Повышение учебной мотивации школьников
консультация на тему
Предлагаю задания, которые помогут гиперактивному ребенку в освоении учебного материала по многим школьным предметам. А выполнять задания дети могут как самостоятельно, так и с помощью родителей, учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Соликамска Пермского края
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение,
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Повышение учебной мотивации школьников
(тезисы выступления на школьном методическом объединении учителей начальной школы)
Выполнила: Якутова В.А.
учитель начальных классов
МОУ « СОШ № 2»
Соликамск, 2016
В период обучения ребенка в школе перед педагогами встает проблема развития и укрепления учебной мотивации учащихся. Проблема учебной мотивации является особенно актуальной по причине возрастных особенностей учащихся: смены ведущего типа деятельности, формирования чувства взрослости, изменения восприятия взрослого и др. В период обучения ребенка в школе перед педагогами встает проблема развития и укрепления учебной мотивации учащихся. В подростковом возрасте проблема учебной мотивации является особенно актуальной по причине возрастных особенностей учащихся: смены ведущего типа деятельности, формирования чувства взрослости, изменения восприятия взрослого и др. Существует и внешний фактор данной проблемы: демократизация общества приводит к наличию свободы выбора в различных сферах жизни, поэтому молодые люди, чувствительные к подобным веяниям, ожидают свободы выбора и от такой традиционно консервативной сферы, как образование
Снижение учебной мотивации, следовательно, проявляется в невыполнении требований педагога и в снижении интереса к процессу обучения. Крайним случаем является негативное отношение к школе в целом.
Почему это происходит? Опыт работы с подростками показывает, что одной из причин напряженности, влекущей за собой снижение мотивации, в отношениях между ними и педагогами является несовпадение модальностей.
Под модальностью мы понимаем слово (группу слов), выражающее отношение к действию. В общении с учениками педагог обычно использует модальности “Вы должны”, “Вы обязаны”, “Нам нужно”; в то время как по отношению к себе он использует модальности “Я могу”, “Я имею право” и др.
На уровне использования модальностей возникает конфликт: ребенок ощущает, что у него нет прав, одни обязанности, а взрослый имеет права, в том числе право требовать. В результате повышается эмоциональное напряжение и снижается и без того неустойчивая учебная мотивация. Таким образом, использование педагогами модальности возможного, на наш взгляд, является одним из условий сохранения и укрепления учебной мотивации.
Рекомендации педагогу по обучению гиперактивных учащихся
Повышение учебной мотивации: применение системы поощрений; использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбора домашнего задания), обучение учащимися более младших школьников, повышение самооценки учащихся (Задание «Я - звезда»).
- повышение уровня внимания (использование упражнений «Найди ошибку», «Проверь себя и соседа»);
- снижение импульсивности (например, вызов к доске того, кто поднял руку последним, задание «Тихий ответ»);
- снижение деструктивной двигательной активности (обучение навыкам самоконтроля: упражнение «Замри», «Волны» и др.).
- повышение уровня внимания (использование упражнений «Найди ошибку», «Проверь себя и соседа»);
- снижение импульсивности (например, вызов к доске того, кто поднял руку последним, задание «Тихий ответ»);
- снижение деструктивной двигательной активности (обучение навыкам самоконтроля: упражнение «Замри», «Волны» и др.).
Развитие дефицитарных функций:
- повышение уровня внимания (использование упражнений «Найди ошибку», «Проверь себя и соседа»);
- снижение импульсивности (например, вызов к доске того, кто поднял руку последним, задание «Тихий ответ»);
- снижение деструктивной двигательной активности (обучение навыкам самоконтроля: упражнение «Замри», «Волны» и др.).
- Обучение учащегося конструктивным формам взаимодействия с педагогом и сверстниками на уроке:
- отработка навыков выражения гнева в приемлемой форме;
- обучение конструктивным способам разрешения конфликтов на уроке;
- обучение приемам структурирования учебного времени;
- отработка навыков самоконтроля;
- обучение техникам самоуправления.
Надеюсь, приведенные ниже задания помогут гиперактивному ребенку в освоении учебного материала по многим школьным предметам. А выполнять задания дети могут как самостоятельно, так и с помощью родителей, учителя.
Приложение 1
Задание «Тихий ответ» ЦЕЛЬ: снижение уровня тревожности, формирование уверенного поведения учащихся. |
«Проверь себя и соседа» (А.К. Колеченко) ЦЕЛЬ: развитие навыков самоконтроля, выявление собственного способа нахождения орфограмм, повышение уверенности в себе. |
Задание «Ассоциативный ковер» ЦЕЛЬ: обогащение словарного запаса, развитие воображения, гибкости и беглости дивергентного мышления, создание положительного эмоционального отношения к уроку. РЕКОМЕНДАЦИИ: при работе с учащимися с низким уровнем готовности к систематическому изучению грамматики и орфографии выбор слов-ассоциаций не ограничивается учителем (это могут быть существительные, глаголы, прилагательные и др.). По мере изучения теоретического курса можно вводить дополнительные условия: все слова должны относиться только к категории существительных; все использованные ребенком глаголы должны быть только настоящего времени и т.д. Могут быть оговорены дополнительные ограничения: использовать ассоциации только по смежности, по сходству, по контрасту. |
«Обмани глаза» (М.С. Рузина) Дети повторяют только те движения, которые видят, не обращая внимания на слова ведущего, который иногда специально делает ошибку. |
«Обмани ушки!» Дети повторяют только названные движения, не обращая внимания на ошибки в показе. |
«Запрет» (М.С. Рузина) Учитель показывает детям целый ряд пальцевых движений, одно из которых объявляется запретным. Задача учеников – повторить все движения ведущего, кроме названного. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-328319-1382897769.jpg)
Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов, предназначено для учителей начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/31/picture-394151-1391151382.jpg)
ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Цель: формировать у педагогов установку на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьников, Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутств...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/23/picture-284046-1377273081.jpg)
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/13/picture-1363215-1636816753.jpg)
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в условиях ФГОС НОО
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/28/picture-747718-1682672103.jpg)
Беседа для родителей. Рекомендации педагога родителям для повышения учебной мотивации детей. Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую роль в формировании личности школьника.
В данной беседе с родителями говорится о том, как повысить учебную мотивацию для детей по отношению к школе, к учебной деятельности....
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышение эффективности познавательного процесса
Мотивация – это ключ к успеху в учебе.Рекомендации для родителей, как повысить учебную мотивацию....
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/29/picture-1520549-1714396315.jpg)
Статья на тему: Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса.
Статья на тему: Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса....