«Использование игровой технологии в образовательном процессе начальной школы»
статья
Данный материал может быть использован в работе учителя начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая мастерская Использование игровых технологий на уроках в начальной школе | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая мастерская
«Использование игровой технологии в образовательном процессе начальной школы»
Добрый день! Я, Павленко Екатерина Александровна, работаю учителем начальных классов в школе №4 (Слайд 1) Приветствую вам в своей методической мастерской.
Образование в начальной школе – фундамент дальнейшего учебного процесса. Если ребенок усваивает простейшие понятия, то и в старших классах ему легко даются сложные предметы. Я заинтересована в том, чтобы ребята показывали хорошие результаты в учении. Детям 6-9 лет неинтересно изучать сухую теорию. Поэтому я использую игровую технологию. С учетом возрастных особенностей детей начальной школы основой обучения является игра.
(Слайд 2)
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).
Для младшего школьника она имеет исключительное значение: игра для них учеба, игра для них труд, игра – серьёзная форма воспитания.
(слайд 3)
Игры классифицируются:
- по области деятельности;
- по характеру педагогического процесса;
- по игровой методике;
- по предметной области;
- по игровой среде. (слайд 4)
Игра в обучении применяется, как:
- форма урока или занятия во внеурочной деятельности;
- структурный элемент урока;
- прием выполнения упражнения или задания.
Рассмотрим Игру как форму урока.
(Слайд 5)
4 класс. Окружающий мир.
Тема урока «Природные зоны России»
(Вид урока: обобщение знаний
Форма проведения: урок – путешествие
Цель: обобщиение знаний учащихся по разделу «Природа России»;) (фото – дети в группе)
Класс делится на 5 групп. В начале урока ребята должны определить, с какой природной зоной они работают в своей группе. Группам выдаются конверты с заданиями на весь урок. На конверте находится ребус.
1 задание «Отгадай природную зону».
Слайд 6
Учащиеся разгадывают ребус, узнают название природной зоны, с которой будет работать их группа. Подходят к доске, показывают ее на карте и (Фото карта с табличками) обозначают название с помощью табличек. Слайд7
2 задание Кроссворд «Животный мир» Слайд 8
Учащиеся в каждой группе разгадывают кроссворды о животном мире своей природной зоны. Затем выбирают из предложенных картинок животных те, которые обитают в указанной природной зоне и фиксируют результат на карте. (фото карты с животными) Слайд 9
3 задание Пазл «Растительный мир»
Слайд 10
Ребята собирают пазл, определяют, какие растения изображены, дополняют список растительного мира другими названиями.
4 задание Криптограмма «Деятельность человека»
Слайд 11
В данной криптограмме использован классический шифр, где числа замещаются буквами. Разгадав головоломку, ребята назовут деятельность человека в своих природных зонах.
После выполнения всех заданий ребятам задается вопрос: «С чем связаны изменения природных зон? (а значит и изменения в растительном, животном мире и деятельности человека). Учащиеся отвечают, что связано это с климатом природных зон.
(Слайд12
Здесь предлагается языковая игра «Дополни текст». Группам выдаются тексты с описанием климата природных зон России. Ребята заполняют пропуски.
Затем каждая группа подводит итог, рассказывает все о своей природной зоне, объединив все знания
После выполнения всех заданий учитель констатирует достигнутые результаты. Ребята оценивают свою работу в группах. Делятся своими впечатлениями. Данная форма урока позволяет систематизировать учебные знания, всем учащимся включиться в работу.
Занятия по внеурочной деятельности тоже можно построить в форме игры, например, урока-соревнования.
Слайд 13
3 класс Внеурочная деятельность «В мире книг»
Тема занятия: творчество Виктора Юзефовича Драгунского. «Денискины рассказы»
Форма проведения: урок-соревнование
Цель: систематизация знания учащихся о прочитанных произведениях В. Ю. Драгунского
Основа этого занятия – это состязание команд. Поэтому класс делится на 2 команды, придумывают названия, выбирают капитанов. Они руководят действиями своих товарищей и распределяют, кто из членов команд будет отстаивать решение каждого задания. (Фото жюри?) Дав время на обдумывание и поиск решений, жюри, состоящее из учителя и учащихся не вошедших в состав команды, следит за соблюдением правил соревнования, ведет подсчет заработанных баллов и подводит итоги состязаний.
В данном соревновании используем следующие задания: Слайд 14
- Блиц - опрос
- Угадай персонажа «кто я»?
- Бюро находок
- Инсценировка фрагментов
Расскажу подробнее по каждому виду задания.
Задание 1. Блиц – опрос
Слайд 15
Каждой команде поочерёдно задаются вопросы. Отвечают представители команды. Если они затрудняются, право ответа переходит к команде соперников.
Задание 2. «Угадай персонажа «Кто я?»
Слайд 16
Командам так же поочередно предлагается иллюстрация и небольшие пояснения к ним. Учащиеся после обсуждения называют героев рассказов.
Задание 3. «Бюро находок»
Слайд 17
На слайдах появляются предметы, которые встречаются в «Денискиных рассказах» Драгунского. Участникам необходимо вспомнить, кому принадлежат эти предметы и из какого они произведения?
Уроки-соревнования стимулируют учащихся, усиливают мотивацию обучения.
Они требуют обязательного подведения итогов, где выявляется победитель.
- Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение её как структурного элемента урока или внеклассного занятия.
Актуализация знаний – важный этап урока, который необходим для того, чтобы учитель мог переходить к объяснению нового материала. К данному этапу урока следует подходить творчески. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес, обеспечивает более высокую результативность. На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр: кроссворды, ребусы, загадки, блиц-опрос и многие другие.
Слайд 18
Например, на этапе актуализации знаний к вводному уроку литературного чтения по теме "Люби живое" в 3 классе можно использовать филворд.
Цель данной головоломки: активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке.
На этапе постановки учебной задачи можно использовать следующие игровые моменты:
Слайд 19
2 класс Математика
Тема : Миллиметр
Цель игры: развивать умение ориентироваться на величину предметов;
Задание : Расставьте квадраты по величине, начиная с самого большого. Какое слово у нас получилось? Формулируется тема урока.
На уроке русского языка можно использовать игру «Собери слово»
Учащимся предложена группа слов. Из первых звуков каждого слова нужно составить новое. (Даны слова: говорить, ловить, активный, гром, осина, лопата – ключевое слово ГЛАГОЛ)
Цель игрового момента заключается: в автоматизации звуков, развитии фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза.
Игры с успехом можно применять и на этапе закрепления знаний. С игрой лучше усваивается изученный ранее материал. Закрепление изученного материала имеет основную дидактическую цель – формирование определенных умений. На этом этапе возможно использование различных головоломок.
Слайд 20
Например, при закреплении темы: Род имен существительных можно использовать такую головоломку, как Крисс-кросс. В которой учащиеся находят имена существительные мужского, женского и среднего рода.
Цель головоломки: закрепление знаний учащихся по подбору имен существительных путем выполнения логического задания.
Классическим применением игры может быть составление кроссворда по заданной теме, т.е учащиеся самостоятельно составляют головоломку, используя новые понятия, определения, словарные слова и прочее.
- Использование игры как прием выполнения задания, т.е. элементов театрализации. Эти элементы можно включать на разных уроках: литературного чтения, русского языка, математики, обучении грамоте, окружающего мира и на разных этапах.
Слайд 21
При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.
Например, при изучении раздела “Нумерация чисел первого десятка” используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе применяем игру “Составим поезд”:
Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа. ( Фото детей- вагонов?)
Учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. (Фото записи Примеров?) Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. Класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”
Слайд 22
При ознакомлении на уроках математики в 4 классе с задачами на встречное движение необходимо опираться на жизненный опыт и наблюдения учащихся, поэтому я использую театрализованные игры на этих уроках.
Для разбора решения этой задачи проиллюстрировать движение, вызвав к чертежу двух учеников и на примере театрализации показать движение велосипедистов.
Используя в своей практике игровую технологию, я достигла следующих результатов – это повышение качества знаний.
Слайд 23
В классе я провела анкетирование среди ребят. Узнала, как они относятся к игре уроках. Были предложены следующие вопросы.
- Нравится ли тебе, когда учитель используют на уроке игру?
Всем ребятам, без исключений, нравится игра на уроках. Слайд 24
- На каких уроках тебе нравится играть? Слайд 25
Ребята моего класса отдают предпочтения играм на уроках математики и окружающего мира, хотя и есть те, кому больше нравятся игры на уроках русского языка и чтения.
- Что больше тебе нравится в игре? Слайд 26
Большинству ребят нравится играть на уроке, потому хотят побеждать или быть капитаном команды, руководить своей группой, кто-то играет, потому что даются интересные виды заданий, и в игре дети получают новые знания.
Игровая технология на уроках предоставляет возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, создают ситуацию успеха для слабых учеников.
Таким образом, игровая технология активизирует, формирует и развивает познавательные процессы.
Спасибо за внимание! Слайд 27
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование ЭОР в учебно-образовательном процессе начальной школы
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства....
Игровые технологии в образовательном процессе начальных классов
Задачи:•1. Раскрыть особенности педагогических игр;•2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых техноло...
использование игровой технологии на уроках в начальной школе.
Материал содержит описание игровой технологии и технологическую карту урока обучения грамоте....
Сертификат участия в республиканском семинаре "Использование интерактивной доски в образовательном процессе начальной школы"
16-17 февраля 2015 года принимала участие в республиканском семинаре ""Использование интерактивной доски в образовательном процессе начальной школы""...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ЗДОРОВЬЕСБРЕЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В данной статье представлены аспекты здоровьесбережения , используемые на уроке, включение в содержательную часть уроков вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом...
Реферат "Использование проектных задач в образовательном процессе начальной школы".
Предлагаемый реферат поможет педагогу сориентироваться в теоретических основах учебного проектирования, определиться в различии учебных и проектных задач, а также активнее использовать проектные...
«Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»
выступление «Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»...