Одаренные дети в наших школах
статья по теме
Педагогическая статья на тему: "Одаренные дети в наших школах". Какие они эти дети? Комфортно ли им среди сверстников?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti_v_nashikh_shkolakh.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Одаренные дети в наших школах
Селезнева О.А.,
ГБОУ СОШ № 796, г. Москва,
Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант.
Иоганн Вольфганг Гете
Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом.
Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.
Камю А.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый возраст).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшей школе)
Формы и методы работы с одарёнными детьми: Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы: -исследовательский; Формы работы: - научно-практические конференции - кружки по интересам. Очень важны: -предметные олимпиады; Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Часто одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться и на упрек, что он "выскочка". А когда он видит, что его активность учителю не нужна, и переключается на что-нибудь постороннее - не миновать недовольства, а то и раздражения педагога: почему отвлекается и не интересуется занятиями? Уж не слишком ли он себе возомнил? Способы решения проблем в работе с одаренными детьми (на мой взгляд): Одним из способов решения этих проблем может быть обогащение и ускорение. Второй способ – специальные школы для одаренных детей: лицеи, Третий способ – библиотерапия – лечение книгой. Одаренные дети не должны являться «исключением». Из таких детей ( в том или ином направлении) должно состоять подрастающее поколение, а это значит, что эти дети должны наполнять все образовательные учреждения. Если же, последнее отсутствует, значит проблема появилась раньше, чем мы успели это заметить. В моем классе есть одаренные дети, которым все дается легко, которые с удовольствием занимаются проектной деятельностью и уже есть некоторые результаты. Мои учащиеся выступают со своими работами на окружных научных конференциях: Селезнев Артем «Откуда к нам приходит Новый год»- сертификат участника; Селезнев Артем «Есть вода – есть жизнь»-диплом 1 степени; «Уроки Гнома- Эконома» (8 чел. от класса-команда)- диплом 2 степени; «Лучший ученик начальной школы»- Григорьева Полина -4 место; Поминов Никита- 2 место. Участие во многих Всероссийских конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Классики», «Мозаика», «Политоринг», «Золотое Руно», «Бульдог», «ЧиП», «Кит», «Леонардо», «Зимние интеллектуальные игры». А также олимпиады ! (Есть хорошие результаты!) Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя в рамках такой работы позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно, значимо и на которое он готов потратить своё личное время. На современном этапе группа американских исследователей Дж. Гилфорд, Г. Гарднер, Р. Стернберг, Дж. Рензулли, С. Марленд и др., работающие над созданием теоретических концепций одаренности, в том числе и над поиском наиболее полного и точного определения феномена "одаренность", не пришла к единому выводу. Отечественными педагогами Н. С. Лейтесом, А. М. Матюшкиным, В. И. Пановым, В. П. Лебедевой, Ю. Д. Бабевой, С. Д. Дерябо, В. А. Орловым, В. С. Юркевичем, Е. Л. Яковлевой, В. А. Ясвиным, А. И. Савенковым и др. проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно ориентированного и практико-ориентированного образования, в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования; разработаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к этой категории учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующая разностороннему развитию каждого школьника через экспериментальную деятельность, развернутую на базе школ в Центре комплексного формирования личности РАО (пос.Черноголовка) и в Центре творческого детей и юношества "Зябликово" ( Москва). Подобные исследования проводятся и регионах нашей страны. Родителям, заметившим проявление в ребенке задатков одаренности, следует направить ее в нужное русло, помочь ребенку совершенствовать свои умения (посредством специальных школ и секций). Единственное, чего делать не стоит – быть равнодушным и невнимательным к интересам своего чада. Будьте бдительны, дайте вашему ребенку шанс на счастливую жизнь!
