Статья на тему «Работа с одаренными детьми»
статья

Скосарева Галина Михайловна

На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Работа с одаренными детьми»

« Работа с одарёнными детьми»

На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы — поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одарённость»?

В обыденной жизни одарённость - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребёнка с признаками одарённости талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Одарённых детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Часто про одарённых людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.

 Как я достигаю таких результатов?

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

- выявление одаренных детей;  

- развитие творческих способностей на уроках;

 - развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

         Прежде всего, одарённых детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

  • Уже с первого класса со всеми учащимися работает психолог, проводя тестирование, определяет уровень развития каждого ребёнка.

     Учитель наблюдает, исследует  потенциал, изучает каждого ученика.

  • Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать всё возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету, который  способствует развитию творческих способностей учащихся.
  • В  системе развивающего обучения неотъемлемой частью  являются исследовательские работы.  Непосредственно на уроках «Окружающего мира» уже с первого класса дети учатся наблюдать, делать выводы, проводить опыты, экспериментировать, исследовать.  И уже с 3 класса наши дети участвуют в школьной научной конференции, а потом в районной.
  • На уроках литературного чтения  дети учатся рассуждать, выражать свои мысли не только устно, но и письменно.  В течение  всех четырёх лет мы ведём коллективную работу по  различных сборников (загадки, скороговорки, потешки). Дети сами становятся авторами - пишут стихи.

Предполагаемые результаты:

- Увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка;

- Создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одарённости;

- Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;

- Количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции);

- Качественные показатели по реализации спроса на удовлетворение потребности одаренных детей в средней школе;

- Создание индивидуальных образовательных программ;

- Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности;

- Обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе.

Заключение

На практике мы убедились, что, обучение детей по развивающим программам  и систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся способствует развитию  гибкости ума, оригинальности, систематичности и последовательности мышления; формированию речевых умений, образной креативности; развитию познавательных интересов учащихся. Кроме этого, занятия формируют у учащихся положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у детей уверенность в своих силах и способностях; помогают учителю выявлять одарённых детей и детей с потенциальными  признаками одарённости.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение  -  кем и каким быть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

Выступление на педсовете школы по теме "Работа с одаренными детьми"

В этом выступлении говорится о видах одаренности детей и формах проявления  ее у учащихся 3 класса МБОУ "Красноануйская ООШ" села Солонешного Солонешенского района Алтайского края, о необходимост...

Педагогический проект на тему: «Работа с одаренными детьми»

Педагогический проект на тему: «Работа с одаренными детьми»....

Доклад из опыта работы на тему: "Работа с одаренными детьми по декоративно-прикладному творчеству в дополнительном образовании".

Выступила на 7-ой международной педагогической площадки "Развитие инновационного потенциала учреждений дополнительного образования детей"  г.Тайшет с докладом на пед чтении....

Статья "Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста"

Рассматриваются особенности способных и одаренных детей. Использование проектирования в работе с детьми младшего школьного возраста....

Статья по теме "Работа с одаренными детьми в летнем пришкольном лагере".

Описание форм работы с одаренными детьми в летнем пришкольном лагере, цели, задачи, ожидаемые результаты....

Статья на тему: "РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

«Физическое воспитание в школе должно бытьтакже хорошо организовано, как и умственное воспитание»Ф.Ф.Эрисман Воспитать ребенка здоровым – это означает с самого раннего детства приучить его вести ...