Моя роль в организации профилактики детского и семейного неблагополучия на территории района. Эссе
статья

БЕЛЯНСКАЯ ОЛЬГА СТАНИСЛАВОВНА

Моя роль в организации профилактики детского и семейного неблагополучия на территории района.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моя роль в организации профилактики детского и семейного неблагополучия на территории района.

    На вопрос: «Что самое трудное в работе с ребенком?», многие педагоги отвечают: «Работа с их родителями!» Я отношу себя к числу педагогов, согласных с этим высказыванием.

  Семья – это начало жизни ребенка и процесса усвоения им общественных норм и культурных ценностей.

    Семья – это основной источник детского благополучия… Или неблагополучия…

    Неблагополучие школьника не сложно увидеть. Оно проявляется в учебной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, поведении и поступках, проведении свободного времени. Это, видимая педагогу, сторона: «не хочет учиться», «конфликтный», «агрессивный», «пассивный»… Но большинство из них не столько не хотят, сколько не могут хорошо учится и взаимодействовать с окружающими. И причина неблагополучия школьника, чаще всего, находится далеко за пределами школы.

    Одна из групп причин:

- чрезмерная занятость родителей и, как следствие, сокращение времени на воспитание детей, подмена воспитания обеспечением материальных благ;

- высокий уровень тревожности в обществе, усталость родителей, их недовольство жизнью, негативизм;

- недостаточное внимание к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах;

- невысокий образовательный уровень родителей;

- низкий уровень доверия к школе, негативное отношение к школьному воспитанию.

    Это та группа причин, где моя помощь родителям, как педагога, может дать значительный результат.

    Основные направления педагогической помощи:

- проведение мероприятий по педагогическому просвещению родителей и систематическая индивидуальная работа по улучшению обучения и воспитания;

- классные родительские собрания; где делается не сообщение о состоянии успеваемости и дисциплины обучающихся, а о динамике роста или их ухудшения и поиска причин, а также решаются вопросы связанные с улучшением учебной и внеучебной работы;

- индивидуальные консультации; охватывает различные проблемы и вопросы.

- круглые столы; где родителям для обсуждения предлагается какая – либо значимая тема. Круглый стол, в отличие от других форм, дает возможность родителям не только получить полезную информацию и осознать собственную родительскую позицию, но и сравнить ее с позициями других родителей.

- мастер – классы, совместно выполняемая работа детей с родителями и т.д.

    «Особая» группа причин неблагополучия – развод родителей. Сам по себе развод родителей может не нести ребенку неблагополучие, если родители правильно выстраивают взаимоотношения между собой и ребенком в новой жизненной ситуации. Но под час, родители делают ребенка «разменной монетой» в решении взаимных обид и претензий. Изначально беседовать приходится с каждым родителем отдельно, прежде чем состоится встреча с ними двумя. На моем опыте такая встреча состоялась лишь однажды. В большинстве своем один родитель (чаще папа) просто устраняет себя из жизни ребенка. Трудно достучаться и до мамы, которая решила устраивать свою жизнь снова. Здесь необходимо подключение к работе служб социальной и психологической помощи.

    Семьи, где причины неблагополучия

- пьянство, алкоголизм;

- жестокость наказаний.

При появлении первых признаков необходимо подключение всех служб. Опыт показывает, что такие семьи изначально очень трудно выявить. То, что происходит за закрытыми дверями  в этих семьях, тщательно скрывается (особенно насилие).

     Тема моей работы «Моя роль в организации профилактики детского и семейного неблагополучия на территории района». Но мне, учителю школы, чаще приходится вести не профилактическую работу, а коррекционную. Если на ранних этапах не выявлено неблагополучие в семье, то в школу приходит ребенок с семилетним опытом асоциального поведения, с жизненным самоопределением. Противоречащим нормам общества.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие

Психика ребёнка, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям формируются с самого раннего детства в родительской семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родно...

Основные причины семейного неблагополучия.

1. Понятие и критерии неблагополучной семьи.2. Типы неблагополучных семей.3.Причины неблагополучия в сеье.4.Как ведётся работа с неблагополучными семьями.5.Вывод....

Программа ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства

В последние годы социальное сиротство и безнадзорность стали устойчивым социальным явлением. Кризис в экономике, безработица, неуверенность в завтрашнем дне ставят многие семьи на грань выживания, спо...

Профилактика семейного неблагополучия

В презентации представлен иллюстративный материал, который может быть использован на общешкольных конференциях, совещаниях и мастер-классах, посвященных деятельности школьного ППМС-центра по профилакт...

Тематика классных часов, бесед по профилактике правонарушений, беспризорности, безнадзорности, семейного неблагополучия

Тематика классных часов, бесед по профилактике правонарушений, беспризорности, безнадзорности, семейного неблагополучия     для 1-11 классов...

Профилактика и превенция семейного неблагополучия

Семья - первый агент социализации школьника. От атмосферы вокруг ребенка зависит его успеваемость и поведение. Если вовремя диагностировать проблему в "ячейке", можно избежать многих проблем...