«Организация работы с родителями младших школьников по профилактике девиантного поведения
учебно-методический материал

Орлова Алиса Александровна

предупреждение девиантного поведения младших школьников играет немаловажную роль в становлении личности ребенка и общества.  И кроме этого имея небольшой педагогический стаж, мне уже пришлось столкнуться с данной проблемой как классному руководителю. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил поведения. Однако когда имеет место отклоняющееся поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и формирование его личности складывается противоречиво. Данное исследование направлено на узкий спектр, нарушения поведения, и в моем случае, девиантное поведение исходило именно из неблагоприятной жизненной ситуации семьи ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya1.pdf426.55 КБ
Файл doklad.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Республика Бурятия

Прибайкальский район

МОУ «Коменская средняя общеобразовательная школа»

«Организация работы с родителями младших школьников по профилактике девиантного поведения

  Выполнил: Орлова Алиса Александровна,

учитель начальных классов,

 МОУ «Коменская СОШ»

                                                                           

c. Кома, 2024

 Причиной выбора именно данной темы послужило то, что предупреждение девиантного поведения младших школьников играет немаловажную роль в становлении личности ребенка и общества.  И кроме этого имея небольшой педагогический стаж, мне уже пришлось столкнуться с данной проблемой как классному руководителю. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил поведения. Однако когда имеет место отклоняющееся поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и формирование его личности складывается противоречиво. Данное исследование направлено на узкий спектр, нарушения поведения, и в моем случае, девиантное поведение исходило именно из неблагоприятной жизненной ситуации семьи ребенка. И соответственно мною было решено провести основную работу с родителями данного ребенка, привлекая и учащихся.

Итак, Девиантное поведение  - это   поведение, противоречащее общепринятым нормам, нарушающее социальные нормы и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям.  

С научной точки зрения, Основные группы факторов и их составляющие девиантного поведения:

1. Отклонения в психическом и физиологическом развитии;

2. Несоответствие условий и методов воспитания индивидуальным особенностям ребенка.

3. Несоответствие коррекционного воздействия своеобразию развития ребенка.

4. Негативные факторы среды формирования личности (проблемы семьи, безнравственная обстановка в семье);

5. Недостатки в воспитании ребенка (ошибки семейного воспитания, отстранение ребенка от сложных жизненных проблем)

6. Негативная личностная позиция самого ребенка (отклонения в самооценке ребенка, отклонения в личностных притязаниях школьника, безразличие к нравственному самосовершенствованию).

В целом все эти группы факторов, в  априори, начинают формироваться в семье, а не в школе, школа является для данных факторов отправной точкой, и связано это с изменениями в жизни ребенка: новые отношения, обстановка, ответственность и т.п.

Часто дети не удовлетворены взаимоотношениями с родителями. В современном обществе налицо нерешенность проблемы "отцов и детей", которая проявляется в нестабильности положения ребенка в семье.

      Из опыта работы по проблемам семейного воспитания видно, что почти всегда родителей волнует поведение ребенка, но очень редко они задумываются над тем, какую роль при этом играет их собственное поведение. В то же время уже давно доказано, что поведение родителей влияет на поведение ребенка, прослеживаются устойчивые закономерности: родители являются для ребенка значимыми людьми, тип их поведения является моделью для подражания. Следовательно, профилактику девиантного поведения школьника необходимо в первую очередь начинать с работы с родителями данного школьника. Рассматривая конкретную ситуацию, сложившуюся с проблемой поведения ребенка в классе, я прибегла к следующей поэтапной работе с родителями, с которой работала на протяжении учебного года:

Этапы работы с родителями делятся на

1.Диагностический

2.просветительно-деятельностную

3. Деятельностный.

4. Оценочный.

I этап: Диагностический. (период работы сентябрь-ноябрь)

Диагностический этап подразумевает решение следующих задач:

1. Собрать необходимую информацию об учащихся и их родителях;

2. Исследовать состояние проблемы девиантного поведения в школе (психологическая диагностика учащихся, диагностика стиля семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье, составление социального паспорта семьи).

Выделяют четыре группы методов, с помощью которых можно достаточно достоверно определить особенности отношений между детьми с девиантным поведением и их родителями.

1.Беседа 

Беседа с родителями проводилась по следующему плану:

Структура данной семьи

Взаимоотношения различных поколений в семье.

Педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей.

Поощрения и наказания, применяемые в процессе воспитания в данной семье.

Организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье.

Выявление взаимосвязи девиантного поведения ребенка с асоциальными пристрастиями родителей.

2. Наблюдение . К данному пункту плана работы с родителями относится посещение детей на дому, заполнение акта посещения, составление характеристики класса на начало года

3. Проективные методики. Существует множество методик, я выбрала, подходящие для школьников младших классов: «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи», «Семья животных».

Порекомендую тест «Семья животных» так как оказалось, показательнее предыдущих, так как его направленность менее очевидна. Его можно использовать в сочетании с предыдущими для получения дополнительных данных. Соответственно по анализу, данного теста выявляется роль каждого члена семьи

4.Личностные тесты и опросники. Можно порекомендовать тест-опросник родительского отношения, опросник "Измерение родительских установок и реакций", Опросник "Анализ семейных взаимоотношений". Данные опроссники я раздавала на родительских собраниях, затем анализировала взаимоотношения

На основе данного этапа, я не только диагностировала, детей с явно выраженными признаками девиантного поведения, но и провела профилактику, остальной группы класса, отметив для себя детей «группы риска».

Следующий этап это:

2. Просветительно-деятельностная поддержка родителей. (Декабрь, в течение года)

Текущий этап строится из конкретного анализа данных с первого этапа

Следовательно, работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей через следующие формы работы:

Лекции (на родительских собраниях, МО, педагогических советах).

Тренинги.

Индивидуальное консультирование по проблеме.

Семинары и диспуты.

На основе анализа диагностических данных выявляются общие направления социально-педагогической деятельности, формулируются общие цели и конкретные задачи. Выявляются наиболее заинтересовавшие родителей темы.

Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание.

Родительские собрания могут быть построены различно. Основная их часть - сообщение педагогических знаний - может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискуссии, с уклоном на интересующую тему, в том числе девиантное поведение детей

Темы выступлений могут быть разнообразными, я выбрала более актуальные:

Воспитание положительных навыков и привычек у детей.

О формах поощрения и наказания.

Приучение ребенка к труду и т.п.

Кроме этого, интересно проходят выступления родителей перед учащимися, в виде напутствующего слова, стихотворения для таких выступлений родителям можно предложить заранее подготовленный текст

Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной доброжелательной помощи школе, привлечение к участию в различных мероприятиях совместно с детьми - важная, насущная задача в работе учителя с семьей.

Методика проведения бесед, лекций, собраний должна строиться таким образом, чтобы каждый отец и мать серьезно задумались над вопросом воспитания, сами пытались отыскать пути индивидуального решения педагогических задач.

При организации педагогического просвещения необходимо умело сочетать теоретический материал с практикой семейного воспитания. Решению этой задачи способствуют памятки для родителей. Памятки желательно подготавливать для каждой темы, которую рассматривают родители и учителя коллективно.

Оправдавшей себя формой работы с родителями это уголки для родителей. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической культуры, так и  воспитательной. Кроме того ни для кого не секрет, что современные родители и учителя, прибегают к услугам мессенджеров, где можно размещать информацию, различного рода, как по учебному процессу, так и воспитательному, так как в интернете, много не нужной информации, я как классный руководитель, прибегаю к данной услуге, скидываю научные статьи для повышения образованности родителей в воспитании своих детей, что облегчает работу с родителями.

Опытно-экспериментальная работа показала, что наиболее эффективным в педагогическом просвещении родителей выступают дифференцированные беседы теоретического и практического направления.

Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.

Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

III этап. Деятельностный. Январь-май

Деятельностный этап решает следующую задачу:

1.Вовлечение детей и родителей в разнообразную общественно - полезную деятельность, отвечающую их интересам и личностным особенностям, по следующим направлениям:

Литературно-краеведческое направление:

1) посещение музеев;

2)проведение тематических литературно-краеведческих чтений (проблема девиантного поведения) на базе библиотеки школы;

3)принятие участия в  конкурсах и чтениях, посвященных краеведению, поэзии, прозе.

Художественно-эстетическое направление:

1)посещение центра детского творчества, знакомство с деятельностью кружков, посещение концертов.

2)принятие участия в мероприятиях, проводимых на уровне школы, поселка, участие в  выставках, концертах, конкурсах.

3)проведение конкурсов для родителей и детей

Физкультурно-оздоровительное направление:

1) проведение соревнований (забег «Против вредных привычек»); между командами детей и родителей; между семьями («Папа, мама, я - спортивная семья»).

2) принятие участия спортивных мероприятиях.

IV этап. Оценочный.(апрель-май)

По окончании работы проводится вторичная диагностика состояния ребенка теми же методами, что и при первичной диагностике, оценивается насколько эффективно решение проблемы ребенка.

Возможно 2 варианта:

положительно решается проблема ребенка (на этом этапе деятельность прекращается);

частично решается проблема ребенка. Тогда необходимо выяснить на каком этапе были допущены ошибки или возникли неопределенные препятствия и произвести корректировку деятельности. После этого необходимо повторное решение проблемы.

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

В своем исследовании, я пришла прогрессу в  поведении ребенка, смогла наладить контакт с родителями, они более доверительно стали относится, ко мне как к педагогу, мы совместно обсуждали проблемы ребенка, и пути их решения, сто процентного результата данная работа не дала, но ощутимо подействовало на общую обстановку в классе, учащиеся лучше стали самоорганизовываться, поведение улучшилось. На этом моя работа не закончилась, в новом учебном году, я буду прибегать к полученному мною опыту, и дополнять данное исследование.

Ну и в заключение хочу сказать, что Сила современного учителя в любви к детям, желании ими добра, признании и уважении личности воспитанника.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с родителями младших подростков по информационной безопасности детей

Памятка для родителей, которая призвана защитить детей от сетевых угроз и сделать пользование Интернетом максимально полезным....

Материал для работы с родителями младших школьников

Этот материал поможет учителям начальной школы при работе с родителями...

Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье даются рекомендации по работе  с  детьми  с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы с родителями младших школьников»

Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы  с родителями младших школьников»...

Организация работы с родителями младших школьников по профилактике девиантного поведения

Из опыта работы по проблемам семейного воспитания видно, что почти всегда родителей волнует поведение ребенка, но очень редко они задумываются над тем, какую роль при этом играет их собственное поведе...