Выступление на педсовете по теме: "Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов с учётом их личностных возрастных особенностей."
консультация (1, 2, 3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема : Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов с учётом их личностных возрастных особенностей.
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Учебный труд должен приносить радость, желание вновь познавать новое. Современная школа осуществляет работу с обучающимися на основе:
- уважения личного достоинства каждого воспитанника, его индивидуальных жизненных целей, запросов и интересов;
- ориентируется не только на подготовку к будущей жизни, но и на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа в соответствии с его психофизиологическими особенностями.
Индивидуальный подход рассматривается как организация педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка.
Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных образовательных потребностей и прав школьников на выбор своего пути развития, является индивидуально-образовательная программа или маршрут.
ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут) ученика представляет собой характеристику осваиваемых ребёнком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития.
ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях и универсальных учебных действиях учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Термин «индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) одновременно и определенное, и чрезвычайно широкое понятие. Возникнув как результат практической деятельности образовательных учреждений, ориентированных на принципы обеспечения индивидуальных запросов обучающихся в образовательном процессе, он приобрел и зону неопределенности, связанную с наличием различных смежных понятий: «индивидуальный учебный план», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная образовательная программа».
Варианты интерпретации понятия индивидуального образовательного маршрута графически представлены на схеме.
Причин для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту бывает много. Это, и :
- переход на другой УМК
- несформированность самоконтроля
- отсутствие устойчивых мотивов учения
- проблемы в знаниях, умениях, навыках ученика, вследствие нерегулярности работы на уроке.
- нарушение фонематического слуха
- бедность словарного запаса
- общее недоразвитие речи
- несформированность познавательной деятельности
Индивидуальный образовательный маршрут может разрабатываться для слабого ученика и для сильного ученика.
Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много учебных дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребенка нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха.
Индивидуальный образовательный маршрут может быть коротким и длинным.
У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев.
Индивидуальный образовательный маршрут реализуется через различные формы организации деятельности учащихся:
• занятие в классе
При закреплении или повторении изученного материала детям выдаются индивидуальные задания - тренажеры, карточки. Дети работают самостоятельно, затем работа проверяется и оценивается.
• групповые занятия
У детей, обучающихся по индивидуальному маршруту одна проблема, например: " Правописание безударных гласных в корне слова". Учитель объединяет их в одну группу и проводит для них групповое занятие.
• самостоятельное изучение материала
Эту форму организации использовать можно при обучении сильного ученика. Учитель дает задание для самостоятельного изучения: "Выучи и научись применять правило "Непроизносимые согласные в корне слова". Затем педагог проверяет правило и умение применить его в упражнениях.
• домашняя самостоятельная работа
Повторив правило с учителем, ребенок получает домашнее задание на несколько дней. В назначенное время учитель проверяет его и обязательно оценивает.
Необходимость построения индивидуальных образовательных маршрутов в начальной школе:
в первый класс приходят дети с разным уровнем подготовки (различная база знаний и умений) и психической готовности к школьному обучению;
растет число школьников, которые в связи с отклонениями в развитии или здоровье не могут обучаться в условиях классно-урочной системы, не могут в определённый срок освоить тот программный уровень, который требуется в школах.
Обеспечивает индивидуальное обучение учитель, в обязанности которого входит:
оценка готовности ребенка к переходу на обучение по индивидуальному образовательному маршруту ( диагностика по предметам). Выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута, регулярные встречи с учеником (не реже одного часа в неделю). Корректировка образовательного маршрута, контакты с родителями ученика, подведение результатов образовательного маршрута (диагностика ОУУН, педагогическая диагностика по предметам).
Учителем разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который становится персональным индивидуальным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании, нельзя использовать один и тот же маршрут для других учащихся.
Сроки реализации ИОМ: 1год.
Работа с ИОМ включает в себя несколько этапов:
I этап – диагностический
Здесь предстоит выполнить большой объём работы по изучению уровня развития ребёнка.
Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
Анализ результатов диагностических работ. Определение направлений ИОМ.
Диагностический этап работы предполагает проведение с помощью административных( ОРЦОКО) рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение. В результате чего учитель получает информацию о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, снижении или повышении учебной мотивации. Учитель имеет возможность сопоставить результаты обученности на данном этапе с реальными учебными возможностями учащихся.
В случае снижения уровня обученности ученика выявляются причины снижения успеваемости и определяется зона ближайшего развития. В случае повышения качества знаний – разрабатывается программа развития повышенной сложности.
Исходя из выявленных причин низкой успеваемости учащихся, определяю следующие направления ИОМ:
- ликвидация общего отставания по программе;
- обогащение словаря и развитие речи;
- формирование УУД . (универ учеб . действия)
Нужно обратить внимание на создание ситуации успеха, перед ребенком ставить доступные по трудности задачи и небольшие по объему.
По результатам диагностики для сильных учеников определяю следующие направления ИОМ:
- раскрытие творческого потенциала;
- формирование УУД . (универ учеб . действия)
II этап - проектировочный
Цель: составление ИОМ ученика.
Составление тематического планирования ИОМ ученика:
- определение темы, персонального задания;
- выбор форм и способов работы;
- определение сроков выполнения.
Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика.
Тематическое планирование ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Тематическое планирование индивидуального образовательного маршрута
Цель: ликвидация отставания по учебному предмету
(формирование УУД по предмету) Примерная схема составления тематического планирования индивидуального маршрута:
Дата | Тема | Персональное задание | Способы работы | Сроки | Форма контроля | Отметка о выполн |
Способы работы с учеником:
- индивидуальные задания 1 раз в неделю,
- организация парной и групповой работы,
- работа с консультантами,
- выбор “своего” домашнего задания,
- темы творческой работы.
Формы контроля усвоения знаний выбираю с учетом индивидуальных и личностных особенностей ребенка.
Разрабатываю пояснения для родителей к ИОМ ученика.
На проектировочном этапе учитель ведёт поиск путей психолого-педагогического сопровождения и составляет ИОМ, а также пояснения для родителей.
III этап – коррекционный
Цель: реализация ИОМ ученика.
Задачи:
Реализация ИОМ.
Корректировка индивидуального развития ученика.
Внесение изменений в тематическое планирование ИОМ по мере необходимости.
В результате работы по ИОМ выставляю отметку о выполнении задания и знакомлю с ней родителей ребёнка.
Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов или темы, для углубленного изучения учебного материала.
IV этап - итоговый
Цель: анализ и оценка результатов на основе сопоставления предполагаемых результатов с полученными.
Задачи:
Проведение диагностических работ.
Сопоставление результатов с предыдущими.
Определение степени влияния ИОМ на индивидуальное развитие учащегося.
Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные.
После проведения диагностических работ результаты вносятся в:
Результаты мониторинга личностного развития
Листок достижений
Табель успеваемости
Сравнивая результаты реализации ИОМ, определяю степень влияния ИОМ на индивидуальное развитие учащегося.
Если проблемы ликвидированы - маршрут закрывается, если нет - работа продолжается.
Работая по индивидуальному образовательному маршруту, у слабых учеников ликвидируются пробелы в знаниях по учебным предметам, у сильных учеников происходит расширение образовательного поля по учебному предмету
- самоорганизация на занятие
- стойкая познавательная мотивация
- целеполагание
- рефлексия
- взаимодействие и сотрудничество с педагогом и сверстниками
У меня в классе из 5 человек работающих по индивидуальному образовательному маршруту
- 1 - отличник,
- 4 - занимаются с удовлетворительными оценками.
В настоящее время по индивидуальному маршруту занимается 3 человека.
У двух детей уже есть продвижение вперед. Другим не все еще удается, но динамика положительная. Есть надежда, что дети будут успешными в учении.
В результате работы с индивидуальными образовательными маршрутами учеников
- повысился уровень личностного развития учащихся;
-наблюдается положительная динамика качества обучения:
- степени обученности;
- повысился уровень УУД.( универ учеб . действия)
Рекомендации педагогам и родителям воспитанника, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту.
Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься.
Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы ситуаций.
Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
Подходите ко всему творчески.
Для треть учеников характерна низкая степень учебных возможностей – бедный фонд действенных знаний по многим предметам, несформированность положительных качеств ума, низкий уровень психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления и речи.
Каждый маршрут ученика 1 – 4 классов включает предметы учебной программы, факультативы, кружки, творческую и учебно-исследовательскую деятельность, спортивные достижения. По предметам русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир выделены основные, формируемые в течение учебного года знания и умения.
В конце четверти учителями 1 и 2 классов фиксируются и анализируются результаты учебной деятельности, отражающие уровень их сформированности: сформированы, частично сформированы, не сформированы.Учащиеся, требующие повышенного внимания, находятся на особом контроле педагога.
Обучающиеся 3 – 4 классов учатся самостоятельному анализу и осмыслению прохождения собственного образовательного маршрута. Поэтому под руководством учителя они пытаются оценивать и фиксировать результат учебного труда, используя условную запись: знаю, сомневаюсь, не знаю; умею, сомневаюсь, не умею. Удаётся не всем. Эта работа позволяет сформировать первоначальные умения самоанализа и самооценки, повышает уровень самосознания в процессе обучения.
В результате реализации ИОМ выявлено продвижение учеников вперед, подъем их на более высокий уровень развития. Есть надежда, что дети будут успешными в учении, и произойдет реализация персональных запросов на образование.
Роль учителя при работе с индивидуальными образовательными маршрутами изменяется: это консультирование, рекомендация дополнительных источников информации; учитель помогает привести запланированные продукты учения в соответствие с образовательными возможностями и потенциальными способностями ученика. Учитель выполняет функции тьютора: оказывает персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве, создает условия для реализации индивидуализации процесса обучения.
Работа по индивидуально-образовательным маршрутам реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребёнку открыть себя как индивидуальность, как личность.
В результате такой работы по индивидуальному образовательному маршруту у детей формируются основы учебно-познавательной компетенции:
они учатся самостоятельно самоорганизовываться на занятие,
планировать свою работу
стараются оценить и проанализировать свою работу.
Реализация индивидуальных образовательных маршрутов школьников рассматривается как способ реализации личностно-ориентированного подхода, как способ повышения качества образования и формирования ключевых компетентностей у учащихся, как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания с целью их личностного развития и стимулирования творческой инициативы.
Таким образом, обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования, инструмент повышения качества образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
Использованная литература
Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2009.-№9.-С.4-7.
Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии.-2008. - №2. - С.34-41.
Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2009. - №6. - С.46-47.
Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2008. -№1. - С.62-66.
Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учёт возрастных особенностей младших школьников в их воспитании
Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста....
Выступление на педсовете. Портфолио - как основная форма учёта личностных результатов внеурочной деятельности.
Портфолио - как основная форма учёта личностных результатов внеурочной деятельности....
Возрастные особенности обучающихся. Их учёт в учебном процессе
Выступление на заседании «Круглого стола» по теме :«Обучение учеников самостоятельному получению знаний»...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ: ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.
Подбор и создание физкультминуток - важная задача для учителя. Возрастной фактор здесь играет основную роль. Упражнения должны восприниматься детьми с интересом, вызывать желание пр...
Учёт возрастных особенностей младших школьников в их воспитании.
Характеристика возрастных особенностей младших школьников...
Учёт возрастных особенностей младших школьников в процессе обучения
Учёт возрастных особенностей младших школьников в процессе обучения...