Статья "Смысловое чтение как эффективный способ формирования функциональной грамотности учащихся"
статья

Загороднева Маргарита Александровна

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_smyslovoe_chtenie.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Загороднева Маргарита Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ школы № 7

Красносельского района Санкт-Петербурга

Смысловое чтение как эффективный способ

формирования функциональной грамотности учащихся

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальных классах, где идѐт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию. Как говорил великий советский педагог Василий Сухомлинский «Чтение –окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». На сегодняшний день отмечается низкий уровень читательской квалификации российских школьников. Россия занимает 27 место среди 32-х исследуемых стран. т.е., большая часть школьников на сегодняшний день считается нечитающей аудиторией.

Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст. Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению- одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии личности. Можно согласиться со словами французского просветителя Дени Дидро «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.  Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы – овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами,  осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах.

 Одним из инструментов, с помощью которого можно организовать образовательный процесс, направленный на овладение навыками смыслового чтения, является применение современных образовательных технологий, среди которых хочется выделить технологию развития критического мышления. Ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, рассуждать на заданные темы, писать тексты, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию. С помощью этой технологии мы можем совершенствовать навыки смыслового чтения и работы с текстом.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.

Существуют различные методические приёмы работы с текстом, которые работают успешно на уроках и во внеурочной деятельности,   формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией, формируют читательскую грамотность. На разных этапах уроков и занятий используются разные приемы ТРКМ.                                                         Некоторые из них представлены в таблице.

Виды чтения

Приёмы обучения

Просмотровое — чтение, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Приём «Инсерт»

Приём «Кластеры»

Приём «Чтение с остановками и вопросы Блума»

Приём «Прогнозирование с помощью открытых вопросов»

Ознакомительное — чтение, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Приём «Постановка «толстых» и «тонких» вопросов»

Стратегия интеллект-карта

Приём «Диалог с текстом»

Приёмы «Озаглавливание текста»

Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Приём «Таблица: Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Конспект

Приём «Опорные сигналы»

Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Синквейн, сочинение, эссе, сводная таблица

       Технология развития критического мышления предлагает разнообразный набор приёмов и методов для осуществления работы с текстами разных видов, а также включает способы организации индивидуальной работы и её сочетания с парной и групповой работой. Все эти приемы универсальные, их можно использовать на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира, русского языка, а также во внеурочной деятельности. Они позволяют активно развивать мыслительные способности человека.  Предложенные методики просты в освоении, не требуют какой-то специальной подготовки для тех, кто хотел бы ими заняться. Примеряйте шляпы, пишите синквейны, создавайте копилки идей, выращивайте  дерево предсказаний и пройдет совсем немного времени, как вы заметите, что ваши ученики стали делать меньше ошибок в анализе ситуаций и выбирать более эффективные решения. Таким образом, технология развития критического мышления - эффективный способ формирования и развития навыков смыслового чтения у  младшего школьника.

В 19 веке К.Д. Ушинский писал: «Читать - ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное дело». В 20 веке С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. И сейчас, в 21 веке, можно быть спокойным за будущее детей, только если заложить в их детстве основы культуры чтения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....

Функциональная грамотность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

Функциональная грамотность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотны...

Смысловое чтение как эффективный способ формирования функциональной грамотности учащихся

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальных классах, где идёт интенсивное обучение раз...

Роль мультфильма в развитии функциональной грамотности учащихся начальной школы и применение мультипликационных технологий на уроках литературного чтения

Роль мультфильма в развитии функциональной грамотности учащихся начальной школы и применение мультипликационных технологий на уроках литературного чтения...