Программа внеурочной деятельности «Каллиграфия» , 2 класс для детей младшего школьного возраста
рабочая программа (2 класс)

Иванова Наталья Игоревна

Работа может быть использована другими педагогами, работающими на данном уровне образовательной системы РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_2024_god_-_kopiya.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Каллиграфия» , 2 класс

для детей младшего школьного возраста

Срок реализации: 1 год

Составила: Иванова Н.И.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

с углублённым изучением математики»

г. Старая Русса

I. Пояснительная записка

        Рабочая программа по каллиграфии для 2 класса  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы О.В. Лысенко «Каллиграфия». Программа реализуется в форме внеурочной деятельности курс «Час по интересам». Срок реализации программы 1 год.

Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк.

        Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу.

        Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.

Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически правильное письмо учащегося способствует  воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.

Цель – научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы.

        Задачи работы курса:

- знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приёмами работы с ними;

- обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановке слов на строке;

- научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв;

- обучить отрывному, ритмичному и скорому письму;

- учить проявлять творческий подход к работе;

- учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы  в первоначальный замысел;

- учить индивидуальной работе;

- способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев;

- развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь;

- воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину.

II. Описание места внеурочной деятельности в учебном плане

        В соответствии с учебным планом начального общего образования МАОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением математики» программа «Каллиграфия» реализуется во 2 классе. Программа по каллиграфии рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 часа в год.

III. Описание ценностных ориентиров содержания программы

Важными ориентирами содержания данной программы являются:

- эмоциональное развитие души;

- раскрытие творческих способностей;

- пространственное видение окружающего мира;

- воспитание воли, терпения, прилежания, аккуратности;

- стимуляция речи и мышления;

- приобщение к изобразительному творчеству;

- защита и профилактика от компьютерной зависимости;

- коррекция почерка.

Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени сложности знаков и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

Основные положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для обучаемых всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания.

По данной образовательной программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.

IV. Содержание программы внеурочной деятельности

2 класс

        

Личностные универсальные учебные действия:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

        Предметные универсальные учебные действия:

сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш;

- умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки письма;

- умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки;

- формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв;

- каллиграфические упражнения  по предупреждению фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок;

- умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;

- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

- развитие орфографической зоркости учащихся;

- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения.

        

VI. Календарно-тематическое планирование

2 класс

Тема и основное содержание занятия

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Планируемая дата

проведения

Фактическая дата проведения

1

Ориентирование на листе бумаги.

1

Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Игровая и творческая деятельность.

2.

Большие и малые прямые наклонные линии.

1

Упражнения для движения кисти слева направо наоборот. Отработка правильного наклона, параллельности штрихов. Штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение для разминки: ритмирование. Игровая и познавательная деятельность.

3.

Прямая линия с закруглением внизу.

1

Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение пальчиковой гимнастики. Графические упражнения. Штриховка.

4.

Прямая наклонная линия с закруглением вверху.

1

Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для развития графомоторных навыков.

5.

Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу.

1

Упражнения для движения кисти и предплечья. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Формирование пространственных отношений. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Игровая и познавательная деятельность.

6.

Большой и маленький овалы.

1

Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение  пальчиковой гимнастики. Штриховка.Формирование пространственных отношений. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Игровая и познавательная деятельность.

7.

Большие и малые полуовалы.

1

Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование.

8.

Линия с петлёй вверху и внизу.

1

Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке в письме букв с петлями.  Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Продолжение узора по образцу. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек».

9.

Малая и большая пламевидные прямые.

1

Упражнения в виде росчерка, петель. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование.

10.

Петля на линии строки.

1

Упражнения для формирования умений определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.  Графический диктант.

11.

Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г.

1

Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетико- графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счёт. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.

12.

Группа букв: л, м, Л, М, я, Я.

1

Работа над формой букв. Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.Игровая и творческая деятельность.

13.

Группа букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч.

1

Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры рук. Штриховка.

14.

Группа букв: с, С, е, о, О, а, б,д.

1

Работа по шаблону в тетради. Списывание учащимися с готового образца. Проведение пальчиковой гимнастики. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Штриховка.

15.

Группа букв: ь, ъ, ы ,в.

1

Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Игровая и творческая деятельность.

16.

Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К.

1

Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики.

17.

Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф.

1

Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики.

18

Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д.

1

Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики.

19.

Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф. 

1

Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование.

20.

Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос.

1

Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами  и словами. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование.

21

Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ.

1

Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Творческая деятельность.

22.

Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас.

1

Работа над формой и соединением букв. Штриховка. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Соревнование.

23.

Написание соединений иеий, ИЦ, ИЩ.

1

Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь».

24.

Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез.

1

Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа.

25.

Рациональные способы соединений в словах.

1

Знакомство с рациональными способами соединений букв в словах. Штриховка. Проблемные задания.

26.

Написание соединений яб, яр, яв, ят.

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Обрывание листа бумаги. Штриховка.

27.

Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн.

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа.

28.

Написание соединений ль, мь, ья,ье.

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа.

29.

Написание заглавных и строчных букв.

1

Практикум. Работа по образцам прописи. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. Конкурс на лучшее оформление первой буквы.

30.

Написание соединений Оо, Сс, Ээ.

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. «Клубочки», «Волны».

31.

Работа по устранению графических недочётов.

1

Диктовка элементов букв и их соединений. Штриховка. Проблемные задания. Работа по образцам прописи.

32.

Творческая мастерская «Волшебная ручка».

1

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

33.

Конкурс по каллиграфии.

1

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

34.

Итоговая работа по каллиграфии.

1

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

VII. Описание учебно-методического   и  материально-технического обеспечения

1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. – М.Просвещение, 2002

2. Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1994 г.

3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и красиво. Академия развития, 2000 г.

4. Лысенко О.В. Методики интенсивного обучения. Каллиграфия / Методические рекомендации для учителя.

5. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. -  Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

6. Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и посл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования "Фитнес - Данс" для детей младшего школьного возраста.

Программа по лечебной физкультуры предназначина для специалистов средних образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в области физической культуры....

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...

Программа занятий по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Разработана программа занятий по развитию внимания у младших школьников  с учетом особенностей, характерных для школьников с нарушениями слуха....

Выбор системы оздоровления. Оздоровительные мероприятия при организации внеурочной деятельности по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, является одной из важнейших задач государства  на сегодняшний день. В связи с ухудшением экологической обстановки, и как следствие, ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Художественное слово» для детей младшего школьного возраста (8–10 лет)

«Художественное слово» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических устано...

Разнообразие форм работы во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста

Экологическое воспитание младших школьников является  одной  из важнейших задач учителя начальных классов и предполагает использование различных форм и методов экологического воспитания...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Азбука безопасности» для детей младшего школьного возраста

Данная программа предусматривает изучение учащимися начальных классов правил дорожно-транспортного движения, пожарной безопасности,  правил безопасного поведения на водоёмах, в лесу и в быту, обу...