Развитие речевого мышления
статья

Колемаскина Лариса Викторовна

             В данной работе рассмотрены вопросы методики развития   речевого мышления детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературы.

           Нормальное речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления. Разрабатывая речевые упражнения, необходимо ориентироваться на определенные формы умственной работы, на анализ и синтез, индукцию и дедукцию, на выделение признаков, особенно существенных, на обобщение, на решение мыслительных задач, на выявление причинно - следственных связей, на сравнение и противопоставление.

 

          Вся работа по развитию речи в начальной школе должна быть целенаправленной, все направления этой работы - это звенья одной цепи. Развитие речи у детей становится процессом овладения родным языком, умением пользоваться языком, как средством познания окружающего мира, усвоение опыта, накопленного человечеством, как могучим средством общения и взаимодействия людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_myshleniya.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого мышления.

Л.В. Колемаскина, И.Ю. Черепенько,

учителя начальных классов, МАОУ «Тисульская СОШ №1»,пос. Тисуль,    Тисульский район, Кемеровская область.

 В настоящее время проблеме развития речи уделяется большое внимание. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно усвоить и передать, а усвоение этих знаний не должно быть механическим, а осознанным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно сформировать у них речь, так как это является одним из главных условий успешного обучения. Непрерывное совершенствование языка происходит на всех школьных уроках, но основная работа над языком все же ведется на уроках русского языка и литературы. Здесь даются основные понятия компонентов речи, формируются произносительные нормы литературного языка, развиваются речевые умения и навыки школьников. С первыми речевыми умениями ученики знакомятся в начальной школе, но и здесь ведущими становятся уроки русского языка и литературы.

 Нормальное речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний об окружающем. Таким образом, речь и ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления. Разрабатывая речевые упражнения, необходимо ориентироваться на определенные формы умственной работы, на анализ и синтез, индукцию и дедукцию, на выделение признаков, особенно существенных, на обобщение, на решение мыслительных задач, на выявление причинно - следственных связей, на сравнение и противопоставление.

   Школьники часто затрудняются в выделении признаков, особенно существенных признаков предметов, явлении, действий, поэтому дети усваивают слово, не наполнив его содержанием.

1.Работа по выделению признаков.

   Проводим наблюдения на самом разном материале: явления в природе в разное время, пение птиц, шум дождя, речь людей, красоту цветов, листьев, их цвета, первого снега, оттенки, замечаем и выделяем особенности форм и значений. К. Д. Ушинский считал: «Воспитать у детей любознательность, умение видеть, слышать, обонять, воспринимать мир вокруг - вот путь, который обеспечивает основу для мышления и речи. А следовательно, дает материал для словарных упражнений, для составления словосочетаний и предложений, для рассказов к сочинений».

   На уроках русского языка и литературы необходимо использовать задания на выявление признаков. Например, в беседе о березе дети получают задание назвать признаки этого дерева. (Высока ли она? Какого цвета ствол, листья? Какова их форма?) Много признаков в загадках, шарадах.

Возможно использование следующих упражнений на выделение признаков:

а)        Что можно сказать об апельсине по форме, по цвет, вкусу? О моркови, о яблоке?

б)        Укажите признаки луны, звезды, лампы, солнца. Назовите их общий признак.

в)        Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно мягкий, теплый, пушистый; высокий, стройный, красивый; сочный сладкий ароматный.

г)        Про кого или про что, можно сказать высокий - низкий, сладкий - горький, умный - глупый, добрый - злой.

д)        Назовите общие признаки весны и осени, куклы и девочки, стола и стула и др.

2.Сравнение.

     К. Д. Ушинский писал «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение».

    Сравнивать - значит устанавливать сходства и различения между предметами и явлениями. Эта операция сложна и включает элементы синтеза, обобщения, вывода. Для того чтобы сравнивать, учащиеся должны уметь выделять признаки предметов и отличать существенные признаки от несущественных, так как сравнивать можно лишь по существенным признакам.

    При составлении заданий на сравнение нужно учитывать следующие требования:

- сравнивать можно только такие предметы и явления, между которыми есть что-то общее;

  • сравнение должно быть целенаправленным;
  • операция сравнения должно завершаться выводом, итогом.

    Эту работу целесообразно начинать со сравнения двух предметов и явлений, но затем можно сравнивать три, четыре, и даже более четырех объектов. Сравниваются животные, растения, а также внешний облик и поступки людей, персонажи произведений, их характеры. Наблюдения, сравнения и др. упражнения, направленные на развитие мышления учащихся, тоже выполняют языковые функции: они связываются с изучаемыми грамматическими темами, с разбором слов по составу, со словообразовательным анализом, с выполнением орфографических упражнений и задач, они активизируют словарь.

3. Работа над понятиями.

 Эта работа идет параллельно с наблюдением, сравнением. Учителю начальных классов с самых первых уроков следует формировать понятия у учащихся, так как именно в понятии отображаются общие, существенные отличительные признаки предметов или явлений действительности.

Понятия бывают более общие (родовые) и менее общие (видовые). Школьники упражняются в подведении менее общих понятий под более общие. Специальные упражнения могут быть такими:

   а)        Предложить ребенку перечислять все изображенные на картинах предметы (яблоко, грушу, мандарин, лимон и попросить назвать их общим словом фрукты). Такие задания можно проводить и без опоры на наглядность.

