"Учебная мотивация школьников"
презентация к уроку (2 класс)

Мальцева Ольга Дмитриевна

Материал представлен в теоретическом формате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_motivatsiya_shkolnikov_materialy_k_seminaru_2.pptx316.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Слайд 2

Мотив Мотив (лат. – двигаю) – это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Слайд 3

Мотивация совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность Совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определенном направлении

Слайд 4

Содержательные блоки мотивации Личностный смысл учения Мотивы Целеполагание Реализация мотива в поведении Эмоциональный компонент мотивации учения

Слайд 5

Личностный смысл учения внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, «прикладывание» школьником процесса обучения к себе, своему опыту и своей жизни. Система идеалов и ценностей Смысл учения

Слайд 6

Смысл складывается из следующих моментов осознание ребенком объективной важности учения, которая определяется выработанными в обществе нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребенка; понимание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной работы, ее отдельных звеньев.

Слайд 7

Виды мотивов - познавательные мотивы Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия с другими людьми. к социальным мотивам относятся и позиционные мотивы , выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д.

Слайд 8

Виды мотивов - внешние - мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае — процесс учения), не связаны напрямую с ней. - Внутренние - мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью. - Мотивации к достижению успеха и к недопущению неудачи

Слайд 9

Целеполагание Наличие способности ставить пред собой цели является показателем зрелости мотивационной составляющей у школьника. Способность к целеполаганию, в свою очередь, является одним из волевых компонентов мотивационной составляющей ученика. Эта способность в будущем ляжет в основу целеполагания в профессиональной деятельности. Постановка перспективных целей и подчинение им собственного поведения придает личности определенную нравственную устойчивость.

Слайд 10

Реализация мотива в поведении Если мотив имеет для учащихся личностный смысл, то он, как правило, является и действенным. Устойчивость интересов: Ситуативный; Относительно устойчивый; Достаточно устойчивый;

Слайд 11

Эмоциональный компонент мотивации учения главной характеристикой эмоционального компонента являются переживания школьников в процессе учебной деятельности, эмоциональное отношение к обучению. Положительные эмоции могут быть связаны: со школой в целом и с пребыванием в ней, обусловлены ровными деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними; участием в жизни классного и школьного коллектива; связаны с осознанием каждым учеником своих потенциальных возможностей в достижении успехов в учебной работе и преодолении трудностей. эмоции от положительных результатов своего ученического труда, эмоции удовлетворения от справедливо поставленной отметки, положительные эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом; при овладении учащимися приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами совершенствования своей учебной работы, приемами самообразования

Слайд 12

Эмоциональный компонент мотивации учения Важность всех названных эмоций заключается в том, что они образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения.

Слайд 13

Мотивационная сфера школьников в процессе учения претерпевает различные изменения. Постоянно осуществляются взаимовлияния мотивов и целей учения — у ученика происходит рождение новых мотивов учения, которые способствуют появлению новых целей.

Слайд 14

Младший школьный возраст Благоприятные характеристики мотивации: общее положительное отношение ребенка к школе; широта его интересов; Любознательность. Негативные характеристики, препятствующих обучению: Неустойчивость, ситуативность интересов; Мотивы первоклассников малоосознанны , слабо обобщены; Не формируется воля к преодолению трудностей в учебной работе

Слайд 15

Динамика мотивов обучения от 1-го к 3-му классу Интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т, д.) Интерес к первым результатам своего учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) Интерес к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее — к способам добывания знаний.

Слайд 16

Познавательные мотивы изменяются следующим образом от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. возникают и мотивы к самообразованию, но они представлены самой простой формой — интересом к дополнительным источникам знания, что проявляется в эпизодическом чтении дополнительных книг

Слайд 17

Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости обучения, с которым ребенок приходит в 1-й класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя», что делает социальные мотивы более действенными, чаще реализуемыми в поведении. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя.

Слайд 18

Достижения учеников младшего школьного возраста в целеполагании для них становятся произвольными многие психические функции (память, внимание). Школьник овладевает средствами преднамеренного запоминания, сосредоточения внимания, организации своего поведения в целом, подчинения своего поведения требованиям учителя. Постановка целей в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что ученик готов к принятию задач, заданных учителем (умение младшего школьника подчинять свое поведение целям и задачам учителя от класса к классу возрастает, о чем свидетельствует выполнение правил поведения в школе, обязанностей в классе, прилежание школьника); становится способным определять важность и последовательность целей как на уроке, так и при самостоятельной организации своего времени (при соблюдении режима домашних занятий); готов самостоятельно наметить систему промежуточных целей на пути к главной цели, поставленной учителем (например, может назвать определенные самостоятельно этапы решения задачи), а также определить средства достижения этих промежуточных целей.

Слайд 19

Слабость процессов целеобразования, неумение выполнять требования учителя являются одной из причин отрицательного отношения к обучению и к школе в этом возрасте. Важно соотносить свои требования с реальными возможностями каждого ученика в отдельности, а также последовательно и систематически помогать детям в их стремлении подчинить свое поведение нужным (в данном случае учебным) целям.

Слайд 20

Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.

Слайд 21

Подростковый возраст Особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения «потребность во взрослости» — нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другим людям, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека; общая активность, готовность включаться в различные виды деятельности совместно со взрослыми и сверстниками; стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении; стремление подростка к самостоятельности; увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей избирательности, дифференцированности ; определенность и устойчивость интересов; развитие у подростков на основе вышеперечисленных качеств специальных способностей (музыкальных, литературных, технических и др.).

Слайд 22

Незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с ними: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми. Стремление ко взрослости и нежелание прослыть отстающим среди сверстников вызывают внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам, им выставляемым, порой браваду, несмотря на то, что реально подросток дорожит мнением взрослого. Стремление подростка к самостоятельности вызывает у него отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно-воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы. Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению. Негативные характеристики учебной мотивации

Слайд 23

Негативные характеристики учебной мотивации Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу. Излишняя широта интересов может приводить к поверхностности и разбросанности, новые внеклассные и внешкольные занятия (чтение дополнительной литературы, занятия в кружках, в клубах, спорт, коллекционирование и др.) составляют серьезную конкуренцию учебной деятельности. Неустойчивость интересов выражается в их смене, чередовании. Мотивы положительного отношения к учению осознаются подростками лучше, чем мотивы отрицательного отношения.

Слайд 24

Подростковый возраст очень благоприятен для развития познавательных интересов. Развитию широких познавательных мотивов способствуют в этом возрасте многие виды внеклассных и внешкольных увлечений (кружки, секции и др.). Существенно укрепляется и интерес к способам приобретения знаний.

Слайд 25

Социальные мотивы учения Все более совершенствуются, так как в ходе учебной и общественной работы у подростков обогащаются представления о нравственных ценностях, идеалах общества, оказывающих влияние на понимание учеником смысла учения. Развитие позиционных мотивов учения определяется стремлением подростка занять новую позицию (взрослого человека) в отношениях с окружающими — взрослыми и сверстниками, желанием понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека.

Слайд 26

К концу подросткового возраста может наблюдаться устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подросток, как правило, осознает, что им движет несколько мотивов, может их назвать. Динамика мотивов учения в подростковом возрасте заключается в большей их избирательности, локализации, а также во все усиливающейся их связи с практической деятельностью.

Слайд 27

Главное содержание мотивации в этом возрасте — научиться сотрудничать с другими людьми в ходе совместно осуществляемой учебной деятельности. Качественная картина развития мотивов в подростковом возрасте, количественная их динамика таковы, что в начале средней школы интерес к учению повышается за счет появления новых учебных предметов, разных учителей, а затем к 6—8 классам вновь снижается. К концу 9-го класса мотивация вновь возрастает в связи с определением путей дальнейшего обучения, а также с выбором форм завершения среднего образования

Слайд 28

Причины снижения мотивации У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформулировано чувство будущего. Отношение ученика к учителю и наоборот. У девочек 7-8 классов снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. Личная значимость предмета. Умственное развитие ученика. Непонимание цели учения. Страх перед школой.

Слайд 29

Целеобразование Процессы целеобразования в среднем школьном возрасте во многом связаны с отработкой умения произвольно организовывать свою учебную работу, сосредотачивать внимание, преднамеренно запоминать.

Слайд 30

Постановка целей в среднем школьном возрасте характеризуется следующим: подросток, в отличие от младшего школьника, не только подчиняет свое поведение цели, заданной учителем, но и может самостоятельно ставить цели, то есть планировать свою работу. Самостоятельная постановка целей распространяется не только на учебную работу, но и на внеклассные виды деятельности.

Слайд 31

Слабость процессов целеобразования Развивающая работа с подростками в данном случае состоит в формировании у них отсутствующих приемов целеполагания. Вместе с тем важной воспитательной задачей является предоставление подростку возможности осуществлять самостоятельную пробу сил и способностей, то есть ставить перед самим собой несколько целей и проводить их широкую апробацию.

Слайд 32

Для развития процессов целеполагания необходимо вовлекать школьника, наряду с обучением, и в другие виды деятельности (общественно-политическую, общественно-полезную, спортивную и др.). Это учит подростка распределять внимание между несколькими целями, определять разумную последовательность их выполнения, а значит, планировать и ценить свое время, оптимально его использовать.