Литература: 1. Беляева М. В. Третья волна реформы школы // США: экономика, политика, идеология. – 1996. – №4. – С. 64-69. 2. Боровикова О.Н., Дежникова Н.С., Ришар Е.Н. Зарубежная школа: авторский поиск, эксперименты, находки. – М.: – 1998. 4. Воробьев Н.Е., Бабашев А.Э. Школьное образование в США и Западной Европе. Луганск.– 2008. 5. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. – М.: Изд-во УРАО, 2003. 6. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. — М.: Владос, 1999.779. 7. Малькова З.А. Научные поиски решения актуальных проблем обучения и воспитания учащихся в США / В кн. Развитие современной педагогической науки в зарубежных странах / Под ред. Б.Л. Вульфсона, З.А. Мальковой, Н.М. Воскресенской – М., 2003. 8. Невструева О.В. Компенсирующее обучение в начальной школе США. –М.,2002 . 9. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатери Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981. http://www.on-lan.ru/referaty_po_pedagogike/statya_innovacionnye_podxody_k.php http://do.gendocs.ru/docs/index-192115.html festival.1september.ru/articles/537442/
|
Приложение
Керженцева Анна Владимировна, зав. каф. НОО ИПКи ПРО КБГУ предлагает опросник для выявления одаренности детей младшего школьного возраста:
1. Мне нравится доказывать или опровергать идеи, которые предлагает нам учитель на занятиях. (+)
2. Больше всего мне нравится, когда на уроке мне надо самому (самой) додуматься до чего-то, открыть какую-то закономерность или прийти к новой идее. (+)
3. Я люблю отгадывать слова (понятия), строить догадки о смысле каких-то непонятных изображений, высказываний. (+)
4. Мне нравится изучать проблему с разных сторон. (+)
5. Я люблю находить разные пути (варианты) решения одной и той же проблемы или задачи. (+)
6. Мне нравится оценивать разные факты, идеи и решения с помощью различных критериев. (+)
7. Больше всего мне нравится, когда на уроке есть возможность самому (самой) сформулировать проблему для изучения. (+)
8. Я люблю тратить много времени на решение проблемы, которую я не смог (смогла) решить сразу (+)
9. Мне нравится, когда учитель все подробно объясняет и рассказывает и не надо много думать самому (-)
10. Я люблю, когда мне приходится самостоятельно искать необходимую информацию или объяснение чему-либо. (+)
11. Больше всего мне нравится, когда учитель помогает нам думать, а не делает это за нас. (+)
12. Я предпочитаю работать один (а не в группе). (-)
13. Мне интересно изучать глобальные темы и проблемы (такие, как «Влияние», «Изменение», «Порядок»). (+)
14. Мне нравится, когда на уроке у меня есть возможность выступать или отвечать перед классом, представляя найденные мною новые факты, мысли и идеи своим одноклассникам или друзьям. (+)
15. Мне нравится находить что-то общее, связь между различными явлениями и процессами. (+)
16. Мне трудно учиться в школе.
17. Мне неинтересно учиться в школе. (-)
18. Больше всего я люблю выполнять такие задания, когда нужно что-либо запомнить, а не ломать голову над сложной задачей. (-)
19. Я предпочитаю готовить домашние задания по междисциплинарному обучению и другим предметам самостоятельно, не рассчитывая на помощь родителей. (+)
20. Я не очень люблю слушать выступления своих товарищей, мне это кажется неинтересным. (-)
Примечание: знак «плюс» или «минус» после каждого высказывания означает тот вариант ответа («согласен» или «не согласен»), который оценивается в два балла, как соответствующий положительному отношению к особенностям обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление одаренных детей в начальной школе
Выявление талантливых детей и работа с ними в начальной школе....
"Система оценки одаренности детей в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения".
Данная статья описывает основые аспекты оценки одаренности ученика начальной школы в условиях ФГОС второго поколения....
Поддержка одаренных детей в начальной школе
Выступление с докладом на научно-практической конференции педагогов начальных классов....
Статья "Сопровождение одаренных детей в массовой школе".
В статье обобщен опыт работы с одаренными детьми педагогического коллектива учителей Гимназии....
Проблемы обучения одаренных детей в начальной школе
Статья по теме "проблемы обучения одаренных детей в начальной школе"...
Статья "Развитие одаренных детей в начальной школе"
laquo;Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельно...
Программа "Одаренные дети" (система работы школы с одаренными учащимися)
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорош...