Презентация к аттестации
презентация к уроку

Радостина Татьяна Анатольевна

Моя презентация к аттестации на 1 категорию учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к аттестации1.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Радостина Татьяна Анатольевна ГБУДО НО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Структурное подразделение: Ресурсный центр сопровождения образования людей с РАС Педагогическое кредо:”Кто малого не может, тому и большее недоступно” (М.В. Ломоносов) Стаж работы:4г 6 мес. Образование: высшее Должность: учитель-логопед

Слайд 2

Тема презентации Формирование и развитие понимания речи у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках программы подготовки к школе

Слайд 3

Актуальность Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. У детей с нарушениями речи наблюдается изменение в способах коммуникации, что проявляется, прежде всего, в том, что нарушение речевого общения у многих из них ведет к активизации невербальных (мимических, жестовых) средств коммуникации. В качестве вспомогательного метода обучения учебным и академическим навыкам может применяться метод визуальной поддержки. В основе метода визуальной поддержки лежит использование наглядных средств, которые позволяют быстрее и эффективнее осуществлять обмен информацией с людьми с РАС, у которых зрительное восприятие развито лучше, чем аудиальное. Особенно высокую значимость визуальные средства имеют для людей с РАС, у которых отсутствует или нарушено понимание речи, так как позволяют им понять последовательность событий, их место и время, правила, взаимосвязи между предметами, явлениями, событиями, а также выразить свои желания и потребности .

Слайд 4

Цель и задачи педагогической деятельности Цель: успешная адаптация детей дошкольного возраста с РАС к новым образовательным условиям и создание условий комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую. Задачи: Провести теоретический анализ научной, специальной методической литературы по проблеме формирования и развития понимания речи у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Подобрать диагностический инструментарий, провести анализ состояния учебных и речевых навыков у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Разработать, апробировать программу логопедической работы формирования и развития понимания речи у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках программы подготовки к школе. Оценить эффективность предложенной программы логопедической деятельности по данным контрольного эксперимента.

Слайд 5

Участники и методики исследования Для участия в эксперименте было отобрано 10 детей с РАС, старшего дошкольного возраста, имеющих речевое нарушение сопоставимое с системным недоразвитием речи. Анализ состояния учебных и речевых навыков проводится по методике оценки базовых учебных и речевых навыков у детей с РАС и другими особенностями развития ABLLS-R. Оценивались следующие жизненно важные навыки. Базовая коммуникация (F). Сформирован ли навык просьбы устно или с помощью альтернативной коммуникации с целью доступа (еда, туалет, перерыв, одежда, помощь, игра), с целью избегания (не хочу, уйди, убери, можно другое); Развитие рецептивной речи, а именно понимание и выполнение инструкций, различение звуков на слух (С).

Слайд 6

Ведущая педагогическая идея Внедрение в практику работы специальных методов, приёмов, подходов будет способствовать эффективному формированию и развитию понимания речи у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках программы подготовки к школе

Слайд 7

Теоретическое обоснование Каждый ребенок с аутизмом уникален, поэтому процесс обучения следует основывать на индивидуальных потребностях. ( Е.Р. Баенская) Речь в своем становлении проходит ряд этапов, одинаковых как для нормально развивающегося ребенка, так, для его сверстников с речевой патологией. (Л.С. Выготский) У детей с нарушениями речи наблюдается изменение в способах коммуникации, что проявляется, прежде всего, в том, что нарушение речевого общения у многих из них ведет к активизации невербальных (мимических, жестовых) средств коммуникации. Наиболее общим в характеристике речевого общения детей, с проблемами психического развития, является ограничение их способности к приему и переработке информации. (О.Н. Усанова) Существует возможность выработки новых условных связей без участия словесной системы или чаще-при неполном, частичном словесном опосредовании. При нормально развитии значение этой способности все уменьшается и все большую роль приобретает образование связей на основе опосредования словесной системой, словесным обобщение. Эту особенность можно рассматривать как компенсаторный механизм, способствующий более легкому образованию условных связей.(В.И. Лубовский ) В основе метода визуальной поддержки лежит использование наглядных средств, которые позволяют быстрее и эффективнее осуществлять обмен информацией с людьми с РАС, у которых зрительное восприятие развито лучше, чем аудиальное. Особенно высокую значимость визуальные средства имеют для людей с РАС, у которых отсутствует или нарушено понимание речи, так как позволяют им понять последовательность событий, их место и время, правила, взаимосвязи между предметами, явлениями, событиями, а также выразить свои желания и потребности. (М. Коэн )

Слайд 8

Материально-техническое оснащение Материально-техническое оснащение состоит из: комплекса технических средств, включающих - мультимедийный проектор, персональный планшет, принтер, сканер, коммуникатор. Электронного обеспечения: мультимедийных пособий, созданных с помощью программы - презентации Microsoft Power Point. Информационно-методического обеспечения: литература, программы, методики.

