Программа "Одаренные дети", 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Кононова Тамара Петровна

Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

 «Комитет по образованию Администрации города Улан-Удэ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 51»  г. Улан-Удэ

Программа «Одаренные дети»

для учащихся 2 класса «В»

Составила: учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 51»

Кононова Тамара Петровна

г. Улан – Удэ

2023


Введение

Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства.

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей образовательного учреждения. Вопросы обучения и развития одаренных детей не следует выделять в отдельную проблему, потому что все они по природе обладают творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей. Если же способности ребенка не находят своего полноценного и творческого развития, то виноваты в том взрослые, которые либо не создали условий, необходимых для развития природных возможностей данного ребенка, либо загасили его природные способности своими догматическими методами обучения. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого

учащегося.

Цель:

уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;

усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;

 исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.

Задачи:

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);

- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях). 

Девиз

ТАЛАНТ ТРУДОЛЮБИЕ ТЕРПЕНИЕ ТВОРЧЕСТВО ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ

Основные направления реализации программы:

  • выявление одаренных учащихся;
  • создание банка данных «Одаренные дети»;
  • разработка индивидуальных форм работы;
  • внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на школьных, районных олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях

Принципы работы с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Стратегия работы с одарёнными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.

Творческие мастерские: 

  • мастерская художественного слова;
  • музыкальная мастерская;
  • «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);
  • мастерская здорового образа жизни (программы «Разговор о правильном питании», « Час здоровья»и др.).

II этап – диагностический  – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

Формы работы с одарёнными детьми

  • объединения дополнительного образования;
  • групповые занятия с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;

Условия успешной работы с одарёнными детьми

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы образовательного учреждения.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

  • учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учениками должно быть направлено на оптимальное развитие способностей иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию охотно работает над пополнением собственных знаний, учится у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным, проводником передовых педагогических технологий, психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» на 2023 – 2024 гг.

Сроки

Мероприятия

Сентябрь

 Встреча с родителями. Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности.

Разработка индивидуальных программ развития одарённых учащихся.

Октябрь

Разработка плана работы с одаренными детьми на 2023/2024 учебный год, составление базы одаренных детей.

Ноябрь

Выставка художественного мастерства

Декабрь

Подготовка к классным олимпиадам

Январь

Проведение внутриклассных олимпиад по предметам

Февраль

Участие в школьных олимпиадах

Март

ежегодно

Выставка детского творчества.

Участие в районных олимпиадах

Май

Анализ результатов школьных и районных олимпиад.

Анализ предоставляемых школой возможностей развития одарённых детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 3 классе " Проверь себя. Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»

Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой   "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...

Викторина по сказкам для детей класса КРО

Викторина по сказкам школьной программы...

Интеллектуальные игры в начальной школе. Логические задачи для детей первого класса. Логические задачи для детей второго класса.

Логические задачи для детей первого и второго класса. Материал может использоваться на уроках математики, во внеклассной работе учителями и родителями для развития логического мышления детей 6-8 лет....

Сценарий литературного театрализованного праздника по сказкам народов мира для детей классов « Особый ребенок».

цель данного мероприятия формировать у детей представление об одном из жанров фольклора –  сказке; о связи русских народных сказок с другими сказками. Познакомить детей с особенностями национальн...

Статья «Особенности развития эмоционально – волевой сферы детей классов-групп»

В данной статье раскрываютя особенности эмоционально-волевой сферы детей со сложной структурой дефекта....

Внеурочная занятость детей класса

В списке указаны кружки, секции, которые посещают дети...