Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Наталья Минифлеровна Рахимова

В статье описаны приёмы формирования функциональной грамотности на разных этапах урока в начальной школе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности

на уроках в начальной школе

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.

Функциональная грамотность младшего школьника - это:

• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

• возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Сущность функциональной грамотности для младшего школьника – это добываю, применяю, оцениваю, готов к саморазвитию.

Цель для учителя: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий от незнания к знанию.

Приемы обучения – это части метода, которые усиливают, повышают их эффективность.

В данной статье рассмотрим приемы функциональной грамотности младших школьников.

Приемы, создающие эмоциональное отношение к изучаемому материалу:

  • погружение в тему, сказку (показывается фрагмент сказки или аудио);
  • музыка, фрагмент фильма (звучит музыка или фрагмент фильма);
  • эпиграф, стихотворение (читается учеником или учителем высказывание автора, учёного, писателя, поэта).

Прием «Отсроченная отгадка» - это способ вхождения в урок. До объявления темы учитель предлагает необычный факт, комментарий, который показывает тему урока, но не называет ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

Предмет: окружающий мир

Тема: Время: год, неделя, сутки

Необычный факт: Ваш возраст это просто количество раз, которые вы пролетели вокруг Солнца.

Приём "Шаг за шагом". Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала.

Например, по теме: «Глагол», «Табличное умножение на 7» и т.д.

Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно». Данные приемы имеют давнюю историю. Однако и сегодня они считаются инновационными. Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

Например, дети уже знают, чтобы решить задачу, надо познакомиться с её условием, это важно.

Начиная урок, учитель говорит:

- А верите ли вы, что в математике существует задачи, не имеющие условий? Представим, что попали на урок, который начался с показа отрывка из сказки (прием «Яркое пятно»). Какой может быть тема этого урока? Вариантов много. Так можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний, «наведение порядка» в голове учащихся.

Приём «Я возьму тебя с собой». Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.

«Я беру тебя с собой» - гибкий прием, который можно изменять согласно теме урока.

Приём «Кластер» - это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой для учащегося. Данный метод позволяет активизировать процессы осмысления, запоминания и усвоения текстовой информации.

  https://myslide.ru/documents_4/e544410e6fe221925b8ea135a7c69e55/img32.jpg

 Приём «Ассоциации». Это взаимосвязь между отдельными определениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которой, упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающимся с ним. Ассоциации могут возникать по различным признакам: цвету, вкусу, форме, звучанию, действию, назначению, количеству.

Цветы - лето. Снег – зима. Ученик – школа.

Приём «Хорошо - плохо». Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умения: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Кроме этого формируются:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия;
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:

Тема: «Погода». Одним из природных явлений является дождь.

- Найдите плюсы или минусы данного явления.

Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.

- Хорошо, когда идёт дождь, потому что…….

- Плохо, когда идёт дождь, потому что……

Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций.

Приём «Ложная альтернатива».  Служит для активизации мыслительной деятельности. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Например, учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Дети дают ответы «Верного ответа нет, или: ни то, ни другое, и предложить свой вариант ответа».

  • Кто быстрее летает - собака или мышь?
  • Что растет на осине – шишки или орехи?
  • Какие звери живут в Австралии - мамонты или белые медведи?
  • Слово «гр…бы" - пишется как «гребы" или «грябы"?
  • Столица России – Рязань или Казань?
  • Сколько будет 17 + 3? 15 или 30 ?

Приём «Да - нет». Учитель загадывает предмет, понятие, литературного героя, историческую личность и т.д., дети пытаются найти ответ (Кто или что это?), задавая любые уточняющие вопросы, на которые можно ответить лишь ДА или НЕТ. Цель: связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, удерживать в памяти несколько фактов, анализировать.

Тема: «Планеты Солнечной системы».

Попробуйте догадаться, какую планету я загадала, задавайте свои вопросы:

  • Это планета земной группы? (-)
  • Эта планета – гигант? (+)
  • Эта планета имеет кольцо? (-)
  • Это самая большая планета? (+)

Вывод: ЭТО ЮПИТЕР

Приём «Добавь следующее». Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний, на развитие памяти, умение слышать и слушать соучеников, учителя. Ученик называет термин, понятие, ключевое слово из определения, передает эстафету следующему. Принявший эстафету повторяет то, что произнес предыдущий выступающий, добавляет свое и передает следующему участнику.

Дети придумывают слова на тему «Учебные вещи»:

1.Учебник. 2.Учебник, указка. 3. Учебник, указка, тетрадь и т.д.

