Повышение учебной мотивации школьников
консультация на тему

Якутова Валентина Александровна

Предлагаю  задания, которые помогут   гиперактивному ребенку в освоении учебного материала по многим школьным предметам. А выполнять задания дети могут как самостоятельно, так и с помощью родителей, учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyst_na_shmo.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Соликамска Пермского края

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение,

«Средняя общеобразовательная школа №2»

        

Повышение учебной мотивации школьников

 (тезисы выступления на школьном методическом объединении учителей начальной школы)

         

                                                 

        

                                           Выполнила: Якутова В.А.        

                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                 МОУ « СОШ № 2»

                Соликамск, 2016


В период обучения ребенка в школе перед педагогами встает проблема развития и укрепления учебной мотивации учащихся. Проблема учебной мотивации является особенно актуальной по причине возрастных особенностей учащихся: смены ведущего типа деятельности, формирования чувства взрослости, изменения восприятия взрослого и др. В период обучения ребенка в школе перед педагогами встает проблема развития и укрепления учебной мотивации учащихся. В подростковом возрасте проблема учебной мотивации является особенно актуальной по причине возрастных особенностей учащихся: смены ведущего типа деятельности, формирования чувства взрослости, изменения восприятия взрослого и др. Существует и внешний фактор данной проблемы: демократизация общества приводит к наличию свободы выбора в различных сферах жизни, поэтому молодые люди, чувствительные к подобным веяниям, ожидают свободы выбора и от такой традиционно консервативной сферы, как образование

Снижение учебной мотивации, следовательно, проявляется в невыполнении требований педагога и в снижении интереса к процессу обучения. Крайним случаем является негативное отношение к школе в целом.

Почему это происходит? Опыт работы с подростками показывает, что одной из причин напряженности, влекущей за собой снижение мотивации, в отношениях между ними и педагогами является несовпадение модальностей.

Под модальностью мы понимаем слово (группу слов), выражающее отношение к действию. В общении с учениками педагог обычно использует модальности “Вы должны”, “Вы обязаны”, “Нам нужно”; в то время как по отношению к себе он использует модальности  “Я могу”, “Я имею право” и др.

На уровне использования модальностей возникает конфликт: ребенок ощущает, что у него нет прав, одни обязанности, а взрослый имеет права, в том числе право требовать. В результате повышается эмоциональное напряжение и снижается и без того неустойчивая учебная мотивация. Таким образом, использование педагогами модальности возможного, на наш взгляд, является одним из условий сохранения и укрепления учебной мотивации.

Рекомендации педагогу по обучению гиперактивных учащихся

Повышение учебной мотивации: применение системы поощрений; использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбора домашнего задания), обучение учащимися более младших школьников, повышение самооценки учащихся (Задание «Я - звезда»).

- повышение уровня внимания (использование упражнений «Найди ошибку», «Проверь себя и соседа»);

- снижение импульсивности (например, вызов к доске того, кто поднял руку последним, задание «Тихий ответ»);

- снижение деструктивной двигательной активности (обучение навыкам самоконтроля: упражнение «Замри», «Волны» и др.).

- повышение уровня внимания (использование упражнений «Найди ошибку», «Проверь себя и соседа»);

- снижение импульсивности (например, вызов к доске того, кто поднял руку последним, задание «Тихий ответ»);

- снижение деструктивной двигательной активности (обучение навыкам самоконтроля: упражнение «Замри», «Волны» и др.).

Развитие дефицитарных функций: 

- повышение уровня внимания (использование упражнений «Найди ошибку», «Проверь себя и соседа»);

- снижение импульсивности (например, вызов к доске того, кто поднял руку последним, задание «Тихий ответ»);

- снижение деструктивной двигательной активности (обучение навыкам самоконтроля: упражнение «Замри», «Волны» и др.).

- Обучение учащегося конструктивным формам взаимодействия с педагогом и сверстниками на уроке:

- отработка навыков выражения гнева в приемлемой форме;

- обучение конструктивным способам разрешения конфликтов на уроке;

- обучение приемам структурирования учебного времени;

- отработка навыков самоконтроля;

- обучение техникам самоуправления.

Надеюсь, приведенные ниже задания  помогут   гиперактивному ребенку в освоении учебного материала по многим школьным предметам. А выполнять задания дети могут как самостоятельно, так и с помощью родителей, учителя. 

