"Читательская грамотность - как компонент функциональной грамотности".
статья

"Читательская грамотность - как компонент функциональной грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chitatelskaya_gramotnost.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская грамотность – как компонент функциональной грамотности

         Проблема отсутствия интереса к чтению среди подрастающего поколения главная на сегодняшний день. Век информационных технологий существенно изменил роль чтения в жизни современного человека. Всё реже можно увидеть людей разного возраста читающих бумажную книгу. Возросло количество читающих с помощью цифровых технологий. Особенно это заметно среди молодых людей и школьников. Чтение произведений школьной программы заменяется ознакомлением с их кратким содержанием. Это является причиной того, что учащимся сложно понять и запомнить большой объём информации, содержащийся в тексте, это существенно влияет на успеваемость учащегося.

          Введение федерального государственного образовательного стандарта призвано изменить подход к обучению подрастающего поколения. Школьники должны владеть не только базовыми навыками, но и уметь решать разные жизненные задачи, принимать важные и ответственные решения самостоятельно. Поэтому сегодня очень важно говорить о формировании функциональной грамотности.

           Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

           Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения.

Можно выделить следующие этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе:

1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

          Понимание текста – это один из ключевых навыков, которым должен обладать современный школьник. Ребёнок. испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность – это метапредметное умение, которое важно формировать на всех учебных предметах, используя задания по читательской грамотности.

 Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.

Эффективными приёмами способствующими формированию читательской грамотности являются:

1. Выразительное чтение с соблюдением норм и правил, интонации и темпа с последующим пересказом прочитанного;

2. Выделение главной мысли всего текста или его частей;

3. Понимание информации содержащейся в тексте;

4. Преобразование текстовой информации с учётом целей дальнейшего использования;

5. Применение извлечённой из текста информации в изменённой ситуации;

6. Критическое оценивание степени достоверности содержащейся в тексте информации.

          При выборе текста для работы на уроке важно соответствие возрастным особенностям ученика. Задания к тексту должны затрагивать эмоциональную сферу ребёнка, могли вызывать интерес, любопытство и желание узнать по этой теме, вопросу что-то больше. Желательно, чтобы выбранный для анализа и работы текст соответствовал читательским и жизненным интересам школьников.

           Применяя на всех уроках технологию продуктивного чтения, можно способствовать повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

           Для успешного будущего каждый учащийся должен полностью овладеть всеми компонентами функциональной грамотности, основа которой заложена в читательской грамотности и компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....

«Компьютерная грамотность, как компонент функциональной грамотности в школе»

Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних школьников и педагогов большого запаса разнообразн...

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности

Проблема формирования читательской грамотности младших школьников существовала всегда. Просто в последнее время в мире отечественных и международных исследований она приобрела новое звучание....

Технология формирования читательской грамотности у учащихся как одного из компонентов функциональной грамотности.

Представление опыта работы по использованию технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской....

Презентация на тему: "Формирование математической грамотности как компонента функциональной грамотности"

Самый банальный вопрос — чему должны обучать детей в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических...