«Одаренные дети – наше будущее»
статья

Кравченко Оксана Михайловна

Одним из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которую государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в развитии конкурентоспособной России XXI века. В рамках данного направления должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их психолого-педагогическое сопровождение в течение всего периода становления личности.

     Обучение учащихся в современной школе будет успешным лишь при обеспечении тесной взаимосвязи двух основных участников этого процесса: ученика и учителя. Педагог, стремящийся развивать свой учительский потенциал, должен работать над развитием личности учащегося и поддерживать талантливых и мотивированных детей при обучении любому учебному предмету. Анализируя и планируя развитие ученика, обычно ищешь оптимальные и эффективные способы достижения определенных целей путем использования новых технологий, поэтому направления проекта "Наша новая школа" "Поддержка талантливых детей" и "Развитие учительского потенциала" надо рассматривать в тесной взаимосвязи. Это дает возможность реализации задумок и целей педагога через результаты учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кравченко Оксана Михайловна, МБОУ «СШ № 22», учитель начальных классов

Г. Нижневартовск

 «Одаренные дети – наше будущее»

     Одним из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которую государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в развитии конкурентоспособной России XXI века. В рамках данного направления должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их психолого-педагогическое сопровождение в течение всего периода становления личности.

     Обучение учащихся в современной школе будет успешным лишь при обеспечении тесной взаимосвязи двух основных участников этого процесса: ученика и учителя. Педагог, стремящийся развивать свой учительский потенциал, должен работать над развитием личности учащегося и поддерживать талантливых и мотивированных детей при обучении любому учебному предмету. Анализируя и планируя развитие ученика, обычно ищешь оптимальные и эффективные способы достижения определенных целей путем использования новых технологий, поэтому направления проекта "Наша новая школа" "Поддержка талантливых детей" и "Развитие учительского потенциала" надо рассматривать в тесной взаимосвязи. Это дает возможность реализации задумок и целей педагога через результаты учащихся.

     Толковый словарь С.И.Ожегова так объясняет слово талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями". Если вдуматься в определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Обычно к талантливым относят 3-5% детей. По мнению российских ученых, разработавших рабочую концепцию одаренности, каждый ребенок при рождении талантлив. Вопрос только в том, как он будет развиваться. Сегодня в России, как ни парадоксально это звучит, в сложной ситуации находятся именно сильные дети. Талантливый ребенок только тогда развивает свой талант, когда рядом с ним талантливый взрослый. Талант – это дар божий, который надо постараться сохранить и приумножить. Я уверена в том, что каждый ребёнок талантлив и в каждом есть своя "изюминка", свое неповторимое "Я". Надо просто дать ему раскрыться.

     Давайте вспомним слова американского исследователя Блум, который подчёркивал, что "каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми". Учитель должен верить, что каждый его подопечный по-своему одарён. И способности, и талант – это понятие индивидуальное.
    Качественный скачёк в развитии и внедрении в практику новых технологий повлёк за собой и резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.

     Если дети – национальное достояние любой страны, то одарённые дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, соответствующие их высоким возможностям, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

     Одарённых детей отличает особая пытливость ума, выраженный исследовательский интерес к окружающему миру, творческий подход к любому делу. Учить таких детей труднее, чем «обычных», ибо их ум постоянно требует пищи, а творческие наклонности ищут выхода, но и отдача велика.

     Учителя, работавшие в школе, могут наблюдать, что далеко не все «подающие надежду» дети приносят прекрасные плоды. Мы, как правило, чаще обращаем внимание на «середнячков», оставляя без внимания талантливых детей. И это неправильно. Мы должны видеть детей с неординарными способностями, помочь им раскрыться. Учитель должен стать не только обучающим, но и надежным другом, квалифицированным психологом. 

Критерии выявления одаренности детей:

1.Нестандартность мышления. Одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов (например, А.С. Пушкин, которому тяжело давалась математика).

2. Достижение высоких результатов. Участие ребенка в олимпиадах, конкурсах, смотрах.

3. Одержимость в определенной области знания. Талантливый ребенок должен иметь положительную познавательную мотивацию и быть готовым к самостоятельной серьезной умственной нагрузке.

4. Результаты педагогического наблюдения за характером действий ребенка (любознательность, предрасположенность к усвоению языков, специфические познавательные способности, креативность и яркость фантазии).

     Среди проблем воспитания и обучения на центральное место все чаще выдвигается задача создания условий для максимальной реализации способностей детей. В нашей школе создан единый банк талантливых детей, этой работой занимаются классные руководители в тесном контакте с учителями - предметниками и родителями ребенка. Мы создаем банк данных о мотивируемых на успех детях, определяем статус данного ребёнка в детском коллективе, выстраиваем воспитательную работу по созданию комфортных условий для ребёнка. Возможности детей уточняются путём тестирования, анализа списка победителей, наблюдения и сравнения учебных и внеучебных результатов, опроса учителей школы о детях, которые проявляют способности, анализу внешкольной занятости детей и ёё результативности. Чтобы помочь им достигнуть желаемого результата наш коллектив планирует активизировать работу по общешкольной программе по выявлению, развитию и поддержке талантливых детей. Творческая группа учителей разработала программу "Одаренные дети".

Цели программы: Достижение максимального уровня развития способностей детей. Выявление и выращивание интеллектуального потенциала учащихся школы.

Система работы с талантливыми детьми имеет следующее содержание:

1. Выявление талантливых детей (анализ особых успехов и достижений ученика; диагностика возможностей детей; преемственность между дошкольным и начальным образованием).

2. Помощь талантливым учащимся в самореализации их творческой направленности (создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание; формирование и развитие сети дополнительного образования; организация и участие в научно-исследовательской деятельности, интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях).

3. Контроль над развитием познавательной деятельности талантливых школьников (тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности; - контроль за обязательным участием талантливых детей в конкурсах разного уровня).

4. Поощрение талантливых детей (публикации в СМИ; стенд «Лучшие ученики школы»).        

В нашем учреждении используются такие формы:

  • Индивидуальные занятия по программам творческого развития (вокал, изо, хореография. В городском конкурсе «Самотлорские роднички» наши ребята получили 6 призовых мест.
  • Воспитанники изостудии ежегодно являются призерами городских конкурсов рисунков. Театральный коллектив «У лукоморья» неоднократно становился дипломантом городского фестиваля «Театральная весна»);
  • Работа по творческим и исследовательским проектам. За прошедший год наши учащиеся приняли участие: в городском слете научных обществ - 7 призовых мест, I место по городу. Реализуются долгосрочные проекты "Живые страницы истории" (II место); "Истории школ в летописи г. Нижневартовска";
  • Система различных творческих конкурсов внутри учреждения.

     Особое внимание уделяется развитию внеклассной и кружковой работы по предметам, научно-исследовательской работы учащихся. Ежегодно проводятся Дни науки, школьная научно-практическая конференция. Школа поддерживает и развивает связи с вузами, привлекает ученых вузов к организации и руководству научно-исследовательской работой школьников.

     В настоящее время резко возник спрос на людей, одаренных не только в интеллектуальной области, но и творческой, лидерской, художественной, обладающих нестандартным мышлением, способных пополнять знания, умеющих ставить и решать новые задачи.

     У нас работает научное общество «Мыслитель», целью которого является комплексный охват каждого участника в соответствии с его талантами и желаниями. В 2005-2006 уч. г. и наши ученики стали членами НОУ, образовав секцию начальных классов. Мы активно применяем проектную методику на уроках и считаем её эффективной в процессе формирования творческой личности. Один раз в год клуб проводит конкурс мультимедийных проектов, жюри подводит итоги и награждает лучшие творческие группы. В школе создана база проектов мультимедиа, сборник тезисов, которые успешно применяются на уроках при изучении материала по теме проекта.

     По итогам работы по исследуемым темам учащиеся представляют творческие отчёты на заседаниях секций, лучшие работы дети представляют на городской и окружной конференции.

     В школе проводится конкурс на самый активный класс, отслеживаются активные участники, победители по классам. Значимым для поддержки талантливых детей стал школьный конкурс «Ученик года-2009».

     Наша школа вошла в один из рейтингов образовательных учреждений (за 2009 г. поднялась с 21-го места на 5-е). Ребята регулярно становятся неизменными призерами городских спортивных соревнований. Выпускник школы Дубасов Андрей – чемпион Мира по биатлону. Ахундов Руслан прославил школу, став чемпионом России по бодибилдингу. За последние пять лет 27 выпускников школы получили золотые и серебряные медали «За особые успехи в учении».

     Ежегодно на празднике «Слет отличников и хорошистов» мы чествуем победителей предметных олимпиад, творческих конкурсов и спортивных соревнований. Чествование проводится в актовом зале. Дорожка, ведущая к сцене зала – красная, а «звезды» на ней – это наши школьники. В масштабе школы они действительно являются «звездами», потому что их знают все. Дети вместе со своими педагогами поднимаются на сцену, им вручаются дипломы и подарки. Это становится стимулом для талантливых ребят, их родителей и учителей.

