Воспитательный потенциал современного урока
учебно-методический материал
Публикация содержит материал для проведения педагогического совета на тему "Воспитательный потенциал современного урока"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vospitatelnyy_potentsial_sovremennogo_uroka.doc | 90 КБ |
pedsovet_vospitatelnyy_potentsial_sovremennogo_uroka.pptx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1 Воспитательный потенциал современного урока в свете требований обновлённых ФГОС
Слайд 2 В мае 2020 года президент РФ В.В. Путин инициировал изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», которые касались усиления воспитательного процесса в образовательных организациях. 1 сентября 2020 года Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» вступил в силу.
31 мая 2021 года были приняты обновлённые Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования.
Слайд 3 Что нового привнесли они в деятельность школы и педагогов?
Во-первых, новым для современной школы стал сам факт обязательности организации воспитательного процесса.
Во-вторых, стандарт требует от школ организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке.
В-третьих, ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности.
Слайд 4 Перед образованием поставлена ключевая педагогическая задача: школа должна воспитать гражданина современного общества, способного учиться всю жизнь.
Задачи, которые ставит перед школой государство и общество, меняются. Что в связи с этим меняется в школе? Методы, способы, приёмы, формы, технологии… А что остаётся неизменным? Урок. Каким должен быть современный урок в свете требований обновлённых Стандартов?
Родившись как форма организации обучения около четырехсот лет назад, урок не мог за это время не измениться и не приобрести черты современной культуры. Из урока с определенным содержанием учебного материала, традициями и правилами, жесткой регламентацией и дисциплиной, неукоснительным подчинением учеников учителю, он трансформировался в урок, устремленный гуманизировать действительность, предоставить растущему человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной жизни непреходящие ценности.
Все чаще сегодня мы слышим вместо слова «урок» - «учебное занятие». Стратегия современного урока выходит далеко за пределы простой передачи знаний.
Урок должен помогать ребенку осознать себя, окружающую действительность и свою ответственность за нее, обрести жизненные силы и в итоге - стать активным субъектом жизни и творчества.
Слайд 5 Современно звучат цели образования, обозначенные еще Яном Амосом Коменским: развивать способности, совершенствовать языки, воспитывать нравственно, то есть осуществлять то, что помогает человеку стать Человеком.
Слайд 6, 7, 8, 9 Игра «Где логика?», 1 раунд «Найди общее»
Развести понятия «воспитание» и «обучение» в контексте современного понимания образования как индивидуально-личностного феномена невозможно. Воспитание предваряет обучение, сопутствует ему через различные виды педагогического сопровождения и доминирует путем различных форм воздействия (социум, личности педагога и родителей, средств массовой информации).
Слайд 10 «Учить и воспитывать как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке»
Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока? Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока. Один из них отражен в суждении: «Каждый урок воспитывает». Если урок дидактически правильно организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности. На формирование – да, но не на воспитание,
Слайд 11 т.к. воспитание – непременно целенаправленный процесс, непрерывный, т.е. организованный и построенный с осознанной и специально поставленной целью.
Очень важно уметь правильно поставить эту цель на каждом уроке. Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель будет охватывать целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны. Из урока в урок, имея одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи и указывает, через что они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности.
Слайд 12 Воспитательные задачи должны предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности для:
- формирования и развития различных качеств личности учащихся;
- воспитания убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений науки на благо развития цивилизации;
- сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, воспитания уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем современной действительности;
- формирования готовности к морально-этической оценке использования научных достижений и собственных поступков.
Слайд 13 Воспитательные задачи урока должны удовлетворять следующим требованиям:
- быть сформулированы в несовершенной, продолженной форме («воспитывать», «развивать»);
- быть конкретными и ясными (не «воспитать гражданственность учащихся», а должны быть названы те компоненты гражданственности, над которыми школьники будут работать на этом уроке, например «воспитывать уважение к защитникам Родины»);
- основываться на материале урока;
- соответствовать логике используемых методов обучения, средств и технологий.
Слайд 14 Важную роль в реализации воспитательного потенциала урока играет применение современных образовательных технологий. Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности, что является важнейшим условием реализации воспитательного потенциала современного урока.
Реализуя образовательный процесс в формате урока, учитель использует различные методы обучения и педагогические технологии, каждый из которых по-своему влияет на воспитание и развитие личности школьника:
- поисковые и исследовательские методы формируют у обучающегося ценности научного познания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и критичность мышления, умения принимать решения;
- репродуктивные методы (задания) воспитывают трудолюбие, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, стремление доводить работу до конца, развивают произвольность, умение следовать инструкции;
- творческие методы (задания) формируют ценности творчества и созидания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, способствуют самопознанию;
- методы обучения на основе заданий по выбору обучающихся позволяют обучающемуся уточнить сферу своих интересов, способствуют самопознанию, влияют на мотивацию обучения и самовоспитания, развивают целеполагание, креативность, умение делать выбор;
- метод проектов развивает субъективность обучающегося, воспитывает самостоятельность, инициативность, организованность, ответственность, развивает рефлексию, самоконтроль, способствует адекватности самооценки;
- методы обучения в парах, малых группах воспитывают у школьника, прежде всего, коммуникативные УУД – социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;
- методы и технологии отметочного и безотметочного оценивания развивают самооценку и оценочные умения школьника: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других, способствуют самопознанию, самоконтролю и рефлексии. Формируют регулятивные УУД.
Нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания. Под неосознанным принято называть то воспитание, которое учитель не планирует заранее, не прописывает в тетради, но воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к детям и окружающим, своим внешним видом и реакциями на раздражители. Полный достоинства и уверенности учитель воспитывает своим примером.
Слайд 15 В.А.Сухомлинский писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».
Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность».
Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучить, развить, воспитать. Согласно этому общие требования к модели классического урока конкретизируются в дидактических, развивающих и воспитательных требованиях.
Слайд 16 Дидактические требования:
□ четкое определение образовательных задач каждого урока;
□ рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
□ внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
□ творческий подход к формированию структуры урока;
□ обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля;
□ научный расчет и мастерство проведения урока и др.
Слайд 17 Развивающие требования:
□ формирование у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
□ изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, а также проектирование зоны их ближайшего развития;
□ проведение учебных занятий на опережающем уровне и др.
Слайд 18 Воспитательные требования:
□ определение воспитательных возможностей учебного материала, форм деятельности на уроке, постановка реально достижимых воспитательных целей;
□ воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование усидчивости, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности и др.;
□ внимательное и чуткое отношение к учащимся, педагогический такт, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом – совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся.
Слайд 19 Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:
Слайд 20
- воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета (так, для экологического воспитания больше возможностей имеется при изучении биологии, чем при изучении литературы; литература более способствует эстетическому воспитанию, чем химия; уроки истории, краеведения, ОБЖ обладают большими возможностями для патриотического воспитания, чем уроки математики и т. д.).
Слайд 21
- воспитательные возможности содержания образования на уроке, которые зависят от темы данного урока, его образовательных и развивающих целей и задач.
Слайд 22
- воспитательные возможности организации урока (возможности для воспитания, имеющиеся на уроке независимо от учебного предмета и темы конкретного урока).
Воспитание у учеников определенных качеств на разных этапах
□ Организационный момент. Воспитываются организованность, внимательность, формируются умения быстро сосредоточиваться.
□ Проверка домашнего задания. Воспитываются ответственность за порученное дело, уверенность в себе, умения слышать и слушать другого ученика, реагировать на неожиданную ситуацию, сдерживать эмоции, выступать публично.
□ Объяснение новых знаний. Воспитываются умения сконцентрироваться на получении информации, выделить главное, установить причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
□ Проверка усвоенного материала. Воспитывается критическое отношение к своим знаниям, развивается способность оценить эффективность собственной работы.
□ Объявление домашнего задания. Воспитываются терпение, аккуратность, умение сосредоточиваться.
Слайд 23
Вновь обратимся к обновленным Стандартам. В-четвертых, появилось новое требование к школам - разрабатывать специальные программы воспитания.
Слайд 24 Программа состоит из четырех основных разделов.
1-й раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса». В нем представлен алгоритм описания школой специфики своей деятельности в сфере воспитания.
2-й раздел «Цель и задачи воспитания». В нем на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.
3-й раздел «Виды, формы и содержание деятельности». Здесь показывается, каким образом может осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания.
Данный раздел состоит из нескольких инвариантных (обязательных) и вариативных модулей. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных задач воспитания.
Слайд 25 Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями».
Слайд 26 Вариативными модулями могут быть: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные и социальные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы».
4-й раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы». В нем показывается, каким образом в школе может осуществляться самоанализ воспитательной работы
Слайд 27 Рассмотрим блок «Школьный урок»
Что нужно сделать для того, чтобы наши обычные школьные уроки стали воспитывающими уроками? Можно воспользоваться некоторыми нехитрыми приемами.
Слайд 28 1. Установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания. Находить время, повод и темы для неформального общения со своими учениками – как до уроков, так и после них. При этом учителю важно уметь слушать детей и не стремиться переносить акцент в разговоре только на себя и волнующие только его вопросы. Стоит такому взрослому выказать свой интерес к увлечениям, мечтам, жизненным планам, проблемам детей, как они с легкостью вступают в разговоры на подобные темы, а интерес к общению с учителем часто трансформируется и в интерес к урокам этого учителя.
2. Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Например: обговорить с детьми правила, которые нельзя нарушать на уроке ни при каких обстоятельствах, выбрать те правила, которые больше всего мешают проведению урока (не более трех, например: во время работы в классе должна быть тишина; не выкрикивать ответы с места, не подсказывать и т.д.), каждому, кто нарушит правило давать жетон (красную карточку) у кого больше 3-х жетонов зарабатывает дополнительное ДЗ.
Слайд 29 3. Использовать на уроке знакомые детям, а потому более действенные примеры, образы, метафоры – из близких им книг, фильмов, мультиков, компьютерных игр. Это поможет учителю сократить дистанцию между ним и его учениками, поможет стать для школьников значимым взрослым, будет способствовать созданию детско-взрослых общностей, столь важных в воспитании.
4. Обращаться во время урока к личному опыту своих учеников. Например, так: «Поднимите руку, кто из вас хоть раз падал, поскользнувшись на льду, или споткнувшись о камень. Шишки были? Друзья сильно смеялись? А теперь внимание – сосредоточьтесь и вспомните, куда именно вы падали: вперед или назад? … Прекрасно! … Прекрасно, разумеется, не то, что вы упали, а то, что так отчетливо это вспомнили. Этот нехитрый прием также поможет учителю сделать свой урок чуть более привлекательным.
5. Обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка. Делать акцент на его интересах, увлечениях, привычках. Другими словами, необходимо вести урок не для массы учеников, а для как можно большего количества индивидуальностей, сидящих в данный момент за партами. Этот прием имеет простое психологическое объяснение – когда ребенка таким образом выделяют на уроке, он с большим интересом относится и к самому уроку.
6. Проявлять особое внимание к ученикам, нуждающимся во внимании. В таких ситуациях важно проявить участие: поинтересоваться, все ли нормально, а в случае плохого самочувствия ребенка – предпринять необходимые меры. Как правило, в любом классе есть дети, которые по разным причинам склонны отвлекать внимание остальных от урока. Особое умение учителя – направить их энергию в нужное русло. (дать какое-то задание) И, конечно, не стоит забывать о более способных учениках – их потенциал можно использовать для помощи менее способным одноклассникам.
7. Заводить в классе маленькие, привлекательные для детей традиции. Например, каждый урок начинается с мини игры «Счастливчик» В классе случайным способом выбирается один ученик, который будет отвечать домашнее задание любым способом (устно у доски, письменно на карточке, в тетради и т. д.), у него есть право отказаться, если он получает отметку, которая его не устроит, то и от нее он может отказаться. Такая игра в начале урока настраивает детей на позитивный лад, снимает психологическое напряжение перед опросом, позволяет быстрее включиться в учебный процесс.
8. Честно выполнять свою работу. Несмотря на усталость, нехватку времени, стресс, работать не спустя рукава. Общеизвестно, что халтуру и равнодушие к себе чувствуют все дети, и… не всегда прощают.
Итак, воспитательный потенциал урока сегодня реализуется через направленность, знания, умения и способности учителя, через феномен профессиональной культуры педагога, через системную реализацию потенциала содержания учебных дисциплин; через постановку и решение сверхзадач; через использование опыта гуманистической педагогики.
Современный урок направлен не на то, чтобы помочь ученику «пройти» параграф, запомнить формулу или выучить правило, а на то, чтобы стимулировать его к постижению какой-то закономерности жизни, знание которой может сделать его сильнее, свободнее в своих поступках, в выборе собственной судьбы. Именно поэтому во всем, что происходит на уроке, должен быть заложен определенный педагогический смысл.
Слайд 30 Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока:
- при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом;
- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями;
-осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;
-использовать на этапе актуализации инновационные технологии;
- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;
-применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач;
-проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.
Рефлексия
Слайд 31 «Учитель на уроке должен пользоваться всяким случаем, чтобы посредством обучения закинуть в душу дитяти какое-нибудь доброе семя»
К.Д. Ушинский
«Практическая реализация воспитательного потенциала урока»
1. Обладает ли учебный предмет, который Вы преподаете, особыми воспитательными влияниями на учащихся? - да - нет - некоторыми
2. Считаете ли Вы, что благодаря Вашим урокам дети личностно развиваются? - да - нет - все зависит от классного руководителя
3. Как Вы оцениваете психологический климат на Ваших уроках?
- умею создавать благоприятный
- по-разному: смотря, в каком состоянии дети
- климат не имеет значения: дети все должны учиться
4. Удается ли Вам создавать ситуацию успеха каждому ученику? - тем, кто хорошо учится - да, всем - нет, меня волнуют знания детей - 5. Считаете ли Вы, что на уроке Вы с детьми изучаете жизнь? - нет, я преподаю основы науки - да, я пытаюсь - иногда это удается
6.Удается ли Вам внедрить традицию ответственного отношения к учебе? -нет -да -не во всех классах
7. Что считаете главным для хорошего урока?
- результат усвоения материала
- радость познания
- добросовестный труд детей, четкое выполнение запланированного содержания
8. Завершите, пожалуйста, предложение:
Хороший урок — это когда……..
«Практическая реализация воспитательного потенциала урока»
1. Обладает ли учебный предмет, который Вы преподаете, особыми воспитательными влияниями на учащихся? - да - нет - некоторыми
2. Считаете ли Вы, что благодаря Вашим урокам дети личностно развиваются? - да - нет - все зависит от классного руководителя
3. Как Вы оцениваете психологический климат на Ваших уроках?
- умею создавать благоприятный
- по-разному: смотря, в каком состоянии дети
- климат не имеет значения: дети все должны учиться
4. Удается ли Вам создавать ситуацию успеха каждому ученику? - тем, кто хорошо учится - да, всем - нет, меня волнуют знания детей - 5. Считаете ли Вы, что на уроке Вы с детьми изучаете жизнь? - нет, я преподаю основы науки - да, я пытаюсь - иногда это удается
6.Удается ли Вам внедрить традицию ответственного отношения к учебе? -нет -да -не во всех классах
7. Что считаете главным для хорошего урока?
- результат усвоения материала
- радость познания
- добросовестный труд детей, четкое выполнение запланированного содержания
8. Завершите, пожалуйста, предложение:
Хороший урок — это когда……..
Проект решения педсовета
1. При подготовке к уроку учитывать дидактические, развивающие и воспитательные требования к уроку.
2. При планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом.
3. Использовать содержание учебного материала, приемы, методы, современные технологии, направленные на реализацию воспитательных задач урока.
4. Использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие.
5. Применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач.
6.Проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Документы Стратегия развития воспитания в Российской Федерации. Национальный проект «Образование ». Федеральный закон № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ ». Приказ № 286 от 31.05.2021 г. Министерства просвещения РФ «Об утверждении ФГОС НОО». Приказ № 287 от 31.05.2021 г. Министерства просвещения РФ «Об утверждении ФГОС ООО».
ФГОС 3 поколения Особенности Во-первых, новым для современной школы стал сам факт обязательности организации воспитательного процесса. Во-вторых, стандарт требует от школ организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке. В-третьих, ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности.
Ключевая педагогическая задача: школа должна воспитать гражданина современного общества, способного учиться всю жизнь.
Цели образования, обозначенные Яном Амосом Коменским: развивать способности, совершенствовать языки, воспитывать нравственно, то есть осуществлять то, что помогает человеку стать ЧЕЛОВЕКОМ.
«Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке»
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося…
Воспитательные задачи направлены на: - формирование и развитие различных качеств личности учащихся; - воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений науки на благо развития цивилизации; - сотрудничество в процессе совместного выполнения задач, воспитания уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем современной действительности; - формирование готовности к морально-этической оценке использования научных достижений и собственных поступков.
Воспитательные задачи урока должны удовлетворять следующим требованиям: - быть сформулированы в несовершенной, продолженной форме («воспитывать», «развивать»); - быть конкретными и ясными (не «воспитать гражданственность учащихся», а должны быть названы те компоненты гражданственности, над которыми школьники будут работать на этом уроке, например «воспитывать уважение к защитникам Родины»); - основываться на материале урока; - соответствовать логике используемых методов обучения, средств и технологий.
Современные педагогические технологии 1 . Информационно – коммуникационная технология 2. Технология развития критического мышления 3. Проектная технология 4. Технология развивающего обучения 5. Здоровьесберегающие технологии 6. Технология проблемного обучения 7. Игровые технологии 8. Модульная технология 9. Технология мастерских 10. Кейс – технология 11. Технология интегрированного обучения 12. Педагогика сотрудничества. 13. Технологии уровневой дифференциации 14. Групповые технологии. 15. Традиционные технологии (классно-урочная система) Робототехника Перевёрнутый класс
«У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира». В.А.Сухомлинский «...Нужно уметь сказать так, чтобы они ( ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». А.С.Макаренко
Дидактические требования: □ четкое определение образовательных задач каждого урока; □ рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; □ внедрение новейших технологий познавательной деятельности; □ творческий подход к формированию структуры урока; □ обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля; □ научный расчет и мастерство проведения урока.
Развивающие требования: □ формирование у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; □ изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, а также проектирование зоны их ближайшего развития; □ проведение учебных занятий на опережающем уровне.
Воспитательные требования: □ определение воспитательных возможностей учебного материала, форм деятельности на уроке, постановка реально достижимых воспитательных целей; □ воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование усидчивости, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности и др.; □ внимательное и чуткое отношение к учащимся, педагогический такт, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:
Воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета – возможности воспитания, зависящие от содержания и направленности предмета.
Воспитательные возможности содержания образования зависят от темы урока, его образовательных и развивающих целей и задач.
Воспитательные возможности организации урока – это возможности для воспитания школьников, имеющиеся на уроке независимо от учебного предмета и темы конкретного урока.
ФГОС 3 поколения Особенности В-четвертых, появилось новое требование к школам - разрабатывать специальные программы воспитания.
Делаем урок интересным Надо находить время, повод и темы для неформального общения со своими учениками. Важно умение слушать детей. Стараться использовать на уроках знакомые детям образы (герои фильмов ит.д.), это поможет коммуникацию на уроках сделать более эффективной. Чаще обращаться во время урока к личному опыту своих учеников . Найти способ увлечь как слабых, так и сильных обучающихся. Акцентировать внимание на индивидуальных особенностях , интересах, увлечениях учеников. Подбирать воспитывающее содержание урока , то есть то, что побудит обучающихся задуматься о ценностях нравственных вопросов, жизненных проблемах (информация о вредных привычках, о нравственных и ненравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о культуре).
Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока: - при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом; - продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями; -осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока; -использовать на этапе актуализации инновационные технологии; - использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие; -применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач; -проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока .
«Учитель на уроке должен пользоваться всяким случаем, чтобы посредством обучения закинуть в душу дитяти какое-нибудь доброе семя» К.Д. Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная направленность современного урока
Выступление на МО...
"Повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса".
О необходимости реализации воспитательного потенциала содержания урока....
«Воспитательные ресурсы современного урока как средства формирования личностных УУД».
Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. Меняется позиция учителя. Из «театра одного актера» традиционн...
Воспитательный потенциал современного урока
Данная статья о воспитании нравственных качеств младшего школьника в условиях современного урока. На примере уроков математики и литературного чтения....
Протоколы родительских собраний. «Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения»,"Причины и последствия детской агрессии", "Первая отметка и как к ней относиться"
Протоколы родительских собраний. «Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения»,"Причины и последствия детской агрессии", "Первая отметка и как к ней относиться"...
Доклад для МО «Повышение воспитательного потенциала семьи в условиях современного образования»
Очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, комп...
Воспитательный потенциал на уроках русского языка
Выступление на районной конференции...