Приложение 1

Задание «Тихий ответ» 

ЦЕЛЬ: снижение уровня тревожности, формирование уверенного поведения учащихся. 
СОДЕРЖАНИЕ: учитель формулирует вопрос, на который все учащиеся должны дать краткий письменный ответ в тетради, затем он проходит по классу, наклоняясь к некоторым ученикам. Они тихо, шепотом сообщают учителю ответ. Процесс опроса продолжается столько, сколько требуется учителю. 
РЕКОМЕНДАЦИИ: выполнение задания позволяет учесть индивидуальные особенности некоторых учеников. Например, учитель может подойти в первую очередь к импульсивному ребенку (чтобы он реализовал потребность в вербальном взаимодействии), затем – к рефлексивному и т.д. Кроме того, подобный опрос способствует решению проблемы разнотемповости мыслительной деятельности учащихся, формируя доверительные отношения учащихся с учителем.

«Проверь себя и соседа» (А.К. Колеченко) 

ЦЕЛЬ: развитие навыков самоконтроля, выявление собственного способа нахождения орфограмм, повышение уверенности в себе. 
СОДЕРЖАНИЕ: учитель предлагает ученикам небольшое письменное задание, после выполнения которого они сначала проверяют свои работы (исправляя ошибки), а потом соседи по парте меняются тетрадями и проверяют друг друга (желательно отмечать ошибки другим цветом). 
После взаимопроверки учитель предлагает каждому ученику проанализировать: сколько ошибок и на какое правило он допустил при выполнении задания (и попытаться определить причины), сколько ошибок ему удалось обнаружить самостоятельно, какие ошибки он так и не нашел и почему, что надо было сделать еще, чтобы не пропустить допущенные ошибки, какие ошибки удалось обнаружить в тетради соседа, какие способы помогли в этом, что было проще: проверять свою работу или работу соседа и почему. Подобный анализ поможет учащимся выработать эффективную стратегию на будущее и сократит количество допускаемых ошибок за счет формирующегося чувства ответственности за собственное грамотное письмо.

Задание «Ассоциативный ковер»

ЦЕЛЬ: обогащение словарного запаса, развитие воображения, гибкости и беглости дивергентного мышления, создание положительного эмоционального отношения к уроку. 
СОДЕРЖАНИЕ: ученик называет и записывает на чистом листе или на доске одно существительное (например, «яблоко»). Затем он придумывает два слова, которые, на его взгляд, имеют ассоциативную связь с данным словом (например, «зеленое» и «сад»). На следующем этапе он добавляет по два слова к каждому из придуманных им слов-ассоциаций (например, «зеленое» - «покрывало», «растение»; «сад» - «заброшенный», «фрукты») и т.д. Упражнение можно провести один-два раза в течение недели, можно сделать его определенным ритуалом начала урока, можно, придумав цепочку слов, вернуться к ее продолжению через день, два, неделю. Также упражнение может служить разминкой перед каким-либо видом работы (например, перед написанием сочинения) или отдельным этапом индивидуальной коррекционной работы. 

РЕКОМЕНДАЦИИ: при работе с учащимися с низким уровнем готовности к систематическому изучению грамматики и орфографии выбор слов-ассоциаций не ограничивается учителем (это могут быть существительные, глаголы, прилагательные и др.). По мере изучения теоретического курса можно вводить дополнительные условия: все слова должны относиться только к категории существительных; все использованные ребенком глаголы должны быть только настоящего времени и т.д. Могут быть оговорены дополнительные ограничения: использовать ассоциации только по смежности, по сходству, по контрасту.

«Обмани глаза» (М.С. Рузина) 

Дети повторяют только те движения, которые видят, не обращая внимания на слова ведущего, который иногда специально делает ошибку.

 «Обмани ушки!» 

Дети повторяют только названные движения, не обращая внимания на ошибки в показе.

«Запрет» (М.С. Рузина) 

Учитель показывает детям целый ряд пальцевых движений, одно из которых объявляется запретным. Задача учеников – повторить все движения ведущего, кроме названного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов, предназначено для учителей начальных классов....

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Цель: формировать у педагогов установку на использо­вание методов и приемов повышения учебной мотивации школь­ников, Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутств...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ...

Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в условиях ФГОС НОО

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Повышение учебной мотивации школьников как средство повышение эффективности познавательного процесса

Мотивация – это ключ к успеху в учебе.Рекомендации для родителей, как повысить учебную мотивацию....

Статья на тему: Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса.

Статья на тему: Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса....