Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
статья

Русанова Галина Николаевна

Все мы знаем, что функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

 Подготовила Русанова Г.Н.

учитель начальных классов.

Еще раз добрый день, уважаемые коллеги. Я – учитель 1-го класса Русанова Г.Н.. представляю вам свое выступление «Формирование функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности.»

Все мы знаем, что функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. (это на презентации)

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни. (это скажу)

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;

б) потребность и умение применять математику в жизненных ситуациях:

рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.

«Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

-использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценке их количественных и пространственных отношений;

-приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач»

На своих уроках и во внеурочной деятельности стараюсь формировать математическую грамотность, которая не возможна без читательской грамотности, я разработала программу внеурочной деятельности «Занимательная математика». На этих занятиях внеурочной деятельности я стараюсь обогатить знания детей, развивать математическую речь, расширить кругозор. С этой целью включаю в занятия интересные для детей виды деятельности.

Мне это помогло заинтересовать детей не только математикой, но и помогло детям всесторонне развиваться в нужном направлении. Дети стали активно участвовать в олимпиадах, конкурсах.

Начав с читательской грамотности одновременно развивалась и математическая грамотность

На уроках и во внеурочной деятельности использую различные задания для формирования ФГ. Задания подбираю с учетом возраста и прохождения программного материала

Сегодня я подготовила небольшую работу для ознакомления.

Блок Сказки

С учетом того, что младшие школьники любят сказки, начиная с 1 класса я включаю в задания материал обогащающий читательскую грамотность и формирующий математическую грамотность.

Блок Деньги. Загадки

Учащиеся знакомятся с денежными купюрами разных стран. Осуществляя межпредметную связь и связь с жизнью. Я использую следующие задания.

Блок Покупки использую на уроках математики, окружающего мира.

Полученные знания пригодятся детям при посещении магазина.

Начинаем с простых заданий, например, что можно, чего нельзя купить в магазине. Дети выполняют задания не только по алгоритму, но и придумывают сами. Что формирует креативное мышление.

Блок Опрокинутые слова

Задания восстановить типичный порядок слов, диаграммы, сравнение многозначных чисел, формирует ФГ. Сюда можно включить ребусы, магические квадраты. С детьми отгадываем и составляем кроссворды, выпускаем математические газеты, выполняем проекты, олимпиадные задания на логическое мышление.

Блок Диаграммы

Блок Сравнение многозначных чисел

Дети закрепляют правило сравнения и учатся его применять. Прослеживается взаимосвязь с предметами с окружающим миром, технологией, литературным чтением.

Блок Задачи на перебор вариантов

У путешественников есть три лески – красная, жёлтая и зелёная – и два крючка – большой, маленький. Им нужно сделать удочку, состоящую из лески и крючка. Сколькими способами они могут это сделать?

Такие задания готовят к самостоятельному рассуждению, логике, при подготовке к ВПР. Похожее задание было при решении ВПР в этом учебном году (перебор с конфетами)

Блок Симметрия

Такое задание было при решении ВПР в этом учебном году (название было Звезда)

Блок Банк моих заданий

Использую на уроках и во внеурочной деятельности банк заданий по математической грамотности. Материал расположен по классам

Практическая часть

Я показала вам, какие задания провожу с детьми, а сейчас, уважаемые коллеги, хочу провести и с вами. Проведем «Икс-тест». Найдем правильные ответы.

Икс-тест.

1. Какая величина в математике обозначается буквой х?

а) хитрая;

б) секретная;

в) неизвестная; +

г) любая.

2. Что такое уравнение?

а) деление пирога на равные части;

б) равенство с неизвестными; +

в) весы с гирьками;

г) какая разница.

3. Решить уравнение - это значит...

а) найти его в книге;

б) найти его у соседа;

в) найти его ветки;

г) найти его корни. +

4. Какой алфавит используют для обозначения неизвестных?

а) русский;

б) английский;

в) латинский; +

г) Мумба-Юмба.

5. Буквой S в математике обозначают:

а) стоп;

б) слабо;

в) скорость;

г) площадь. +

6. Сколько букв в латинском алфавите?

а) 33;  

б) 23;

в) 26; +

г) 10.

Проверяем по эталону,

У кого все правильно, похвалите себя, похлопайте.

Это задание проводим с целью формирования глобальные компетенции, креативное мышление.

Теперь, порешаем задачи на смекалку. Решите задачи за 2 минуты. Запишите свои ответы. Время пошло. (Песочные часы).

Эти задачи направлены на формирование ЧГ, логического мышления, ГК и КМ

Задачи на смекалку.

  1. Сколько горошин может войти в один стакан? 
  2. Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?
  3. Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка?
  4. Можно ли зажечь обычную спичку под водой, чтобы она догорела до конца?
  5. Из какой посуды нельзя ничего поесть?
  6. Поле пахали 6 тракторов. 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле?

Все предложенные мной материалы для диагностики развития функциональной грамотности.

Функциональная грамотность повышает интерес к предметам, умение добывать знания и применять их в практических жизненных ситуациях.

Помогает подготовить ученика способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В статье предлагаются  дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках »

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней ....

Презентация "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках"

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней ....

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обуслов...