Доклад на педсовете. "Интегрированные уроки в начальной школе, как способ активации познавательной деятельности учащихся"
материал

Доржиева Валентина Владимировна

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию. Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannye_pomenyat_.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные уроки в начальной школе, как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию. Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта.

Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков.

Становление самостоятельности, инициативности, ответственности, формирование умения учиться являются ведущими целями образования.

Теперь на первой ступени школьного образования ребёнка нужно научить не только читать, считать и писать, но и привить навыки решения творческих задач, поиска и анализа нужной информации, а также потребность в мотивации к обучению.

В условиях действия новых стандартов во многом изменяется и организация обучения. Новый стандарт ориентирован на метапредметные знания и личностный результат. Отсюда следует возрастающая роль такой формы образовательного процесса, как интегрированный урок.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Интегрированный урок помогает решить следующие задачи, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:

  • Развитие познавательной, творческой активности и самостоятельности учащихся;
  • Развитие образного мышления;
  • Повышение мотивации учебной деятельности;
  • Показ метапредметных связей и их применение при решении разнообразных задач;
  • Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями;
  • Исключается дублирование учебного материала, в результате снижение нагрузки учащихся;
  • Интеграция обеспечивает благоприятный психологический климат на уроке.

Интегрированные уроки строятся на основе межпредметных связей. Интеграция не отрицает предметной системы. Она является возможным путём её совершенствования.

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные интегрируемые с ним предметы помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

Хочу поделиться опытом своей работы по использованию в практике школьного обучения в начальных классах технологии межпредметной интеграции на примере уроков русского языка.

Привожу примеры интеграции русского языка с литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, музыкой, а так же русский язык с технологией. Интегрированные уроки русского языка по теме: Сочинение по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели», урок - творчества «Краски золотой осени», урок русского языка и технологии по теме правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Конспект интегрированного урока русского языка с элементами окружающего мира, музыки изобразительного искусства и литературного чтения

Тема: Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Цели:

  • Подготовить детей к написанию сочинения по картине; показать им художественные достоинства работы А. К. Саврасова.
  • Закрепить правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных.
  • Обогащать словарь детей новыми словами, развивать речь.

Название этапа урока

Оборудование

I

Вводная часть.

Организационный момент.

1

Объявление темы урока:

- Сегодня у нас необычный урок. Урок русского языка с элементами экологии, музыки, изобразительного искусства, детской литературы. Такой урок называется интегрированный. Готовимся к сочинению по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Репродукция картины А.К.Саврасова  «Грачи прилетели»,

CD-диск с записью произведения Чайковского «Времена Года»,

Портрет П.И. Чайковского, картина с изображением грача, весны.

II

Основная часть

1

  Вступление.

 - Сегодня у нас гостья! Кто она?

Загадка:  - Я раскрываю почки в зеленые листочки, деревья одеваю, посевы поливаю, движения полна, зовут меня…….. (Весна)

картина с изображением весны

2

Прослушивание музыкального произведения.

- Какая весна? Послушайте музыку

 П.И. Чайковского «Времена года». Представьте весну.

CD-диск с записью произведения Чайковского

«Времена Года», портрет П.И. Чайковского.

3

Беседа.

- Какие чувства вызвала музыка? О чем она?

- Что вы представили?

(журчание ручейка, капель, распускание почек на деревьях)

иллюстрация с изображением «Весны» (в образе девушки)

4

Проверка домашнего задания:

- Дома вы должны были найти в произведениях художественной литературы «весточки» весны.

 А теперь прочитайте, что вы подобрали о самой весне.

произведения поэтов русской литературы

5

Подготовка к рассматриванию картины:

- То, что поэты передают словами, художники создают на полотне, изображают подробно красками.

Загадка: - Что такое молчит, но рассказывает? (картина)

6

Рассматривание картины.

- Рассмотрим репродукцию картины

Алексея Кондратьевича Саврасова

«Грачи прилетели».

О чем же она нам рассказывает? (о весне)

Репродукция картины А.К.Саврасова,

«Грачи прилетели», портрет А.К. Соврасова.

7

Беседа.

- Почему вы решили что это весна? А может быть это начало зимы, первый снег, оттепель в середине зимы?

 (Ни в начале, ни в середине зимы не бывает грачей)

Репродукция картины А.К.Саврасова

«Грачи прилетели»

8

Доклад учащегося о грачах

- Грач- это птица весенняя. Они первыми возвращаются домой. А может быть они не прилетели, а собрались улетать?

(Видно, что хлопотливо строят гнезда)

-  Вот один грач у березы, особенно заметный на светлом снегу, держит в клюве прутик и сейчас взлетит.

Иллюстрация  с изображением грача

9

Продолжение беседы по картине.

- Грач- это птица весенняя. Они первыми возвращаются домой. А может быть они не прилетели, а собрались улетать?

(Видно, что хлопотливо строят гнезда)

-  Вот один грач у березы, особенно заметный на светлом снегу, держит в клюве прутик и сейчас взлетит.

-  Какие еще приметы весны вы знаете и видите на картине русского пейзажиста?:

  • Снег тает. - Он тает иногда и зимой, в оттепель, но зимой даже в очень сильную оттепель не чернеют так поля и не набирается так много талой воды в низинах. Рыхлый, ноздреватый, такой снег бывает только весной.
  • Небо, воздух.  - Влажный воздух.

В неярком свете уже есть дыхание весны и радость пробуждения всей природы.

  • Деревья. - Старые, корявые, березы (видно по цвету стволов, веток). Ветки тянутся к солнцу.
  • Солнце. - Светит по-весеннему, на снегу длинные тени.
  • Пруд. – Растаял лед. Пруд наполнен талой водой, но кое-где видны льдинки.

- Давайте подведем итог. Какие чувства у вас вызывает картина? Что художник хотел показать на своём полотне?

Вывод: - Саврасов был первым русским художником, пейзажистом, сумевшим передать весеннее пробуждение природы и то радостное чувство, какое вызывает  у человека начало весны и прилет грачей.

Репродукция картины А.К.Саврасова  «Грачи прилетели»

10

Составление плана сочинения:

  1. Весна- лучшее время года.
  2. Что изображено на картинке

         - грачи

         - снег

         - небо, воздух

         - деревья, пруд, церквушка

         - солнце

      3.  Какие чувства у меня вызвала картина?  

           Что мне в ней понравилось?

           Что художник хотел показать на своем  

           полотне?

Репродукция картины А.К.Саврасова

«Грачи прилетели»

11

Словарная работа:

- Чтобы ваше сочинение было красивым вы должны использовать имена прилагательные. Используйте свои «весточки» весны.

Запись на доске: (учащиеся подбирают к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные)

Снег (рыхлый, мокрый, голубоватый);

Небо (лазурное, ясное, высокое, бескрайнее);

Воздух (влажный, сырой, чистый, свежий);

Березы (корявые, белоствольные).

- Подберите слова, близкие по значению.

Запись на доске:

Картина (полотно, художественное произведение);

Изобразил (написал, запечатлел, нарисовал);

А.К. Саврасов (художник, автор, пейзажист).

Репродукция картины А.К.Саврасова  «Грачи прилетели»

III

Заключительная часть

1

Самостоятельная работа детей.

Звучит музыка.

Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели», CD-диск с произведением Чайковского  «Времена Года»

УРОК ТВОРЧЕСТВА

«КРАСКИ ЗОЛОТОЙ ОСЕНИ»

ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ И.И. ЛЕВИТАНА  

«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Цели:

- Учить детей писать сочинение по картине;

- Развивать художественный вкус детей, вызывать интерес к изобразительному искусству и музыке;

- Воспитывать любовь к родной природе.

Ход урока.

Подготовительная беседа.

У писателя Паустовского есть такие строчки: «И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране».

Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить природу. Такой человек найдет природу прекрасной во все времена года.

Сегодня мы будем говорить об осени, а точнее о ее короткой, но дивной поре – «золотой осени», когда на короткий срок устанавливается сухая и теплая погода, а лес одевается в яркие золотые цвета.

 - вспомним как поэты говорили об этом времени года.

1 уч. « Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора» Ф. Тютчев «Осень».

2 уч. « Унылая пора – очей очарованье.

            Приятна мне твоя прощальная краса» А. Пушкин.

3 уч. « Лес точно терем расписной» И. Бунин

Учитель : О временах года писали композиторы. Давайте послушаем одну пьесу из альбома Чайковского «Времена года».

  1. Постановка темы урока.

 - С помощью слов, звуков можно описать состояние природы.

 - Но легче это сделать с помощью красок.

 - Кто использует краски, как средства для выражения своих чувств? Художник.

На доске: Сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».

Репродукция картины.

  1. Работа по картине.

 - Давайте представим, что мы пошли на прогулку.

 - Куда мы пришли?   (на опушку…)

 - Какое время года наблюдаем?  (осень)

  - Докажите (листья жёлтые, трава сухая).

 - Почему картина называется «Золотая осень»? (много жёлтого, золотого цвета)

- Как можно сказать о лесе словами И. Бунина?

(«Лес, точно терем расписной,

 Лиловый, золотой, багряный»)

 Загадки: (о деревьях)

1. Никто не пугает

    А вся дрожит? (осинка)

 - Где изображена? (на переднем плане)

 - Как раскрасила осень? (в красный цвет)

Выставляется  карточка   ОСИНКИ – Составьте предложение с этим словом.

(Осинки собрались на пригорке погреться в последних лучах солнца)

2. Стоит красавица на поляне

   В белом сарафане (березка)

Выставляется  карточка   БЕРЕЗКИ.

 - Где изображены? (вдали)

 - Подберите прилагательные подходящие по смыслу к слову берёзки.

- Используя прием олицетворения, составьте предложение о березках.

(Осень накинула на березки легкие золотые сарафаны.)

(У поворота реки стоит высокая береза.)

3. Висят на ветке

    Золотые монетки…..

ЛИСТЬЯ (золотые, багряные.)

 - Прочитайте как писатель Сладков говорит об осенних листьях.

(подготовленный ученик читает предложение)

4. ДЕНЬ – Какой день изображен на картине? (солнечный)

 – Где играют лучи солнца?

(Лучи солнца играют на стволах деревьев, на золотистой земле, в воде.)

 - Как  Плещеев называет погожий осенний день в своем стихотворении?

 («Весь день стоит как бы хрустальный»)

- Составьте предложение об осеннем деньке.

(Стоит  солнечный, хрустальный денек.)

 - Какая вода в реке? (холодная, прохладная, тёмная)

5.  ВОДА (темная  холодная)

    ТЕЧЕНИЕ (спокойное)

     РЕКА  (извилистая)

 6. - Какие растения видны вдоль реки? (травы, кустарник)

      ТРАВА  (побуревшая, сухая)

7.  ПОЛЕ (зеленое, озимое)

8.Вывод.

- ЛЕС, РЕКА, ПОЛЕ – все это наша природа, все это мы называем Родиной.

- Какие чувства у вас вызывает картина? (любовь к родине)

На доске: Синонимы слова «художник»

Художник, пейзажист, живописец, автор, мастер.

- Составьте об этом предложение.

(С большой любовью художник изобразил осенний пейзаж родной природы.)

  1. Составление плана сочинения.

1. Время года.

      2. Чудесный наряд деревьев.

            1) осинки

            2) березки

      3. Река

      4. Мое отношение к картине.

  1. Коллективное составление устного сочинения.

         На дворе стоит осень. Денек выдался теплый. Кругом осенний покой. Тишь. Воздух прозрачен. Удивляют яркие краски осеннего леса. Березки накинули золотые сарафаны. Осинки с красноватыми листочками тянут свои веточки к последним лучам солнца. Синяя гладь реки словно уснула. Вдоль берега  растут красноватые кустарники и сухие травы. Далеко видна яркая зелень озимых полей.

          Прекрасная картина большого мастера радует нас. Это праздник золота и синевы. Где-то в глубине души грусть от того, что скоро кончится праздник, а за ним придет белый зимний сон.

  1. Словарная работа.

На доске:

Стволы

белые

тонкие

стройные

Осинки

Березка

трепетные

Листья

глянцевые, трепетные, легкие, «золотые монетки», багряные, лимонные, оранжевые, падают тихо, прощально

Воздух

бодрящий

прозрачный

Небо

нежно-голубое, бирюзовое, синее

 Опушка

освещенная солнцем

Трава

сухая, жесткая, рыжеватая, бурая, «нарядный  пестрый ковёр»

Облака

воздушные, лёгкие

День

погожий, осенний, солнечный

Река

холодная чистая извилистая синяя темная спокойная

 - Какие звуки можно слышать?

 - Чтобы вам захотелось сделать, если бы вы попали в эту картину?

 (Идти вдоль реки до далекой деревни и зеленых озимых всходов).

- Составим словарь настроений.

На доске:

Радость

Удивление

Испуг

Восторг

Бодрость

Грусть

Волнение

Беспокойство

Интерес

Восхищение

Удовольствие

Печаль

Спокойствие

Нежность

Тоска

Уныние

злость

  1. Орфографическая  работа.

Г. р. зонт, треп.тная, б. гряная, изг. бается, вдали, . зимые и др.

VII. Самостоятельная работа учеников.

Конспект интегрированного урока русского языка и технологии

Цели:

  1. Учить  писать безударные окончания имен прилагательных;
  2. Воспитывать чувство любви к Родине через знакомство с русскими народными промыслами;
  3. Развивать внимание, память.

Оборудование: изделия Гжели, дымковская игрушка, расписные матрешки, Жостовские подносы; словарь Ожегова, алгоритм написания безударных окончаний имён прилагательных.

Ход урока

Организационный момент.

Чистописание.

 Учитель: - Строчку мы прописываем без отрыва руки.

На доске:

яяяяяяяя  аяаяая    юююююю        уюую

  1. Объявление темы урока.

Учитель:  Где можно встретить такие буквосочетания?

Дети: В окончаниях имен прилагательных,  в женском роде,  в именительном и винительном падеже.

У. Над какой частью имени прилагательного мы работаем?

Д. Над окончанием.

У. Давайте вспомним, что вы знаете об имени прилагательном?

Д. Это часть речи, обозначающая признак предмета, отвечающая на вопросы какой? какая? какие? какое?

У. Как изменяется имя прилагательное?

Д.  - изменяется по числам, родам и падежам.

      - связано с именем существительным.

У. Сегодня на уроке мы будем отрабатывать умение правильно писать безударные окончания имен прилагательных.

  1. Повторение пройденного материала.

У. Вспомните два способа проверки безударных окончаний имен прилагательных.

Д.   Первый способ – подобрать имя прилагательное с ударным окончанием.      

     Второй способ – по вопросам.

У. Давайте вспомним алгоритм проверки безударного оканчания имени прилагательного.

На доске:

АЛГОРИТМ

  1. Определяем: ударное или безударное окончание.
  2. Ищем существительное, к которому относится имя прилагательное.
  3. От существительного ставим вопрос к прилагательному.
  4. По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.

У. Зачем надо знать, как проверяются безударные окончания имен прилагательных?

Д. Чтобы грамотно писать, излагать свои мысли.

  1. Словарная работа.

Дети записывают словосочетания в тетрадях под диктовку учителя, а два ученика на доске.

У. Выделите окончания имен прилагательных, укажите род, число, падеж имен прилагательных.

Дети выделяют окончания и доказывают грамматические признаки прилагательных. Осуществляется проверка написанного.

М.р. ед.ч. П.п.

О прекрасном  рисунке

М.р. ед.ч. П.п.

на фиолетовом  горизонте

М.р. ед.ч. П.п.

в расписном сарафане

Ж.р. ед.ч. Т.п.

С чудесной сиренью

М.р. ед.ч. П.п.

В белом платке

Ж.р. ед.ч. Т.п.

С роскошным ароматом

Ж.р. ед.ч.П.п.

