Формирование грамотной устной речи у учащихся начальной школы
статья (1 класс)

Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование грамотной устной речи у учащихся начальной школы

Автор: Пригорнева Татьяна Александровна, учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области

Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда.

          Ребёнка надо учить языку – тем общим нормам, которые установил народ в процессе своей жизни, истории. Устная речь детей должна удовлетворять известным требованиям. Устная речь должна быть содержательной;  логичной, которая проявляется в последовательном изложении мыслей; ясной, т. е. такой, чтобы она могла быть понята одинаково всем и без особых затруднений; точной, т. е. по возможности правдиво изображать окружающую ребёнка действительность.

Развитие  речи - одна из центральных задач всей системы  работы в школе для детей. Основные  направления  работы по развитию связной речи: работа над словом  (лексической); работа над словосочетанием и предложением (грамматическим строем речи); работа над связной речью.

Процесс овладения связной  речью необходимо начинать с работы  над произношением, темпом, ритмом, интонацией, так как большинство обучающихся имеют нарушенное звукопроизношение. Очень важно развивать у детей  фонематические процессы: фонематический слух и фонематическое восприятие. Несформированность этих процессов приводит к большому количеству ошибок в речи обучающихся. Дети допускают следующие ошибки: пропуск или перестановку букв, слогов в слове; наращивают слова лишними буквами; искажают слова; допускают слитное написание слов.    Начинать работу необходимо по развитию фонематических процессов с самых простых игр, развивающих слуховое восприятие: «Прохлопай ритм», «Чей голосок?», «Что ты слышишь справа, слева, сзади, спереди?» (это задание дети выполняют с закрытыми глазами), «Улови шепот» (учитель подает команды обычным голосом, а того кто должен выполнить команду, называют шепотом)  и др. Эффективными средствами воздействия являются малые формы фольклора (загадки,  считалки, чистоговорки, сказки,  скороговорки  и др.), привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей  положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленную на формирование правильного звукопроизношения, делают речь детей более  выразительной, яркой. Загадки используются при изучении звуков, при знакомстве с каким либо предметом.

        В содержание работы на уроках  входит ряд развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словарного творчества и развитие чувства языка.



Предварительный просмотр:

Формирование грамотной устной речи у учащихся начальной школы

Автор: Пригорнева Татьяна Александровна, учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области

Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда.

          Ребёнка надо учить языку – тем общим нормам, которые установил народ в процессе своей жизни, истории. Устная речь детей должна удовлетворять известным требованиям. Устная речь должна быть содержательной;  логичной, которая проявляется в последовательном изложении мыслей; ясной, т. е. такой, чтобы она могла быть понята одинаково всем и без особых затруднений; точной, т. е. по возможности правдиво изображать окружающую ребёнка действительность.

Развитие  речи - одна из центральных задач всей системы  работы в школе для детей. Основные  направления  работы по развитию связной речи: работа над словом  (лексической); работа над словосочетанием и предложением (грамматическим строем речи); работа над связной речью.

Процесс овладения связной  речью необходимо начинать с работы  над произношением, темпом, ритмом, интонацией, так как большинство обучающихся имеют нарушенное звукопроизношение. Очень важно развивать у детей  фонематические процессы: фонематический слух и фонематическое восприятие. Несформированность этих процессов приводит к большому количеству ошибок в речи обучающихся. Дети допускают следующие ошибки: пропуск или перестановку букв, слогов в слове; наращивают слова лишними буквами; искажают слова; допускают слитное написание слов.    Начинать работу необходимо по развитию фонематических процессов с самых простых игр, развивающих слуховое восприятие: «Прохлопай ритм», «Чей голосок?», «Что ты слышишь справа, слева, сзади, спереди?» (это задание дети выполняют с закрытыми глазами), «Улови шепот» (учитель подает команды обычным голосом, а того кто должен выполнить команду, называют шепотом)  и др. Эффективными средствами воздействия являются малые формы фольклора (загадки,  считалки, чистоговорки, сказки,  скороговорки  и др.), привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей  положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленную на формирование правильного звукопроизношения, делают речь детей более  выразительной, яркой. Загадки используются при изучении звуков, при знакомстве с каким либо предметом.

        В содержание работы на уроках  входит ряд развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словарного творчества и развитие чувства языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки по русскому языку "Части речи" для учащихся начальной школы

Данный материал поможет детям быстре запомнить основные правила о частях речи....

Публикация на форуме "Развитие устной речи у учащихся коррекционной школы на внеклассных занятиях"

Развитие речи - одна из центральных задач всей системы работы в школе VIII вида. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барьеры в процессе...

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».

  Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.Программы по математике  включают большой интересный ...

Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти

Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить круго...

Статья Формирование навыка связной речи у учащихся начальных классов с ОВЗ через устные виды работ.

Работа по развитию связной речи очень сложный и длительный процесс в учительской работе, поэтому её надо начинать ещё с 1 класса. И опыт показывает, что учащиеся с проблемами в речевом развитии после ...

Презентация "Формы и методы работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальной школы"

Презентация о видах нарушений устной и письменной речи и методах их устранения....

Формирование и развитие читательской грамотности на уроках у учащихся начальной школы

Данный материал содержит описание технологий и приемов по работе по формированию и развитию читательской грамотности  у учащихся начальной школы....