     Я хочу сказать, что и в начальных классах нужно с вниманием относиться к одаренным детям, максимально развивать их способности, а также давать поле для реализации этих способностей. Мне кажется, не совсем оправданным использование оборота "предметно одаренные дети". Более точным и корректным будет понятие "интеллектуальной одаренности". Как известно, понятие одаренности крайне редко проявляется в чем-то одном. На мой взгляд, одаренность предполагает потенциал, заложенной в человеке. Есть же мнение, что одаренный человек - одарен во всем. Имея опыт работы с одаренными детьми, могу сказать, что это большой труд работать с талантливыми, неординарными детьми. А когда мы имеет не 1-2, а целую группу таких детей, задача педагога усложняется многократно. К каждому из них нужен свой подход, внимание. Причем методы работы с одними, как правило, совсем не действуют на других.

     Одаренные дети требуют к себе особого отношения, более трепетного. И не только педагог должен определить и оценить талант ребенка, но и его родители должны и могут помочь. Успешное воспитание каждого ребенка в полной мере возможно, если будет обеспечено не только взаимопонимание, но взаимодействие семьи и воспитательной системы школы. Поэтому в нашей школе идет активное привлечение родителей к воспитанию не только своих детей, но и включение их в единый общешкольный воспитательный коллектив, когда классные праздники и общешкольные мероприятия проходят с участием родителей.

     Наш коллектив учителей начальных классов постоянно участвует в различных олимпиадах, конкурсах. Свидетельством качественного роста исследовательской деятельности школьников, являются победы и награды на Всероссийских, областных, городских научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, конкурсах, выставках.

     Мои воспитанники принимают активное участие в городских олимпиадах по русскому языку, математике и научно-практических конференциях, являются их призерами. В 2018 г. - IV место в городской олимпиаде «Юниор по русскому языку и окружающему миру, в 2021 г. -  I место; IХ место по математике. На городской научно-практической конференции в рамках окружного фестиваля ученических проектов «Грани познания» в 2022 г. - диплом и благодарственное письмо; дипломы I и II степени и две грамоты в номинациях «Юный исследователь» и «Лучший математик» на школьном НОУ «Мыслитель». В 2021 г. на фестивале «Грани познания» ученица стала обладателем диплома «За содержательность исследовательской деятельности в рамках разработки проекта». Также мои ученики имеют дипломы I и II степени за победу в номинации «Открытие года» на школьном НОУ «Мыслитель». В 2019 г. III место на фестивале «Открытие мира». 2019 г. работа прошла на Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке». Городской конкурс рисунков «Нижневартовск-город будущего» 2022 г. «Город, в котором я живу» 2020г. -1 место Номинация «Лучший плакат». 2021 г. приз зрительских симпатий в конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку.

     Говоря о талантливых детях, я всегда думаю о том, что других у нас просто нет. Следовательно, учитель всегда должен прислушиваться, приглядываться к каждому ребёнку, на всех возрастных этапах. Конечно, некоторые не согласятся, ссылаясь на общепринятые и вновь предложенные критерии выявления одаренных детей, степень одарённости и многое другое. Возможно, но для каждого эта мера различна и не может быть единой. Желаю всем талантливых учеников и творческого вдохновения.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровые дети- наше будущее!

Реализация программы "Здоровье" в условиях начальной школы....

Одаренные дети в наших школах

Педагогическая статья на тему: "Одаренные дети в наших школах". Какие они эти дети? Комфортно ли им среди сверстников?...

Программа "Одаренные дети-дети будущего"

Программа расчитана для начальной школы. Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. В рамках программного материала ребёнок не может развить свои способности до высокого уровня, ему нео...

Сценарий агитбригады «Будущее за нами» (для одаренных детей)

Цель: Показать возможности развития одаренных обучающихся МБОУ «СОШ №2» через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования....

Понятие "одаренность". Психологические особенности одаренных детей. Виды одаренности.

В статье раскрывается понятие "одаренность", рассматриваются особенности одаренных детей, выделены основные виды одаренности...

Родительское собрание в рамках адаптационного периода в 1 классе "Дети - это наше будущее"

Родительское собрание в рамках адаптационного периода в 1 классе "Дети-это наше будущее"...

Методическая разработка «Здоровые дети – наше будущее»

Данная методическая разработка рассчитана на детей младшего школьного возраста (3 класс). Направленная на приобщение детей к здоровому образу жизни. В основу данного мероприятия заложены здоровьесбере...