На душистой соломе

 - Составьте предложения с некоторыми словосочетаниями.

Дети выполняют задание.

 - Еще раз вспомним алгоритм, как проверить правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Дети повторяют.

 - Сегодня на уроке мы познакомимся с промыслами русского народа. Что такое промысел? Прочитаем в словаре.

Д.  Промысел – ремесло или какое-либо другое занятие как источник средств к существованию.

  1. Закрепление пройденного материала.

У. Запишите предложение в тетрадь.

Русская земля славится яркой матрешкой, тульским самоваром, дымковской игрушкой, Жостовским подносом, синей Гжелью.

- Есть ли в этом предложении какие-либо знаки препинания?

Д. Да.

У. Какие?

Д. Запятые.

У. Почему вы их поставили?

Д. Здесь пять однородных второстепенных членов предложения.

У. Каким членом предложения они являются? Подчеркните их.

Если класс знает, что это дополнения, то подчеркивает пунктиром.

- Объясните написание безударных окончаний имен прилагательных.

Дети объясняют, используя алгоритм.

- Посмотрите на изделия, которые упоминались в предложении.

Учитель показывает образцы матрешки, дымковской игрушки, изделия Гжели….

  1. Знакомство с народными промыслами.

У. Сегодня на уроке мы поговорим об одном из народных промыслов – о Гжели. Что вы знаете о Гжели?

Выслушивают ответы детей.

Выступает с докладом ученик.

   Гжель – древнее ремесло в Московской области. Свое название, как полагают, оно получило от слов «жгель», «жечь». Здесь, в окрестных деревнях, богатых высококачественной глиной, издавле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы: розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной.

Учитель показывает изделия Гжели.

  1. Физкультминутка.
  2. Закрепление пройденного материала (продолжение).

У. Запишем небольшой текст о Гжели с объяснением орфограмм.

   Типичная Гжель – это белый фарфор с синей росписью. Небесную синеву перенесли русские умельцы на свои чудесные творенья. С древней Руси дошли до нас предметы обихода, расписанные русскими умельцами синим кобальтом.

Дети выполняют задание.

У. Какие слова непонятны?

Д. Кобальт, обиход.

У. Кобальт – краска темно-синего цвета.

   Обиход – предметы хозяйства, быта, домашняя обстановка.

У. Для кого служат изделия из Гжели?

Д. Они украшают наш быт, радуют глаз.

У. Выпишите имена прилагательные с безударными окончаниями в два столбика: в первый – прилагательные женского рода, во второй – мужского рода.

Один ученик выполняет задание у доски.

Ж.р.

М.р.

Типичная

Синей

Небесную

Древней

Белый

Синим  

 - Сравните написание окончаний. Что вы можете сказать?

Д. в женском и мужском роде безударные окончания имен прилагательных надо проверять по алгоритму.

У. Я прочитаю вам стихотворение, а вы ответьте на вопрос: откуда же мастера брали образцы для росписи?

Где он краски брал,

Искусный мастер?

В нивах шумных,

В сказочном лесу.

Создал образ

Милый и прекрасный,

Истинную русскую

Красу.

У. Откуда мастер брал образцы для росписи?

Д. Из окружающей природы.

У. Правильно. Сейчас вы прослушаете это стихотворение еще раз, выпишите из него прилагательные вместе с существительными и выделите окончания прилагательных.

Дети выполняют задание в тетрадях, один ученик – у доски.

 - Давайте проверим, что у вас получилось.

На доске:

Искусный мастер, в нивах шумных, в сказочном лесу, образ милый и прекрасный, истинную русскую красу.

X. Знакомство с народными промыслами (продолжение)

У. Русской национальной куклой во всем мире считается матрешка. Послушайте о ней небольшое сообщение.

Сообщение подготовленного ученика.

Д. Матрешкой называют точеную разъемную игрушку, изображающую девочку в ярком сарафане и нарядном платочке. Матрешку изготавливают из выдержанной березовой или липовой древесины. Сначала вытачивают самую маленькую цельную фигурку, по ней нижнюю часть фигурки побольше, затем ее верхнюю половинку и так весь ряд многоместной игрушки. Впервые матрешка появилась в Москве в середине 90-х годов Х1Х в. Ее стали создавать в Сергиевом Посаде, в Нижегородской губернии. Красочная роспись, случайное обнаружение в полости игрушки двух , восьми, двенадцати и более маленьких матрешек, вызывают восторг.

У. Посмотрите на образцы матрешек, выставленных у доски. Они будут помогать вам при выполнении творческой работы.

XI. Творческая работа.

У. Рассмотрите образцы матрешек. Сейчас вы будете дополнять текст прилагательными, описывающими одну из этих кукол.

На доске:

Матрешка - ….(расписная, деревянная) кукла…. (русские, народные) умельцы наделяли матрешку….. (удивительной) красотой. У матрешки….(румяное) лицо, …(синие) глаза, ….(черные. соболиные) брови. В ….(ярком ) сарафане, в… (цветастом, нарядном) платке красуется она перед миром.

 - Прочитайте текст, который у вас получился.

Ученики читают текст, называют имена прилагательные, которые они вставили, объясняют правописание безударных окончаний имен прилагательных.

 - сравните, какой текст интереснее, выразительнее, тот, который написан на доске или тот, который получился у вас?

Д. Текст с прилагательными – интереснее.

У. Для чего служат имена прилагательные?

Д. Имена прилагательные делают нашу речь выразительной, точной, образной, красочной.

XII. Итоги урока.

У. Чему вы научались на уроке?

Д. Грамотно писать безударные окончания прилагательных.

У. Что интересного узнали?

Д. Познакомились с народными промыслами; матрешками из Сергиева Посада и посудой из Гжели.

XIII. Домашнее задание.

У. Дома каждый из вас сможет попробовать себя в роли народного умельца. Передать своё настроение в росписи шаблона – матрёшки. Придумайте элементы костюма, украсьте их узорами.

На примере данных уроков мы видим, как интегрирование таких видов искусства, как литература, живопись, музыка с русским языком способствует более глубокому, эмоциональному раскрытию целей урока. Такие уроки развивают нравственную культуру детей. Вызывают интерес к искусству в целом.

В дальнейшем хотелось бы использовать возможности интегрированных уроков в большей степени, а именно, совместить данную технологию с  технологией дистанционного обучения. На практике, это выглядит таким образом, интегрированные уроки русского языка и окружающего мира  «Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели», «Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»»: в ходе урока учащиеся могут совершить мини-экскурсию по залам русского музея, Эрмитажа и познакомиться с творчеством знаменитых художников, при этом посетив необходимые сайты. Это является следующим шагом в моем исследовании.

Список используемой литературы

1. Программа «Начальная школа XXI века» - Вентана-Граф, 2010г.

2. Русский язык 4 класс. Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И., 2011г.

3. Анкина М.А. «Интегрированные уроки в современной школе» //Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования.           -2012г.-№8.

4. Браже Т.Г. «Интеграция предметов в современной школе //Литература в школе.-2004г.-№5

5. Дик Ю.И. «Интеграция учебных предметов» //Современная педагогика.        -2008г.-№9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках начальной школы как способ активизации учебной деятельности учащихся

Предлагаю материал, как можно на уроках эффективно использовать информационно-коммуникативные технологии, чтобы повысить учебную деятельность учащихся....

Нетрадиционные формы урока с использованием ЭОР как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Нетрадиционные  формы урока  с  использованием современных  технологий  ползволяют  учителю  активизировать  деятельность учащихся на уроке......

"Нетрадиционные уроки в современной школе как средство активации познавательной деятельности учащихся в условиях развивающего обучения"

"Нетрадиционные уроки в современной школе как средство активации познавательной деятельности учащихся в условиях развивающего обучения"...

Презентация «Интегрированный урок в начальной школе, как способ активизации познавательной деятельности учащихся»

Презентация «Интегрированный урок в начальной школе, как способ активизации познавательной деятельности учащихся», к конкурсу "Учитель года 2018"...

Доклад по теме: Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников

Доклад по теме: Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников...