Программа внеурочной деятельности «Каллиграфия» , 2 класс для детей младшего школьного возраста
рабочая программа (2 класс)
Работа может быть использована другими педагогами, работающими на данном уровне образовательной системы РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_2024_god_-_kopiya.docx | 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Каллиграфия» , 2 класс
для детей младшего школьного возраста
Срок реализации: 1 год
Составила: Иванова Н.И.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
с углублённым изучением математики»
г. Старая Русса
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по каллиграфии для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы О.В. Лысенко «Каллиграфия». Программа реализуется в форме внеурочной деятельности курс «Час по интересам». Срок реализации программы 1 год.
Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк.
Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу.
Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.
Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически правильное письмо учащегося способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.
Цель – научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы.
Задачи работы курса:
- знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приёмами работы с ними;
- обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановке слов на строке;
- научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв;
- обучить отрывному, ритмичному и скорому письму;
- учить проявлять творческий подход к работе;
- учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- учить индивидуальной работе;
- способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев;
- развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь;
- воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину.
II. Описание места внеурочной деятельности в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования МАОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением математики» программа «Каллиграфия» реализуется во 2 классе. Программа по каллиграфии рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 часа в год.
III. Описание ценностных ориентиров содержания программы
Важными ориентирами содержания данной программы являются:
- эмоциональное развитие души;
- раскрытие творческих способностей;
- пространственное видение окружающего мира;
- воспитание воли, терпения, прилежания, аккуратности;
- стимуляция речи и мышления;
- приобщение к изобразительному творчеству;
- защита и профилактика от компьютерной зависимости;
- коррекция почерка.
Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени сложности знаков и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
Основные положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для обучаемых всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания.
По данной образовательной программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.
IV. Содержание программы внеурочной деятельности
2 класс
Личностные универсальные учебные действия:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные универсальные учебные действия:
- сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш;
- умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки письма;
- умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки;
- формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв;
- каллиграфические упражнения по предупреждению фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок;
- умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- развитие орфографической зоркости учащихся;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения.
VI. Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ | Тема и основное содержание занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | Ориентирование на листе бумаги. | 1 | Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Игровая и творческая деятельность. | ||
2. | Большие и малые прямые наклонные линии. | 1 | Упражнения для движения кисти слева направо наоборот. Отработка правильного наклона, параллельности штрихов. Штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение для разминки: ритмирование. Игровая и познавательная деятельность. | ||
3. | Прямая линия с закруглением внизу. | 1 | Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение пальчиковой гимнастики. Графические упражнения. Штриховка. | ||
4. | Прямая наклонная линия с закруглением вверху. | 1 | Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для развития графомоторных навыков. | ||
5. | Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу. | 1 | Упражнения для движения кисти и предплечья. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Формирование пространственных отношений. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Игровая и познавательная деятельность. | ||
6. | Большой и маленький овалы. | 1 | Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.Формирование пространственных отношений. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Игровая и познавательная деятельность. | ||
7. | Большие и малые полуовалы. | 1 | Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование. | ||
8. | Линия с петлёй вверху и внизу. | 1 | Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке в письме букв с петлями. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Продолжение узора по образцу. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». | ||
9. | Малая и большая пламевидные прямые. | 1 | Упражнения в виде росчерка, петель. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование. | ||
10. | Петля на линии строки. | 1 | Упражнения для формирования умений определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Графический диктант. | ||
11. | Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г. | 1 | Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетико- графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счёт. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. | ||
12. | Группа букв: л, м, Л, М, я, Я. | 1 | Работа над формой букв. Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.Игровая и творческая деятельность. | ||
13. | Группа букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч. | 1 | Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры рук. Штриховка. | ||
14. | Группа букв: с, С, е, о, О, а, б,д. | 1 | Работа по шаблону в тетради. Списывание учащимися с готового образца. Проведение пальчиковой гимнастики. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Штриховка. | ||
15. | Группа букв: ь, ъ, ы ,в. | 1 | Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Игровая и творческая деятельность. | ||
16. | Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. | 1 | Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. | ||
17. | Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. | 1 | Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. | ||
18 | Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д. | 1 | Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. | ||
19. | Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф. | 1 | Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование. | ||
20. | Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос. | 1 | Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование. | ||
21 | Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ. | 1 | Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Творческая деятельность. | ||
22. | Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас. | 1 | Работа над формой и соединением букв. Штриховка. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Соревнование. | ||
23. | Написание соединений ие, ий, ИЦ, ИЩ. | 1 | Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». | ||
24. | Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез. | 1 | Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. | ||
25. | Рациональные способы соединений в словах. | 1 | Знакомство с рациональными способами соединений букв в словах. Штриховка. Проблемные задания. | ||
26. | Написание соединений яб, яр, яв, ят. | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Обрывание листа бумаги. Штриховка. | ||
27. | Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн. | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. | ||
28. | Написание соединений ль, мь, ья,ье. | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. | ||
29. | Написание заглавных и строчных букв. | 1 | Практикум. Работа по образцам прописи. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. Конкурс на лучшее оформление первой буквы. | ||
30. | Написание соединений Оо, Сс, Ээ. | 1 | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. «Клубочки», «Волны». | ||
31. | Работа по устранению графических недочётов. | 1 | Диктовка элементов букв и их соединений. Штриховка. Проблемные задания. Работа по образцам прописи. | ||
32. | Творческая мастерская «Волшебная ручка». | 1 | Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки. | ||
33. | Конкурс по каллиграфии. | 1 | Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки. | ||
34. | Итоговая работа по каллиграфии. | 1 | Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки. |
VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. – М.Просвещение, 2002
2. Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1994 г.
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и красиво. Академия развития, 2000 г.
4. Лысенко О.В. Методики интенсивного обучения. Каллиграфия / Методические рекомендации для учителя.
5. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
6. Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и посл
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования "Фитнес - Данс" для детей младшего школьного возраста.
Программа по лечебной физкультуры предназначина для специалистов средних образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в области физической культуры....
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...
Программа занятий по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха
Разработана программа занятий по развитию внимания у младших школьников с учетом особенностей, характерных для школьников с нарушениями слуха....
Выбор системы оздоровления. Оздоровительные мероприятия при организации внеурочной деятельности по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, является одной из важнейших задач государства на сегодняшний день. В связи с ухудшением экологической обстановки, и как следствие, ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Художественное слово» для детей младшего школьного возраста (8–10 лет)
«Художественное слово» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических устано...
Разнообразие форм работы во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста
Экологическое воспитание младших школьников является одной из важнейших задач учителя начальных классов и предполагает использование различных форм и методов экологического воспитания...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Азбука безопасности» для детей младшего школьного возраста
Данная программа предусматривает изучение учащимися начальных классов правил дорожно-транспортного движения, пожарной безопасности, правил безопасного поведения на водоёмах, в лесу и в быту, обу...