Слайд 33

Эмоциональная жизнь подростка связана с ростом его самосознания и вместе с тем с неустойчивостью его самооценки. Процесс сопоставления подростком своих возможностей с возможностями других школьников и со своими потенциальными устремлениями, неумение порой их адекватно оценить вызывают категоричность его оценок, перепады в его эмоциях, резкие колебания и смену настроений от гипертрофированного самомнения, самоуверенности, повышенного критицизма, максимализма в оценке другого человека до самоуничижения, восторженности другим человеком.

Слайд 34

Рекомендации по повышению познавательной мотивации младших школьников Поступление в школу по мере готовности и правильный выбор учителя (первичные условия) Всегда внимательно относитесь к вопросам ребенка — в этом залог успеха в деле сохранения познавательного интереса. Окажите помощь ребенку при поиске информации Читайте ребенку книги, удивляйтесь и рассуждайте вместе с ним Чаще спрашивайте мнение ребенка о тех или иных явлениях природы Покупайте настольные познавательные игры и играйте вместе с ребенком Разнообразие игровой жизни ребенка способствует расширению знаний и стимулирует поиск новой информации.

Слайд 35

Формирование положительной позиционной мотивации обучения Время от времени проводите с ребенком беседы о привлекательности статуса школьника. Вовлекайте ребенка в околошкольную деятельность. Читайте ему сказки на школьную тематику Воздержитесь от описания совершенно идиллических и нереально привлекательных картин школьных будней. Внимательно относитесь к слову «школа» в своей речи. В каких предложениях и с какими эмоциями и оценками вы его используете? Не оставляйте без внимания слова и просто реакции ребенка, которые сообщают о его страхе перед учебой!

Слайд 36

Формирование оценочной учебной мотивации Оценивайте положительно интерес ребенка к школе и любые его стремления к познанию. Старайтесь добавлять к вашей оценке чувства, не ограничивайтесь ярлыками типа «молодец» или «хороший мальчик». Скажите, например, так: «Мне так приятно, что ты этим интересуешься!», «Как здорово, что ты уже школьник! На тебя так приятно смотреть, когда ты в форме!»

Слайд 37

Формирование учебной мотивации в подростковом возрасте Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах Предложите помощь в выполнении какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но писать за ребёнка сочинение не надо. Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги. Обсуждайте вместе с ребёнком прочитанное: что больше всего запомнилось? Что понравилось, а что нет? Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы).

Слайд 38

Повторяйте ребёнку, что вы ждёте от него хороших оценок, знаний, а не того, что он будет вундеркиндом. Многие дети в какой-то момент времени учатся хуже, чем обычно. Если это произошло, не паникуйте, предложите свою помощь и поощряйте его за малейший успех. Ни в коем случае не наказывайте ребенка за неудачи в учебе. Это не способствует повышению мотивации. В этом возрасте начинают проявляться интересы, учение ребенка становится избирательным: на любимые предметы он тратит больше времени, на нелюбимые - меньше. Не мешайте ему самоопределяться. Если он успешен в чем-то одном, готов заниматься этим предметом часами - это уже хорошо. усвоить одинаково хорошо все предметы - сложно .

Слайд 39

Вселяйте в ребенка уверенность,что у него все непременно получится. Рассказывайте о том, какие проблемы в учебе возникали в детстве у вас. Если ребенок не верит в свои силы, к него формируется "обученная беспомощность", то есть он не силах выполнять деятельность успешно. Учебный труд интересен только тогда, когда он разнообразен. Не повторяйте дома школьную систему. Пусть подросток сам организует свой учебный труд дома, как ему нравится, сам решит, как обставить свой рабочий уголок, как организовать свое рабочее время. Ребенку нравится только то, что он знает хорошо, что ему удается. Иногда отсутствие интереса связано с пробелами в знаниях. Помогите ребенку восполнить эти пробелы. Помните - если подросток проявляет нежелание учиться, это - крик о помощи, а не каприз. Не ругайте его, а постарайтесь выяснить причины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическое сообщение по теме: Учебная мотивация школьников: психолого-дидактический аспект

В работе описаны приемы формирования учебной мотивации, используемые на основных этапах урока, приемы создания ситуаций успеха....

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Цель: формировать у педагогов установку на использо­вание методов и приемов повышения учебной мотивации школь­ников, Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутств...

Исследование учебной мотивации школьников по методике М . Р . Гинзбурга

Исследование учебной мотивации школьников  по методике  М . Р . Гинзбурга  для начальной школы.Определение мотивации. Виды мотивов. Возрастные характеристики младшего школьного возраста...

Повышение учебной мотивации школьников

Предлагаю  задания, которые помогут   гиперактивному ребенку в освоении учебного материала по многим школьным предметам. А выполнять задания дети могут как самостоятельно, так и с помощью ро...

Методики диагностики учебной мотивации школьников

В данной статье можно найти анкеты для диагностики учебной мотивации школьников и ключи....

Как родителям повышать учебную мотивацию школьников

Как родителям повышать учебную мотивацию школьников...