Слайд 9

Этапы работы: Организационный Основной Итоговый

Слайд 10

Организационный этап: Теоретическое и практическое освоение методик работы с детьми с РАС по формированию и развитию понимания речи; Оснащение предметно-пространственной развивающей среды визуальной поддержкой, способствующей развитию понимания речи; Определение основных методов, приемов и подходов индивидуальной работы по развитию понимания речи.

Слайд 11

Методы и формы работы по развитию понимания речи: п рактические занятия (индивидуальные, подгрупповые); работа с дидактическим материалом (различные карточки с картинками, схемы модели артикуляции звука, различные предметы для классификации, т.д.); активные индивидуальные, подгрупповые методы обучения: игры. Методы работы: Словесные: четкие и односложные инструкции Наглядные: визуальная поддержка, тщательный отбор материала Практические: многократное повторение упражнения, генерализация в окружающей среде.

Слайд 12

Основной этап: Диагностика детей с РАС по методике оценки базовых учебных и речевых навыков у детей с РАС и другими особенностями развития ABLLS-R; Подготовка визуальной поддержки к занятиям, подготовка развивающей среды

Слайд 13

Содержание занятий: Используя визуальную поддержку, мы обучали детей воспринимать устные инструкции и пользоваться просьбами. Развитие рецептивной речи происходило следующими этапами: 1 эт. — Различение неречевых звуков, которые окружают ребенка в повседневной жизни) — булькание воды в бутылке, тикание часов, сигналы машин, стук молотка, удары барабана и тд. То есть те звуки, источники которых можно увидеть и потрогать. 2 эт. — Различение звукокомплексов, сопоставимых с изученными неречевыми звуками — тик-так, буль-буль, би-би, бум-бум, тук-тук и тд. 3 эт. — Различение наименования мотивационных стимулов — печенье, чипсы, приз, сок, мяч и т. д. 4 эт. Различение наименования нейтральных, учебных стимулов — ручка, тетрадь, наименование учебных материалов. 5 эт. Различение и выполнение инструкций “дай” и “покажи”. Работа над каждым этапом сопровождалась визуальной поддержкой в сочетании с устными инструкциями и подсказками различной степени интенсивности.

Слайд 14

Примеры визуальной поддержки:

Слайд 15

Дидактические пособия и визуальная поддержка:

Слайд 16

Заключительный этап: Апробация и внедрение в практику работы учителя-логопеда упражнений для развития понимания речи с помощью визуальной поддержки у детей с РАС. Проведение диагностики.

Слайд 17

Анализ развития рецептивной речи и навыка просьбы

Слайд 18

Вывод: Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике в развитии речевой деятельности дошкольников с расстройствами аутистического спектра экспериментальной группы после апробации программы коррекционных работ средствами визуальной поддержки.

Слайд 19

Работа с родителями: Индивидуальные беседы. Мастер – классы. Обмен опытом. Консультация на тему: «Использование визуальной поддержки для развития рецептивной речи у детей старшего дошкольного возраста». Методические рекомендации для родителей дошкольников с РАС, по использованию визуальной поддержки в домашних условиях.

Слайд 20

Повышение квалификации (курсы) : “Организация и развитие образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в рамках ФГОС” (Нижний Новгород, 144 часа) “Алалия. Современные подходы к диагностике и коррекции” (Москва, 144 часа). “Выявление, диагностика и ранняя помощь детям с расстройством аутистического спектра (РАС)” (Москва, 36 часов) “Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в начальной школе” (Москва, 72 часа) “Обучение и коррекция поведения у детей с РАС дошкольного возраста на основе доказательных поведенческих практик” (Москва, 72 часа) “Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с расстройством аутистического спектра (РАС)” (Москва, 72 часа) “Особенности реализации ФГОС НОО обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС)” (Москва, 72 часа) “Основы АВА-терапии. Базовый курс для начинающих” (Москва, 72 часа) “Комплексная абилитация, реабилитация и социальная адаптация детей и подростков, имеющих расстройство аутистического спектра” (Новосибирск, 78 часов) Развитие когнитивных и коммуникативных навыков у детей с РАС (Новосибирск, 24 часа) “Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками” (Смоленск, 108 часов) “Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста” (Смоленск, 108 часов) “Возрастные особенности детей младшего школьного возраста” (Смоленск, 36 часов) “Каллиграфия. искусство красивого почерка” (Смоленск, 36 часов). Тренинг по программе “Ранняя Пташка (EarlyBird) Фонда “Обнаженные сердца” (Москва, сентябрь-декабрь 2020)

Слайд 21

Трансляция опыта: Публикация рабочей программы на сайте “Инфоурок” https://infourok.ru/rabochaya-programma-na-temu-podgotovki-k-shkole-doshkolnikov-s-mentalnymi-narusheniyami-5482925.html Публикация статьи в журнале “Вопросы дошкольной педагогики” №3 (51) март 2022 г. Радостина, Т. А. Формирование и развитие понимания речи у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках программы подготовки к школе / Т. А. Радостина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 56-61. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7143/ (дата обращения: 11.03.2022). https://moluch.ru/th/1/archive/217/7143/ онлайн-семинар «SPELL»–Комплексный подход к сопровождению людей с РАС. Опыт Великобритании» 9 декабря 2020, Москва. он-лайн семинар “«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ГЕРМАНИЯ» 9 декабря 2021, Москва Всероссийский научно-практический семинар “региональный опыт сопровождение детей с РАС. Создание условий для адаптации и социализации детей в Ульяновской области” 24 сентября 2020г.

Слайд 22

Сертификаты :

Слайд 23

Список литературы : 1.Аршатская О.С. Методы коррекционной помощи ребенку раннего возраста с тяжелыми формами аутизма // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 1. С. 33-37. 2. Гойхман O. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИнфРа-М, 2008–280 с. 3.Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б. Жизненные компетенции в контексте планирования обучения детей с расстройствами аутистического спектра // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 3. С. 120-130. 4. Доктор Джеймс Партингтон. Протокол ABLLS-R. Оценка базовых речевых и учебных навыков. Пересмотренная версия. Тестирование, пособие по построению ИПРР, система оценки навыков для детей с РАС и другими особенностями развития. Программа переведена на русский язык и адаптирована Александрой Жестковой, Екатериной Жестковой, Марией Судариковой, Светланой Анисимовой. 5.Заломаева Н.Б. Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам // О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг. Аутичный ребёнок: Пути помощи. Приложения. - М.: Теревинф, 1997.- С. 273-294. 6.Косилова Е. В. Исследования мышления при аутизме: когнитивный и философский подходы // Философия науки. 2016. № 2. С. 105–118. 7. Коэн М., Герхардт П. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. — 2018.-272с. 8.Лаврентьева Н.Б.Формирование учебного поведения у аутичных детей-дошкольников // Дефектология. - 2008. - № 4 - С. 52-63. 9. «Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской».: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва; 2011 10. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разработки/ Л. Г. Нуриева.-Изд. 2-е.-М.: Теревинф, 2006–112с. 11.Самсонова Е.В., Алексеева М. Н. Проблемы организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 3. С. 97-104. 12.Смирнова Л.В. Обучение детей с аутизмом // Начальное образование. 2016. Т. 4. № 1. С. 49-52. 13.ХаустовА.В.. МАдаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие. Загуменная О.В., Хаустов А.В., Богорад П.Л. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие /. ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 80 с. 14.Эстербрук Р.Л., Эстербрук С.А., Дрейфус А., Карпекова Т.А. , Солдатенкова Е.Н. Развитие коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра в Соединенных Штатах Америки и России // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 3. С. 56-66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к аттестации

Презентация к аттестации педагогических кадров...

Презентация на тему "Подготовка к промежуточной аттестации"

Промежуточная аттестация – это испытание и для обучающихся, и для их семей. Презентация поможет учителю провести родительское собрание совместно с детьми....

Презентация "Портфолио педагогического работника как предмет экспертизы при аттестации"

Презентация предназначена для проведения семинара для педагогов, аттестующихся на первую или высшую квалификационную категорию....

Презентация по теме: "Промежуточная аттестация обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС"

В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении план...

Аттестация по теме: Развитие самостоятельности учащихся через деятельностный подход на уроках математики. Презентация на защиту

Цель исследования: создание условий для развития самостоятельности учащихся через деятельностный подход на уроке математики Задачи исследования:•изучить и проанализировать методическую литературу...

Презентация для аттестации на категорию

Презентация для аттестации на категорию...

Презентация к аттестации

Портфолио учителя начальных классов...