Тема: «Применение новых образовательных технологий при работе со слабо мотивированными детьми на начальном этапе обучения».
статья (3 класс)

Чаюн Марина Михайловна

Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют эффективности учебного процесса. Эффективность и качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования учебного процесса. Педагог должен помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. социально адаптироваться.

Выбор методов коррекции во многом зависит от индивидуальных особенностей личности школьников.

          Современные уроки  трудно представить себе без использования современных образовательных технологий. Практика работы показывает, насколько тесно взаимосвязаны и перекликаются логопедические занятия, занятия с дефектологом, уроки развития речи и альтернативной коммуникации.  Электронные презентации, видеоролики, компьютерные программы и игры в сочетании с традиционными методами это единый программно – методический комплекс, способствующий эффективной коррекционной работе по  обучению чтению, письму  и развитию связной речи детей с ограниченными возможностями развития.

Современные образовательные технологии, используемые мной на уроках развития речи и альтернативной коммуникации:

• Здоровьесберегающая технология

• ИКТ-технология

• Игровая технология

• Технология проблемного обучения

• Личностно-ориентированное обучение

• Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения

 

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемых в структуре урока:

• дифференцированный подход в обучении;

• групповая работа, работа в парах;

• игра, игровые моменты;

• гимнастика;

• самомассаж, точечный массаж;

• воспитательные моменты на уроке (беседы)

• санитарно-гигиенические условия

 

 

Оздоровительные компоненты урока:

• Гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональное освещение класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей.

• Психологический настрой на урок.    

• Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы. Чередую виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия и др. Физкультминутки являются обязательной составной частью урока. Они помогают снять усталость, оживляют урок, предупреждают нарушение осанки. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается  детям для переключения внимания на другой вид деятельности.

• Профилактика и коррекция нарушений зрения.

• Пальчиковая гимнастика.

 Виды физминуток:

-     Оздоровительно – гигиенические. Выполняются как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ногами».

-     Физкультурно – спортивные. Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счёт. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определённой группы мышц. Сюда включаются прыжки, приседания, ходьба на месте и по классу и т.д.

-    Подражательные. Показываются  схематические изображения «человечков», выполняющих гимнастику, ученики повторяют движения. Использую мимические упражнения. На карточках нарисованы лица  с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, смеющиеся, испуганные, удивлённые. Дети копируют. Здесь можно проявить свою фантазию и творчество.

-    Двигательно – речевые.

Использую разнообразные виды упражнений для физкультминуток:

• упражнения для формирования правильной  осанки

• упражнения для укрепления зрения

• упражнения для укрепления мышц кистей рук

• упражнения для укрепления «мышечного корсета»

• упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Здоровьесберегающие материалы урока:

• С целью сохранения здоровья использую дидактический и раздаточный материал, имеющий здоровьесберегающую направленность, куда включаю упражнения на развитие:

• связной устной и письменной речи;

• орфографической зоркости;

• творческих способностей;

• материал информационного характера, направленный на формирование ЗОЖ.

В своей работе активно использую игровые технологии - это образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Компоненты игровых технологий:

- Мотивационный

- Ориентационно - целевой

- Содержательно -  операционный

- Ценностно - волевой

- Оценочный

   Значение игровой технологии состоит в том, что она создаёт особый тип взаимоотношений между учителем и учеником – партнёрские.

Виды игр, используемые на уроках.

Среди разнообразия игр различают учебно – ролевые (сюжетно – ролевые) и дидактические.

-  Ролевые игры  развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.

-  Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно – воспитательных целях, являются познавательными и развивающими.

    Широко используются словесные игры, уроки – путешествия, КВН, уроки – викторины  и др.

    Результативность игрового урока всегда  зависит от соблюдения всех условий игры и  грамотной последовательности её этапов.

Применение игровых технологий.

• Игра «Узнай героя»  применяется во многих классах на итоговых уроках развития речи.

Такие уроки сопровождаются компьютерной презентацией.

Дидактическая игра «Исключи лишнее» (может применяться при изучении различных предметов).  

Дидактическая игра «Исправь ошибки» (могут быть предложены различные картинки  «Что перепутал художник»).

Игра «Назови последним» (предлагается перечислить определённые признаки или слова (например, имена), выигрывает  тот, кто называет слово последним).

Игровое задание

«Я работаю волшебником»

   Например, превратить имена нарицательные в собственные:

 птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), воздушный шарик (собака Шарик).

Игра «Найди ошибку»

• Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему.

 

 Например:

 

•  1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.

•  2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.

•  3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.

•  4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.

•  5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.

Несомненно, прекрасные результаты дает использование ИКТ.

• Компьютерные технологии или Информационные технологии (ИТ) - это обобщенное название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров.

Информационные технологии.

Данные технологии позволяют учителю добиваться высоких результатов обучения, используя  «пакет» дидактических и технических средств:

1. Презентация для анонсирования новой темы.

2. Информационно – обучающие программы (слайды с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет – репетиторы по предмету или на электронные библиотеки).

3. Тестирующие программы как способ контроля,  варианты от простых карточек с вопросами до сложных многоуровневых программ.

Роль компьютера в оптимизации процесса обучения:

•  Реализация развивающего обучения и повышение качества обучения детей с ОВЗ

• Формирование  высокой  степени мотивации, повышение интереса к процессу обучения

• Совершенствование практических умений и навыков

• Повышение интенсивности обучения

• Достижение индивидуализации обучения

• Эффективная организация самостоятельной работы

• Развитие  творческого потенциала

• Активизация  познавательной деятельности учащихся

• Мощное эффективное средство коррекционного воздействия

Активно использую технологию личностно-ориентированного обучения.

• Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Создает атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

Технология личностно-ориентированного обучения.

Приоритетные задачи: формировать и развивать интеллект и речь учащихся, развивать критическое и творческое мышление. При этом учитываются возрастные и психологические особенности каждого ребёнка.

  - Главная идея  состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению.

   - Основная установка учителя – не на передачу знаний о предмете, а на общение с учениками, на взаимопонимание, на творчество.

   - Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребёнка в пространстве личностно – ориентированного образования. В этом случае  ученикам необходима помощь и поддержка.

• Разноуровневое обучение – педагогическая технология, которая предполагает разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового. Темы, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения.

Результаты применения современных образовательных технологий:

• повышение качества знаний учащихся;

• развитие научно-исследовательских и творческих способностей учащихся;

• изменение профессиональной позиции педагога – это творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса в  школе;

• активная жизненная позиция всех членов образовательного процесса;

совершенствование качественных характеристик личности учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых образовательных технологий при работе со слабо мотивированными и одарёнными детьми.

Традиционная школа, реализующая классическую  модель образования, стала непродуктивной. В настоящее время возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на нак...

Применение новых образовательных технологий при работе со слабо мотивированными и одарёнными детьми»

Выступление на ШМО на тему" Применение новых образовательных технологий при работе со слабо мотивированными и одарёнными детьми»...

« Применение новых образовательных технологий при работе со слабо мотивированными и одарёнными детьми».

Разнообразные современные образовательные технологии,  применяемые современным учителем способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень  мотивации, формировать функциона...

«Применение новых образовательных технологий при работе со слабомотивированными и одаренными детьми»

Какие действия следует предприниматьпедагогам, чтобы повыситьэффективность работы с одаренными и сослабоуспевающими обучающимися?...