Статья "Смысловое чтение как эффективный способ формирования функциональной грамотности учащихся"
статья
Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_smyslovoe_chtenie.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Загороднева Маргарита Александровна
учитель начальных классов
ГБОУ школы № 7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Смысловое чтение как эффективный способ
формирования функциональной грамотности учащихся
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальных классах, где идѐт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию. Как говорил великий советский педагог Василий Сухомлинский «Чтение –окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». На сегодняшний день отмечается низкий уровень читательской квалификации российских школьников. Россия занимает 27 место среди 32-х исследуемых стран. т.е., большая часть школьников на сегодняшний день считается нечитающей аудиторией.
Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.
Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст. Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению- одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии личности. Можно согласиться со словами французского просветителя Дени Дидро «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы – овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах.
Одним из инструментов, с помощью которого можно организовать образовательный процесс, направленный на овладение навыками смыслового чтения, является применение современных образовательных технологий, среди которых хочется выделить технологию развития критического мышления. Ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, рассуждать на заданные темы, писать тексты, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию. С помощью этой технологии мы можем совершенствовать навыки смыслового чтения и работы с текстом.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.
Существуют различные методические приёмы работы с текстом, которые работают успешно на уроках и во внеурочной деятельности, формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией, формируют читательскую грамотность. На разных этапах уроков и занятий используются разные приемы ТРКМ. Некоторые из них представлены в таблице.
Виды чтения | Приёмы обучения |
Просмотровое — чтение, при котором происходит поиск конкретной информации или факта. | Приём «Инсерт» |
Приём «Кластеры» | |
Приём «Чтение с остановками и вопросы Блума» | |
Приём «Прогнозирование с помощью открытых вопросов» | |
Ознакомительное — чтение, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация. | Приём «Постановка «толстых» и «тонких» вопросов» |
Стратегия интеллект-карта | |
Приём «Диалог с текстом» | |
Приёмы «Озаглавливание текста» | |
Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается. | Приём «Таблица: Знаю. Хочу узнать. Узнал» |
Конспект | |
Приём «Опорные сигналы» | |
Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения. | Синквейн, сочинение, эссе, сводная таблица |
Технология развития критического мышления предлагает разнообразный набор приёмов и методов для осуществления работы с текстами разных видов, а также включает способы организации индивидуальной работы и её сочетания с парной и групповой работой. Все эти приемы универсальные, их можно использовать на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира, русского языка, а также во внеурочной деятельности. Они позволяют активно развивать мыслительные способности человека. Предложенные методики просты в освоении, не требуют какой-то специальной подготовки для тех, кто хотел бы ими заняться. Примеряйте шляпы, пишите синквейны, создавайте копилки идей, выращивайте дерево предсказаний и пройдет совсем немного времени, как вы заметите, что ваши ученики стали делать меньше ошибок в анализе ситуаций и выбирать более эффективные решения. Таким образом, технология развития критического мышления - эффективный способ формирования и развития навыков смыслового чтения у младшего школьника.
В 19 веке К.Д. Ушинский писал: «Читать - ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное дело». В 20 веке С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. И сейчас, в 21 веке, можно быть спокойным за будущее детей, только если заложить в их детстве основы культуры чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.
laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....
Функциональная грамотность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.
Функциональная грамотность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотны...
Смысловое чтение как эффективный способ формирования функциональной грамотности учащихся
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальных классах, где идёт интенсивное обучение раз...
Приёмы работы с текстом на уроках физики, химии как способ повышения эффективности развития функциональной грамотности учащихся в рамках ФГОС
Из опыта работы...
Роль мультфильма в развитии функциональной грамотности учащихся начальной школы и применение мультипликационных технологий на уроках литературного чтения
Роль мультфильма в развитии функциональной грамотности учащихся начальной школы и применение мультипликационных технологий на уроках литературного чтения...