Приемы формирования математической грамотности в начальной школе
план-конспект занятия (3 класс)
Тема занятия: «Приёмы формирования математической грамотностиво внеурочной деятельности» составлен в соответствии ФОП,«Школа России» г.Санкт-Петербург для учащихся 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya29.03.2024_doklad_1.docx | 36.48 КБ |
konferentsiya29.03.2024_doklad_1.docx | 36.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия:
«Приёмы формирования математической грамотности
во внеурочной
деятельности»
Пояснительная записка
Конспект занятия составлен в соответствии с ФОП, «Школа России»
г.Санкт-Петербург для учащихся 3 класса.
Математическая грамотность определяется “как способность человека понимать роль математики в мире, в котором он живет,
выражать хорошо обоснованные математические суждения,
использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие творческому,
заинтересованному и мыслящему гражданину”.
Под финансовой грамотностью понимается способность учащихся:
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые
можно решить средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
Финансовая грамотность предполагает использовать математические знания,
приобретенные учениками за время обучения в школе для успешной социализации в обществе. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии и приемы, которые он выбирает,формируют функциональную математическую грамотность учащихся.
Игровые приемы, которые я использую на занятиях способствует актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности, что дает возможность быстро
включить детей в работу.
При этом формируется умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию и выражать свое мнение.
Очень удобно использовать в работе Лэпбук.
Это небольшая папка с разнообразными картинками, кармашками, стишками и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации, которую освоили дети.
Дословно переводят с английского как «наколенная книга».
Лэпбук – это результат конкретной изученной темы. Его изготовлению должны предшествовать выполнения различных заданий. Только так ребенок будет готов к изготовлению тематической папки.
Лэпбуки имеют небольшие размеры,
Вся информация размещается на формате А4.
Включает в себя все основные сведения по изученной теме.
Этот прием позволяет учащимся овладеть умениями собирать, анализировать и обрабатывать информацию.
Самостоятельно использовать различные виды деятельности , как на уроке, так и на внеурочных занятиях.
Его можно изготовить
- во время индивидуальной работы,
- работы в парах
- группах, использовать, как проектную деятельность.
Сегодня хочу поделиться опытом проведения тематического внеурочного занятия по финансовой грамотности, проведенного в рамках предметной недели, и остановиться более конкретно на примерах заданий , которые способствуют формированию и развитию математической грамотности у детей.
Занятие «Приёмы формирования математической грамотности
во внеурочной деятельности» было подготовлено и проведено ко Всемирному дню картошки.
Был организован:
#1057;бор информации о картофеле ( ребята заполняли лепбук: интересные факты,загадки, пословицы,песни,рецепты…)
#1055;роращивали картофель(наблюдали за ростом и развитием растений)
#1048;зготавливали поделки из картошки.
4. Делились видео рецептами из картофеля.
Для занятия предложила к просмотру видео приготовления блюда
«Картошка-гармошка».
Спросила у ребят. Хотели бы они приготовить такое же блюдо дома?
Какие продукты им для этого нужны?
Какая сумма ? Предложила ребятам рассчитать стоимость такого блюда, если продукты покупать в разных магазинах.
Задача№1
Для приготовления «Картошки-гармошки» необходимо взять:
1 кг картофеля 30р. , 400г грудинки 55р. ,1 кг соли 8р., 1 пачку шпажек 100р., 1 рулон фольги -20р.
Сколько стоит вся покупка?
Задача №2
Для приготовления «Картошки-гармошки» необходимо взять:
1 кг картофеля , 400г грудинки ,1 кг соли , 1 рулон фольги .
В каком магазине было бы выгоднее сделать покупку?
Ребята объединяются в группы и считают стоимость покупки в каждом магазине.
Обсуждаем и выбираем наиболее грамотный вариант.
Продукты | Стоимость в «Магните» | Стоимость в «5» | Стоимость в «Светофоре» | |
Картофель | 30р. | 40р | 21р. | |
Грудинка | 55р | 120р. | 40р. | |
Соль | 8р. | 20р. | 8р. | |
фольга | 20р. | 20р. | 35р. | |
| 113 | 200 | 104 |
Для этого блюда выгоднее сделать покупку в «Светофоре»
Задачу №3 ребята читают и выполняют самостоятельно. Вносят данные в таблицу. Выполняют вычисления.
Мама отправляет сына в магазин за продуктами. Рядом с домом есть магазин, а через две улицы – супермаркет. Мальчик знает, что цены в супермаркете ниже, чем в магазине у дома. Он знает, что в магазине у дома продается его любимая шоколадка и конфеты. Шоколадка стоит 120 рублей, а конфеты 140 рублей.
Зная набор продуктов, который по просьбе мамы Дима должен купить, выясните стоит ли ему идти в супермаркет для того, чтобы сэкономить себе на шоколадку или даже на конфеты, а может, время тратить и не стоит?
Мама сказала купить Диме: 1) Яйца куриные (30 шт.), 2) Хлеб (1 шт.), 3) Картофель (2 кг), 4) Зубную пасту (2 шт.), 5) Салфетки (2 шт.).
Товар | Магазин у дома | Супермар кет |
Картофель 1кг | 70 р. | 65 р. |
Салфетки 1шт. | 25 р. | 20 р. |
Хлеб 1шт. | 65 р. | 50 р. |
Зуб.паста 1 шт. | 140 р. | 130 р. |
Яйца кур.10шт. | 90 р. | 70 р. |
Соотносят с эталоном. Проверяют выполнение задания.
- 70∙2 + 90•3 + 140•2 + 25•2 + 65 ∙ 2 = 870 р
- 65∙2 + 70•2 + 130•2 + 20•2 + 50∙2 = 740 р. Находят РАЗНИЦУ:
- 870 - 740 = 130 р.
Обсуждают и делают вывод.
Заполняют оценочный лист. Определяют степень своей успешности (неуспешности) .Намечают пути исправления, если необходимо.
Для формирования финансовой грамотности можно использовать
задачи , содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках ,рисунках и т.д.). На занятиях по финансовой грамотности ребята учатся грамотно распоряжаться личными денежными средствами.
Предварительный просмотр:
Тема занятия:
«Приёмы формирования математической грамотности
во внеурочной
деятельности»
Пояснительная записка
Конспект занятия составлен в соответствии с ФОП, «Школа России»
г.Санкт-Петербург для учащихся 3 класса.
Математическая грамотность определяется “как способность человека понимать роль математики в мире, в котором он живет,
выражать хорошо обоснованные математические суждения,
использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие творческому,
заинтересованному и мыслящему гражданину”.
Под финансовой грамотностью понимается способность учащихся:
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые
можно решить средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
Финансовая грамотность предполагает использовать математические знания,
приобретенные учениками за время обучения в школе для успешной социализации в обществе. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии и приемы, которые он выбирает,формируют функциональную математическую грамотность учащихся.
Игровые приемы, которые я использую на занятиях способствует актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности, что дает возможность быстро
включить детей в работу.
При этом формируется умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию и выражать свое мнение.
Очень удобно использовать в работе Лэпбук.
Это небольшая папка с разнообразными картинками, кармашками, стишками и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации, которую освоили дети.
Дословно переводят с английского как «наколенная книга».
Лэпбук – это результат конкретной изученной темы. Его изготовлению должны предшествовать выполнения различных заданий. Только так ребенок будет готов к изготовлению тематической папки.
Лэпбуки имеют небольшие размеры,
Вся информация размещается на формате А4.
Включает в себя все основные сведения по изученной теме.
Этот прием позволяет учащимся овладеть умениями собирать, анализировать и обрабатывать информацию.
Самостоятельно использовать различные виды деятельности , как на уроке, так и на внеурочных занятиях.
Его можно изготовить
- во время индивидуальной работы,
- работы в парах
- группах, использовать, как проектную деятельность.
Сегодня хочу поделиться опытом проведения тематического внеурочного занятия по финансовой грамотности, проведенного в рамках предметной недели, и остановиться более конкретно на примерах заданий , которые способствуют формированию и развитию математической грамотности у детей.