   б)        Можно изменить задание наоборот. Детям дается родовое понятие (посуда), а учащиеся должны назвать им известную посуду.

   в)        Можно усложнить задание. Например: «Что такое сосна, береза, ель?» (деревья). «Что такое шиповник, смородина, облепиха?» (кустарники). «Как назвать то и другое вместе?» (растения). «Назовите их общие признаки».    Такое обобщение является двойным. Нравятся детям и упражнения на обобщение на грамматико-орфографическом материале. Например, слова, которые обозначают действия предметов, называются глаголом, то есть понятие глагол является родовым к словам - понятиям: пишу, читаю, думаю.

Оперирование понятиями, их группировка, классификация, обобщение, выделение и характеристика признаков - все это подготавливает школьников к более сложным формам развития мышления и речи, так и при мышлении учащиеся опираются на свою внутреннюю речь, то есть внутри ребенка как бы происходит диалог с самим собой. Это приучает школьников к точному, строгому выражению своих мыслей.

    Задания могут быть такими:

Исключи лишнее слово:

1) кукла, скакалка, песок, мяч, юла

2) река, озеро, мосты, пруд, море.

Лишнее слово может быть словом с орфограммой, изучаемой частью речи и т.п.

4. Формирование суждений и умозаключений.

Понятия выражаются в словах или в их сочетаниях. Но речь не может состоять из отдельных слов. Связная речь складывается из суждений и умозаключений, которые формируются как предложения. В суждении что-то утверждается или отрицается. Между ними устанавливается временная последовательность и причинно-следственная зависимость. Очень важно, чтобы школьники научились соблюдать последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать, доказывать свои суждения. Ведь одно из важных требований к речи учащихся состоят в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним, а каждое новое предложение развертывало бы мысль, развивало сказанное или вносило новые факты и суждения. Но сначала нужно научить детей делать умозаключения, видеть в нем причину и следствие.

    На уроках необходимо проводить такие виды работ:

1.Работа над различными видами планов.

2.Пересказ.

3.Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

4.Составление своих вопросов к тексту.

Вопрос «Почему» должен стать спутником ребенка. Необходимо ценить живую любознательность детей и поощрять их.

На урокам чтения, работая над текстом, задаем вопрос «Почему» по прочитанному: в парах, учителю, классу. «Приучить детей задавать вопросы друг другу, а также учителю в связи с прочитанным, с наблюдениями - это создать в классе атмосферу успешного мыслительного развития учащихся, а значит и их речи» - считает ЕВ. Бунеева. Поэтому в практику уроков необходимо разрабатывать вопросы, требующие анализа, выявления причин, следствий, последовательность умения строить умозаключения, рассуждать, доказывать, делать вывод.

     По тематике уроков, такие виды заданий можно использовать не только на уроках чтения, но и на уроках русского языка, окружающего мира, музыки, математики и др.

Вопросы и задания могут быть такими:

1). Что без чего не обойдется?

Сад (садовник, забор, земля, яблоня).

Река (берег, рыба, тина, вода рыболов).

Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

Ребенок должен найти спорные слова, главные. Каждое слово разбирается, почему то или иное слово является главным. Такую работу можно проводить на материале пословиц, загадок.

Например, «Поспешишь - людей насмешишь». Что это значит? Выбери.

И ниже приводятся три варианта объяснений:

а)        Клоун смешит людей.

б)        Чтобы сделать работу, надо о ней хорошо подумать.

в)        Торопливость может привести к нелепым результатам.

    Работа над развитием речевого мышления, начиная с младших классов и кончая старшими, должна вестись одновременно, параллельно. Педагог начальных классов должен при планировании работы по развитию речи опираться на принцип систематичности, т.е. каждая новая работа представляет собой шаг вперед от уже выполненного, усвоенного и опирается на предыдущее.

Использованная литература

  1. Бородич        А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.
  2. Волина В. 100 игр с буквами и словами. - М : Аст-Пресс 1996
  3. Волина В. Занимательное азбуковедение. - М.: Аст-Пресс 1996
  4. Граник Г.Г. Бондаренко С.М. Секреты орфографии. - М., 1991.
  5. Гилева А.А. Иванова Л.К. Дидактические игры и игровые занятия на уроках русского языка. - Тбилиси, 1987.
  6. Львов М.Р. Развитие связной речи школьников. - М.:Просвещение 1985.
  7. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. - М.:Педагогика 1985.
  8. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М., 1984
  9. Нуртазина Р. Занимательная грамматика. - Алма-Ата, 1983.
  10. Панов М. Занимательные задания по русскому языку. - М., 1963.
  11. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошк.воспитание.-1995, -№1.
  12. Текучев А.В. методика русского языка в средней школе. М.: «просвещение», 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

В данном докладе вы узнаете о том, как  поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...

Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"

Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...

Речевое творчество детей как средство развития образного мышления младших школьников

Современными исследованиями доказано, что каждый человек психологически обладает одной доминантной подструктурой, которая и определяет «лицо» его интеллекта. При этом, по мере...

Выступление на МО по теме: "Роль воспитателя в формировании речевой среды и развитии речевого общения во внеурочное время"

В данном выступлении я показала работу воспитателя во внеурочное время в школе-интернате....

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...