 Приём «Мои аргументы». Данный приём для двух отрывков на уроке литературного чтения направлен на развитие внимания и логики. Ребёнок обязан внимательно прочитать текст, чтобы выполнить предложенное задание. Эта работа проводится не при первичном чтении, а при глубоком анализе текста. Здесь предполагается работа в паре, потому что концентрация внимания будет недостаточной. Как строится работа? Учащиеся получают задание, а затем подбирают слова, факты из текста в пользу своей точки зрения.

Работа с текстом не ограничивается уроком литературного чтения. Можно организовать на любом уроке, подобрав соответствующий материал.

Приём «Поиск информации». Задача учащихся - извлечь необходимую информацию из представленного текста аудио - или видеофайла.

«О чём говорят числа?». Здесь желательно работать в тетради кратко. Нет необходимости учителю преподносить готовые знания по данной теме. Достаточно направить детей на самостоятельное добывание знаний.

Приём «Фишбоун» (рыбий скелет/рыбья кость) - универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему.

В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.

https://sun9-43.userapi.com/sun9-41/impf/Rc1rS5fpUFIcdWKkOmjASorjIeyX15vRQcsBYQ/YRyKg46i-tQ.jpg?size=604x604&quality=96&sign=89c48f794c31bc654b864b9c9b516418&type=album

Прием «Живые буквы». Учитель дает группе слово, по сигналу учителя, дети берут буквы и выстраиваются в нужном порядке. Делят его на слоги, называют ударный слог, можно сделать звуковой анализ слова.

Приём «Игра». Приемы развития математической грамотности:

1. Решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.).

Например, игра «Кафе». Учащиеся объединяются в группы покупателей, работников кафе и экспертов. Покупатель выбирает еду из предложенного меню и оплачивает монетами определённую сумму, которая указана на ценнике. Продавец выполняет заказ покупателя, подавая картинки с изображением еды. Эксперт проверяет правильно ли заплатил покупатель и правильно ли дал продавец сдачу.

2. Нестандартные задачи. 

Рассмотри план торгового центра. Пользуясь описанием, отметь на плане цифрами шесть объектов.

1. Терминал.

2. Магазин «Продукты».

3. Аптека.

4. Магазин «Зоотовары».

5. Магазин «Спорттовары».

6. Магазин «Всё для рукоделия».

Прием «Собери рюкзачок». Данный вид рефлексии можно использовать на уроках после изучения большого раздела.

«Вот рюкзачок. Передавая его друг другу, скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило. Например, «Я научилась хорошо определять части речи в предложениях» или «Я хорошо научилась различать именительный и винительный падежи»».

Приём «Путаница». Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две части, нужно стрелками соединить части:

Больше дела - а руки делают.

Терпение и труд а неученье - тьма

Глаза бояться, меньше слов

Ученье – свет, все перетрут

Приём «Умозаключения».

Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);
Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);
Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);
Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат).

Приём «Синквейн». Универсальный и эффективный приём, который создаёт, повышает и усиливает успех методов обучения учащихся.

Сказка (сущ.). (Сказка- ложь, да в ней – намёк)

Волшебная, бытовая (два прилаг.).

Читать, пересказывать, учить. (три глагола).

Фантазия. (одно сущ.-синоним первого сущ.).

Русский язык (Один из предметов в школе)

Великий, могучий.

Учится, преподаётся, развивается.

Россия

 

Приём «Написание творческих работ». Прием зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).

Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.

Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников.

 

Источники, ссылки на интернет-ресурсы, которые были использованы для написания статьи:

1. nsportal.runachalnaya-shkola/materialy-mo/2022/

2. 1urok.rucategories/10/articles/60003

3. Материалы интерактивной образовательной онлайн - платформы «Учи.ру», https://uchi.ru/

4. Иванова Л.М. https://infourok.ru/master-klass-nesploshnoj-tekst-kak-sredstvo-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-scenarij-literaturno-muzykalnoj-kompozicii-4951243.html

 

Статью подготовила учитель нач. классов МАОУ «СОШ №5» Рахимова Н.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приёмы   формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.Что же такое «функциональная грамотность»?  Каковы критерии функционал...

Современные приёмы формирования функциональной грамотности в начальных классах.

Функциональная грамотность – умение человека входить во взаимоотношения с наружной сферой по максимуму и стремительно приспособиться и действовать в ней. В отличие от простой грамотности как воз...

Смысловое чтение как эффективный способ формирования функциональной грамотности учащихся

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальных классах, где идёт интенсивное обучение раз...

Статья "Смысловое чтение как эффективный способ формирования функциональной грамотности учащихся"

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению....

Эффективные приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)

Материал об опыте работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе...