Доклад "СИПР. Особенности разработки и реализации"
материал (1 класс)

Малютина Галина Анатольевна

Для выступлений на педсоветах, совещаниях, семинарах, МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с. Войсковая Казинка

 

 

 

доклад

(выступление на августовском районном семинаре)

 

«Специальная индивидуальная программа развития (СИПР).

Особенности разработки и реализации»

 

 

   

Подготовила:

Малютина Галина Анатольевна,

учитель начальных классов

 

2023 г.

 

  

  СЛАЙД

 Идеология ФГОС  обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью построена на двух взаимодополняющих составляющих: академические результаты учащихся и их жизненные компетенции.

СЛАЙД

     Все дети, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные особенностями их развития, имеют возможность получить образование.

СЛАЙД

Чем тяжелее нарушения развития учащегося, тем больше возрастает составляющая жизненных компетенций при проектировании СИПР.

     Вспомните, пожалуйста,  что означает  аббревиатура  слова  АООП.

(Адаптированная  основная  общеобразовательная  программа).

Что такое СИПР?

СЛАЙД

     СИПР - это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями  конкретного ребёнка.

СЛАЙД

     В чем принципиальная разница между АООП и СИПР?

Если АООП может реализоваться сразу для нескольких обучающихся, то СИПР  подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.

Зададим вопрос: «Зачем проектировать СИПР, если предусмотрена вариативность адаптированных программ?»

Максимальная индивидуализация достигается разработкой  СИПР. Например, СИПР разрабатывается для учащихся, имеющих одновременно расстройства аутистического спектра и тяжелые и множественные нарушения развития.

     Вариант  2 АООП, на основе, которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную  программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. Вариант 2 – это вариант программ для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития. Это наиболее сложная категория учащихся, которые обучаются только по СИПР.

     При комплектации классов (ступеней) кроме возраста учитываются особенности психофизического развития детей и степень их потребности в уходе, присмотре и посторонней помощи. В каждом классе (на ступени) могут быть представлены дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тяжести. Выделяют 3 группы:

1) дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не передвигающиеся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП со спастическим тетрапарезом, гиперкинезами и т.д.), в сочетании с нарушениями интеллекта, нуждающиеся в постоянной физической помощи взрослого (в переносе, передвижении коляски, при одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.);

2) дети с расстройствами аутистического спектра в сочетании с нарушениями интеллекта, у которых присутствует агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, «полевое» поведение и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и сопровождении;

3) дети с умеренной умственной отсталостью, без других нарушений или в сочетании с более лёгкими формами (чем в двух вышеназванных случаях) других нарушений, не требующие постоянной помощи и контроля со стороны персонала.

    При проектировании СИПР необходимо обратить внимание на перечень жизненных компетенций, которые должны быть сформированы у таких учащихся. Например, компетенции, связанные с окружающим миром, начиная от бытовых навыков самообслуживания. Если учащийся изучает счет, то он его изучает не для решения примеров по математике, а для того, чтобы потом иметь возможность купить себе килограмм фруктов.

СЛАЙД

    Задачами реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие  личности ребенка с ОВЗ (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

СЛАЙД

    В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью структура СИПР включает:

1.Индивидуальные сведения о ребенке

2.Структура СИПР      

3.Психолого-педагогическая характеристика  на начало и на конец учебного года

4.Индивидуальный учебный план.

4.1. Расписание занятий        

5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре  

СЛАЙД

6.Содержание образования: 

6.1.Базовые учебные действия       

6.2.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий

6.3.Нравственное развитие

6.4.Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

6.5.Внеурочная деятельность

СЛАЙД

7.Программа сотрудничества с семьей    

8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения      

Рассмотрим более подробно  СИПР (из опыта работы).

     Индивидуальные сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях.

     Характеристика ребенка составляется на основе результата психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. Характеристика включает описание бытовых условий семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, а также заключение ПМПК.

      Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

     Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.

      Необходимым условием реализации образовательной программы ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

     В разработке СИПР для  обучающейся нашей школы под руководством зам. директора по УВР принимали участие: учитель, учитель-логопед, педагог-психолог. 

    Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.

    Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

    Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится в начале и конце года. На основе анализа  диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную  программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

Базовые учебные действия.

Формирование базовых учебных действий:

     направленность взгляда:

     на говорящего взрослого

     на задание

     выполнение инструкций педагога:

     «Возьми»

     «Посмотри на меня»

     «Покажи»

     использование по назначению учебных материалов

     выполнение действия

     по подражанию

     по образцу

     по инструкции

     выполнение задания от начала до конца

Коррекция поведенческих проблем:

       коррекция негативизма

       коррекция агрессии.

Нравственное развитие:

       Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

       Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.);

       Умение выражать свои желания, делая выбор;

       Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

       Формирование экологической культуры,

       Здорового и безопасного образа жизни.

       Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;

       Безопасное поведение в окружающей среде.

     В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок,   формулируются рекомендации  с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

     В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

   Ведущей целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах. Так как методы и приемы обучения детей с ОВЗ выбираются специалистами самостоятельно, с учетом особенностей развития ребенка, целей и содержания, включенного в СИПР, поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности в работе педагога.

Какие же методы и приёмы уместно использовать в работе с детьми с ОВЗ? Прежде всего, это:

— индивидуальный подход;

— предотвращение наступления утомления;

— активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их устной и письменную речь, формирование необходимых учебных навыков;

— проявление педагогического такта.

Эффективными приёмами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

-игровые ситуации;

-дидактические игры;

-игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться;

-психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы.

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала.

Активизировать и разнообразить деятельность детей с ОВЗ на уроке позволяют:

1.Использование сигнальных карточек.

2.Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.

3.Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами (для развития слухового восприятия, внимания и памяти).

4.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

5.Использование иллюстраций для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

6. Активные методы рефлексии.

СЛАЙД

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ и дают возможность педагогу наиболее эффективно реализовать СИПР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конвенция о правах ребенка. Особенности, значение, трудности реализации.

   Конвенция —это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года.     Конвенция –правовой документ ...

Особенности разработки программы для работы с одарёнными детьми

Данная презентация предназначена для учителей начальных классов. Как вспомогательный материал к программе о одарённых детях. Три основных состовляющих одарённости: 1) интеллектуальные способ...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Особенности разработки и реализации.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяю...

Специальная индивидуальная программа развития. Особенности разработки и реализация

Презентация предназначена для учителей начальных классов работающих с детьми с ОВЗ....