Главные вкладки
Использование проектных и исследовательских технологий в учебном процессе.
материал
Выступление на семинаре по теме "Использование проектных и исследовательских технологий в учебном процессе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_proektnyh_i_issledovatelskih_tehnologiy_v_uchebnom_protsesse.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектных и исследовательских технологий в учебном процессе (Слайд 1)
-Сколько видов рыб существует? Для чего птице перья? Есть ли у насекомых мозги?
Подобные вопросы нам часто приходится слышать от своих учеников. Да, мы можем ответить на них. А если нет? Придется заглянуть в энциклопедии, обратиться к ЭОР. Лучше пойти другим путём. Привлечь к поиску ответов самих детей. Ведь возможность самостоятельно искать сведения о мире, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения.
Именно любознательность, жажда новых впечатлений лежат в основе учебных исследований. В государственном стандарте начального общего образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, так как развитие личностных качеств учащихся невозможно без приобретения ими опыта разнообразной учебно–познавательной, практической, социальной деятельности.
При работе над проектной и исследовательской деятельностью в учебном процессе, я ориентировалась на мнение доктора педагогических наук Евгений Семёновны Полат, она считает, что на уроках русского языка, литературы, математики метод проектов имеет относительно низкую эффективность. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов, а такие предметы как: изобразительное искусство, технология, окружающий мир, требуют введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
В своей работе я использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
Работу строю в трёх направлениях:
I направление (Слайд 2) – индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);
Так, каждый урок окружающего мира заканчивался вопросом, который у детей вызывал интерес:
- А как вы считете, есть ли на самом деле хлебное дерево?
- А как вы считаете акулы, киты и дельфины – это млекопитающие или рыбы?
- Верблюд – домашнее животное или дикое?
То есть перед детьми ставилась проблема, решение которой им необходимо было найти в книгах. Ответы на вопросы, дети могли представить устно, с помощью своего рисунка, показать иллюстрацию или составить презентацию. (Презентации детей, показ)
На уроках мы практиковали задавать друг другу вопросы по темам. Для этого использовала следующие упражнения:
- показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы;
- на стол кладу предмет и спрашиваю: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?»;
- игра «Найди загаданное слово». Дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»);
- игра «Угадай, о чём спросили». На карточке написан вопрос: «Когда происходит листопад?» Ребёнок отвечает: «Листопад происходит осенью». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.
б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребенка к учебной деятельности. (Слайд 3)
Зимой было организовано наблюдение за ветками ивы и берёзы, которые поставили в воду. Дети совместно со мной фиксировали результаты. Впоследствии я провожу занятие, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. В результате получается исследовательские работы «Можно ли пробудить дерево зимой»?
№ | Дата | Измененя | Вывод |
При анализе сказок составляем характеристики героям произведения. В разных произведениях один и тот же герой имеет положительные качества, в других произведениях отрицательные. Заинтересовавшиеся ребята продолжают работу по индивидуальным планом («Образ Бабы - Яги», «Образы былинных героев в современной мультипликации»)
II направление (Слайд 3) – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.
Чаще всего групповую работу над проектом, я провожу на уроках изобразительного искутссва, технологии и окружающего мира.
При подготовке к уроку я, заранее предлагаю детям подготовить сообщение. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Читающие дети работаю с энциклопедиями, другие узнают информацию у взрослых, третья группа использует ЭОР. Собранную информацию систематизируем и оформляем в виде проектных работ, что в свою очередь развивает мышление и творческие способности ребенка. ( Изобразительное искусство - «Аквариум», технология - «Фантазии из листьев и цветов», «Новый год», окружающий мир – «Где ты живёшь?», «Идём в гости») (Слайд 4-9)
С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Для проведения мини- исследования на уроке составляю четкую инструкцию для детей по выполнению заданий, обеспечиваю всем необходимым оборудованием. Исследование лучше всего проводить в паре или группе, где ребята распределяют роли, и каждый отвечает за свое маленькое задание. Безусловно, моя помощь очень важна. Представление результатов организовывается по-разному. Возможно, устное сообщение о проделанной работе и результатах. Но наиболее интересный способ – творческое представление результатов в виде рисунка, знака, схемы и др. Например, изучая свойства воды, ребята представили в виде рисунков-знаков. Каждый рисунок отражал своё свойство. (Слайд 10-11)
III направление (Слайд 12) – массовая работа – встречи с интересными людьми, подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка и проведение предметных недель.
После чтения авторской сказки В. Сутеева «Под грибом (Слайд 13)», дети заинтересовались содержанием сказки и решили подготовить театрализованное представление. Роли выбирали по желанию. Совместно с родителями изготовили костюмы и декорации. В.Бианки «Лесной Колобок - Колючий бок». (Слайд 14) В последствии эти сказки были показаны детям подготовительной группы детского сада.
Ещё один приём с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные проблемы – это кукольный театр. (Слайд 15 .) В.В.Бианки «Лис и Мышонок».
В дальнейшем я планирую продолжить работу по использованию исследовательской деятельности на уроках. Планирую организовать исследования на других предметах. Выбор темы будет зависеть от выбора самих детей. Но уже сейчас можно утверждать, что использование исследовательской деятельности на уроках повышает познавательный интерес учащихся к предмету, к темам и к творчеству. Важным моментом, я считаю, это самостоятельная работа по добыванию знаний и развитие творческих способностей ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование информационных технологий в учебном процессе"
Использование цифровых систем...
« ВНЕДРЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МЕТОДИК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»
Главной целью в своей работе считаю целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично-развивающейся личности младшего школьника, готового к правильному взаимо...
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе и внеклассной работе учителя начальных классов Кузьминой Е.Г.
В данной работе излагается использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеклассной работе...
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Данный опыт раскрывает возможности использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе для сохранения здоровья учащихся и обеспечения качества обучения. Содержит практический материал для ...
Проектно - исследовательская деятельность в учебном процессе
Проектно - исследовательская деятельность в учебном процессе...
Проектная работа "Здоровьесберегательные технологии в учебном процессе в рамках ФГОС второго поколения"
В проекной работе даны несколько здоровьесберегательные технологии, где можно использовать во время урока....