Занятие «Приёмы формирования математической грамотности
во внеурочной деятельности» было подготовлено и проведено ко Всемирному дню картошки.
Был организован:
#1057;бор информации о картофеле ( ребята заполняли лепбук: интересные факты,загадки, пословицы,песни,рецепты…)
#1055;роращивали картофель(наблюдали за ростом и развитием растений)
#1048;зготавливали поделки из картошки.
4. Делились видео рецептами из картофеля.
Для занятия предложила к просмотру видео приготовления блюда
«Картошка-гармошка».
Спросила у ребят. Хотели бы они приготовить такое же блюдо дома?
Какие продукты им для этого нужны?
Какая сумма ? Предложила ребятам рассчитать стоимость такого блюда, если продукты покупать в разных магазинах.
Задача№1
Для приготовления «Картошки-гармошки» необходимо взять:
1 кг картофеля 30р. , 400г грудинки 55р. ,1 кг соли 8р., 1 пачку шпажек 100р., 1 рулон фольги -20р.
Сколько стоит вся покупка?
Задача №2
Для приготовления «Картошки-гармошки» необходимо взять:
1 кг картофеля , 400г грудинки ,1 кг соли , 1 рулон фольги .
В каком магазине было бы выгоднее сделать покупку?
Ребята объединяются в группы и считают стоимость покупки в каждом магазине.
Обсуждаем и выбираем наиболее грамотный вариант.
Продукты | Стоимость в «Магните» | Стоимость в «5» | Стоимость в «Светофоре» | |
Картофель | 30р. | 40р | 21р. | |
Грудинка | 55р | 120р. | 40р. | |
Соль | 8р. | 20р. | 8р. | |
фольга | 20р. | 20р. | 35р. | |
| 113 | 200 | 104 |
Для этого блюда выгоднее сделать покупку в «Светофоре»
Задачу №3 ребята читают и выполняют самостоятельно. Вносят данные в таблицу. Выполняют вычисления.
Мама отправляет сына в магазин за продуктами. Рядом с домом есть магазин, а через две улицы – супермаркет. Мальчик знает, что цены в супермаркете ниже, чем в магазине у дома. Он знает, что в магазине у дома продается его любимая шоколадка и конфеты. Шоколадка стоит 120 рублей, а конфеты 140 рублей.
Зная набор продуктов, который по просьбе мамы Дима должен купить, выясните стоит ли ему идти в супермаркет для того, чтобы сэкономить себе на шоколадку или даже на конфеты, а может, время тратить и не стоит?
Мама сказала купить Диме: 1) Яйца куриные (30 шт.), 2) Хлеб (1 шт.), 3) Картофель (2 кг), 4) Зубную пасту (2 шт.), 5) Салфетки (2 шт.).
Товар | Магазин у дома | Супермар кет |
Картофель 1кг | 70 р. | 65 р. |
Салфетки 1шт. | 25 р. | 20 р. |
Хлеб 1шт. | 65 р. | 50 р. |
Зуб.паста 1 шт. | 140 р. | 130 р. |
Яйца кур.10шт. | 90 р. | 70 р. |
Соотносят с эталоном. Проверяют выполнение задания.
- 70∙2 + 90•3 + 140•2 + 25•2 + 65 ∙ 2 = 870 р
- 65∙2 + 70•2 + 130•2 + 20•2 + 50∙2 = 740 р. Находят РАЗНИЦУ:
- 870 - 740 = 130 р.
Обсуждают и делают вывод.
Заполняют оценочный лист. Определяют степень своей успешности (неуспешности) .Намечают пути исправления, если необходимо.
Для формирования финансовой грамотности можно использовать
задачи , содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках ,рисунках и т.д.). На занятиях по финансовой грамотности ребята учатся грамотно распоряжаться личными денежными средствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с ...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...
Мастер-класс на тему "Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе"
Автор на мастер-классе раскрывает практические приемы формирования функциональной грамотности, вызывает коллег на диалог по обмену мнениями о возможности использования приемов примен...
мастер- класс "Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе"
Приемы развития функциональной грамотности у младших школьников через формирование навыков критического мышления....
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Перед учителем встают вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как выз...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только ...