Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
статья
Все мы знаем, что функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Подготовила Русанова Г.Н.
учитель начальных классов.
Еще раз добрый день, уважаемые коллеги. Я – учитель 1-го класса Русанова Г.Н.. представляю вам свое выступление «Формирование функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности.»
Все мы знаем, что функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. (это на презентации)
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни. (это скажу)
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;
б) потребность и умение применять математику в жизненных ситуациях:
рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.
«Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
-использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценке их количественных и пространственных отношений;
-приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач»
На своих уроках и во внеурочной деятельности стараюсь формировать математическую грамотность, которая не возможна без читательской грамотности, я разработала программу внеурочной деятельности «Занимательная математика». На этих занятиях внеурочной деятельности я стараюсь обогатить знания детей, развивать математическую речь, расширить кругозор. С этой целью включаю в занятия интересные для детей виды деятельности.
Мне это помогло заинтересовать детей не только математикой, но и помогло детям всесторонне развиваться в нужном направлении. Дети стали активно участвовать в олимпиадах, конкурсах.
Начав с читательской грамотности одновременно развивалась и математическая грамотность
На уроках и во внеурочной деятельности использую различные задания для формирования ФГ. Задания подбираю с учетом возраста и прохождения программного материала
Сегодня я подготовила небольшую работу для ознакомления.
Блок Сказки
С учетом того, что младшие школьники любят сказки, начиная с 1 класса я включаю в задания материал обогащающий читательскую грамотность и формирующий математическую грамотность.
Блок Деньги. Загадки
Учащиеся знакомятся с денежными купюрами разных стран. Осуществляя межпредметную связь и связь с жизнью. Я использую следующие задания.
Блок Покупки использую на уроках математики, окружающего мира.
Полученные знания пригодятся детям при посещении магазина.
Начинаем с простых заданий, например, что можно, чего нельзя купить в магазине. Дети выполняют задания не только по алгоритму, но и придумывают сами. Что формирует креативное мышление.
Блок Опрокинутые слова
Задания восстановить типичный порядок слов, диаграммы, сравнение многозначных чисел, формирует ФГ. Сюда можно включить ребусы, магические квадраты. С детьми отгадываем и составляем кроссворды, выпускаем математические газеты, выполняем проекты, олимпиадные задания на логическое мышление.
Блок Диаграммы
Блок Сравнение многозначных чисел
Дети закрепляют правило сравнения и учатся его применять. Прослеживается взаимосвязь с предметами с окружающим миром, технологией, литературным чтением.
Блок Задачи на перебор вариантов
У путешественников есть три лески – красная, жёлтая и зелёная – и два крючка – большой, маленький. Им нужно сделать удочку, состоящую из лески и крючка. Сколькими способами они могут это сделать?
Такие задания готовят к самостоятельному рассуждению, логике, при подготовке к ВПР. Похожее задание было при решении ВПР в этом учебном году (перебор с конфетами)
Блок Симметрия
Такое задание было при решении ВПР в этом учебном году (название было Звезда)
Блок Банк моих заданий
Использую на уроках и во внеурочной деятельности банк заданий по математической грамотности. Материал расположен по классам
Практическая часть
Я показала вам, какие задания провожу с детьми, а сейчас, уважаемые коллеги, хочу провести и с вами. Проведем «Икс-тест». Найдем правильные ответы.
Икс-тест.
1. Какая величина в математике обозначается буквой х?
а) хитрая;
б) секретная;
в) неизвестная; +
г) любая.
2. Что такое уравнение?
а) деление пирога на равные части;
б) равенство с неизвестными; +
в) весы с гирьками;
г) какая разница.
3. Решить уравнение - это значит...
а) найти его в книге;
б) найти его у соседа;
в) найти его ветки;
г) найти его корни. +
4. Какой алфавит используют для обозначения неизвестных?
а) русский;
б) английский;
в) латинский; +
г) Мумба-Юмба.
5. Буквой S в математике обозначают:
а) стоп;
б) слабо;
в) скорость;
г) площадь. +
6. Сколько букв в латинском алфавите?
а) 33;
б) 23;
в) 26; +
г) 10.
Проверяем по эталону,
У кого все правильно, похвалите себя, похлопайте.
Это задание проводим с целью формирования глобальные компетенции, креативное мышление.
Теперь, порешаем задачи на смекалку. Решите задачи за 2 минуты. Запишите свои ответы. Время пошло. (Песочные часы).
Эти задачи направлены на формирование ЧГ, логического мышления, ГК и КМ
Задачи на смекалку.
- Сколько горошин может войти в один стакан?
- Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?
- Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка?
- Можно ли зажечь обычную спичку под водой, чтобы она догорела до конца?
- Из какой посуды нельзя ничего поесть?
- Поле пахали 6 тракторов. 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле?
Все предложенные мной материалы для диагностики развития функциональной грамотности.
Функциональная грамотность повышает интерес к предметам, умение добывать знания и применять их в практических жизненных ситуациях.
Помогает подготовить ученика способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
В статье предлагаются дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...
Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...
Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...
«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках »
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней ....
Презентация "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках"
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней ....
Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность обуслов...