам и папам придётся признать свою ошибку и пересмотреть взгляды на ценности взаимоотношений со школой, выстроенные через школьные отметки. Школьнику же можно рассказать о том, что учёба в школе – это как путешествие, а оценки служат ориентирами в нём. Если ты получил «пятёрку» или «четвёрку», значит, движешься в правильном направлении, а если вдруг «тройку» или «двойку» – немного сбился с пути.
Решать проблемы с учителем придётся вместе. Только беседа без обвинений в русле сотрудничества сможет изменить ситуацию. Ведь очень часто педагог в силу занятости даже не замечает, что его реплика стала причиной страха у ребёнка.
Боязнь выступать на публику является один из общеизвестных человеческих страхов. Для того чтобы ребёнок не боялся выступать перед классом, ему необходимо давать больше индивидуальной работы (подготовка доклада, проекта, индивидуальных заданий) и тщательно подготовиться к ним.
Если ребёнок стал жертвой буллинга и издевательств со стороны одноклассников, не пускайте ситуацию на самотёк! Расспросите сына или дочь о происходящем, обязательно поставьте в известность классного руководителя и, если потребуется, администрацию школы. Также ребёнку будет необходима помощь психолога.
И запомните самое главное - каждый ученик носит в себе частичку ваших знаний.
Используемые источники
- Лизинский, В.М. Новый учитель для хорошей школы/ В. М. Лизинский. – М. : Смысл, 2019. – 159 с.
- Климович, Е.А. Ребенок боится отвечать на уроках! Что делать? [Электронный ресурс] : , 2020. - Режим доступа : https://shkolala.ru/uchat-v-shkole/obshhie-voprosyi/rebenok-boitsya-otvechat-na-urokah/ - дата обращения: 07.11.2024
- Подорожная, И.Н. Ребёнок боится отвечать на уроке. Как ему помочь? [Электронный ресурс] : , 2021. - Режим доступа : https://findmykids.org/blog/ru/kak-pomoch-rebyonku-otvechat-na-urokakh - дата обращения: 07.11.2024
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВЕСТ - ИГРА «МНОГО ЗНАКОВ ЗНАЮ Я, НАУЧУ И ДРУГА!»
Цель: формирование безопасного поведения детей младшего школьного возраста на дорогах. Задачи: закрепить знания учащихся о дорожных знаках, о правилах перехода улицы; развивать комм...
Развитие речи – одна из важнейших проблем начальной школы. Научить ребёнка говорить – значит научить его мыслить.
Статья в журнале" Народное образование"...
«Я знаю, как научить ребёнка смело отвечать у доски»
В данном материале вы сможете найти способы работы над ответами детей на уроке, тем самым облегчить обучение ученику и работу учителя на уроке. Каждый ребёнок по своему опасается ответа у доски, но не...
Презентация для выступления на тему "Я знаю, как научить ребёнка смело отвечать у доски"
Данная презентация является дополнительным материалом к выступлению, которое имеется на моей странице. Материал данный в презентации поможен более ярко и красочно расскрыть данное выступление....
Задание №2,4 Разработать выступление на методическом форуме ОУ по теме "Я знаю, как научить ребёнка смело отвечать у доски" (ПП. 04.02 Формирование методических компетенций ПМ. 04Методическое обеспечение образовательного процесса)
Выступления на методическом форуме ОУ по теме "Я знаю, как научить ребенка смело отвечать у доски"...
Выступления на методическом форуме на тему: «Я знаю, как научить ребёнка смело отвечать у доски».
Выступления на методическом форуме на тему: «Я знаю, как научить ребёнка смело отвечать у доски». В данном материале представлен материал, как научить ребёнка не бояться отвечать у доски....
Тема: «Я знаю, как научить ребенка смело отвечать у доски».
В докладе представлены причины страха ученика отвечать у доски и как учителю с этим справляться....