Использование эмоционально-образной памяти при работе со словарными словами
статья
Использование эмоционально-образной памяти при работе со словарными словами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование эмоционально-образной памяти при работе со словарными словами.
Для учащихся начальной школы особую трудность представляет запоминание пассивной информации, т.е. сведений, которые невозможно осмыслить логически, а требуется просто запомнить (это могут быть даты, числа, таблица умножения, словарные слова). Память ребенка ещё не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа — числа или буквы. Зато эта память очень яркая и образная. Чтобы она заработала и по отношению к пассивной информации, необходимо, чтобы эта пассивная информация превратилась в активную: для этого необходимо ничего не значащие для ребенка элементы информационных блоков связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции событиями или объектами. Это можно сделать с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образная память малыша включится и заработает.
Для успешной работы эмоционально-образной памяти наш ассоциативный информационный блок должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше — кроме того, улыбку и смех. Кстати сказать, смех не только активизирует эмоциональную память, но еще и обеспечивает дополнительный приток кислорода к клеткам мозга, что тоже благоприятно сказывается на усвоении материала.
Применительно к словарным словам, ассоциативную связь можно обыграть в шуточном стихотворении, забавной сказке, загадке или шараде. С этой целью удобно поставить рядом со словарным словом сходное по звучанию и написанию, но не родственное слово, в котором «трудный» элемент из словарного слова находится в сильной позиции и его написание затруднений не вызывает. Такое слово становится как бы «приемным родственником» для словарного. При этом чем неожиданней, комичней, абсурдней связь между словами в ассоциативной паре, тем выше эффективность запоминания. Такого рода связь может усилить рифма, ритм стихотворения, дополнительные ассоциативные «ниточки», которые протягиваются от образа к образу и от слова к слову. Детей очень смешат нелепые ситуации, поэтому целесообразно как можно активнее использовать их в информационных блоках.
Иногда можно составить такую пару из двух словарных слов, в которой каждое становится как бы «проверочным словом» для другого: например, «топор» и «тополь», «город» и «огород». Такая пара работает особенно эффективно.
Еще один прием, влияющий на качество запоминания, — это использование ассонанса («Как-то в бар зашёл баран, барабаня в барабан») или аллитерации («Га-га-га!» — она гогочет"). Этот прием активизирует слуховую память: некоторая часть текста насыщается звуком, который соответствует запоминаемой букве.
Аналогичный эффект проявляется при насыщении текста нужной буквой, то есть графическим символом, что обеспечивает воздействие на зрительный канал восприятия.
Давайте обратимся к примерам из словарика, чтобы увидеть эти приемы в действии.
В стихотворении «Ната в комнате» главный прием — сам сюжет: он позволяет точно «показать» место безударной а в слове «комната».
Раз Ната в комнату вошла,
И букву «А» она нашла.
Там буква «А» попала в плен
Меж буквой «Т» и буквой «Н».
Здесь используются и графическое выделение буквы-орфограммы, и «приемный родственник» — слово «Ната». Сюжет стихотворения развивается в рисунке: буквы "Т" и "Н" на этом рисунке уже не просто буквы, а персонажи - разбойники, к которым и попала в плен буква "А". Таким образом, работает не один-единственный прием, а комплекс приемов.
Другой прием — нелепая ситуация.
Для примера выбираем слово «лопата». стихотворение «А лопата лопнула!»
Шёл на дачу в выходной
Я с лопатой надувной -
Хоть до дачи далеко,
С ней шагается легко.
Но копать ей трудновато:
Раз! — и лопнула лопата!
Без «приемного родственника» не обошлось и здесь — слово «лопнула».
Для запоминания слова «маляр» можно взять стихотворение «Маленький маляр». Одновременно с сюжетом и «приемными родственниками» здесь работает ассонанс: краской, красил, шар, маленький, маляр, мал, упал, попал, рука, застряла, мало. Большинство перечисленных слов повторяются в тексте не один раз.
Как-то краской красил шар
Очень маленький маляр.
Был маляр росточком мал,
Со стремянки он упал.
Со стремянки вниз упал,
В букву «А» рукой попал.
В букве «А» рука застряла,
А ему и горя мало:
«Ну и что, что я упал?
Ну и что, что ростом мал?
А зато я красил шар,
Потому что я маляр!»
Очень удобная «зацепка» для памяти — каламбур, однако использовать его сложно, потому что не так просто подобрать каламбур для данного словарного слова. Пример использования каламбура для словарного слова ГОРИЗОНТ.
Стихотворение «Гори, зонт!» Каламбур вынесен в заголовок, в самом же стихотворении трудные буквы обыгрываются в сюжете и в рисунке.
Взгляни скорей на горизонт:
Там между гор увидишь зонт!
На солнце зонт горит огнём,
Вот буквы «О» и «И» на нём.
Взгляни на слово «горизонт».
Увидишь «О», и «И», и… зонт!
Можно привести много примеров, но самим отыскать их будет не менее интересно.
С помощью ассоциаций эмоционально-образная память ребенка включится и заработает. Примеры использования эмоционально-образной памяти можно найти у замечательного автора В.В.Агафонова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/14/picture-73501-1402690740.jpg)
Использование зрительного образа в работе со словарными словами
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-493069-1412617517.jpg)
Использование занимательного материала при работе над словарными словами на уроках технологии
Уроки технологии интересны, увлекательны особенно при работе над словарными словами. Помогает в этом занимательный материал: загадки, кроссворды, ребусы, пословицы, викторины, игры. Данный...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/27/picture-434236-1635357464.jpg)
Работа со словарными словами на развитие памяти
Этапы работы с карточками:1) - Прочитайте слова. - По какому признаку они объединены?2) Время на запоминание 2 минуты.3) Ученики записывают слова по памяти.4) Карточка со словами снова демонстрир...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/30/picture-876348-1577729736.jpg)
Использование двустиший при работе над словарными словами
Новые приемы работы со словарными словами, используемые в своей практике...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/30/picture-72604.jpg)
Работа над словарными словами с использованием современных образовательных технологий.
Из опыта работы ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/07/picture-1171743-1570439952.jpg)
Методическая разработка занятия "Эйдотехнический способ тренировки памяти (работа со словарными словами)"
Цель занятия: развитие познавательных УУД обучающихся начальной школы; использование зрительных и звуковых ассоциаций при запоминании написания словарных слов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-1293891-1606623645.png)
Использование дидактического материала при работе со словарными словами в начальной школе
Данный дидактический материал используется на уроках русского языка, который содержит занимательные задания.С их помощью закрепляется написание словарных слов, расширяется кругозор учеников....