Программа ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства
методическая разработка на тему
В последние годы социальное сиротство и безнадзорность стали устойчивым социальным явлением. Кризис в экономике, безработица, неуверенность в завтрашнем дне ставят многие семьи на грань выживания, способствуют росту семейного неблагополучия, пьянству, жестокому обращению с детьми. На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало весьма распространенным.
Цель программы: формирование и развитие системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия, социального сиротства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_po_profilaktike_semeynogo_neblagopoluchiya_i_sotsialnogo_sirotstva.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства
Характеристика проблемы
В последние годы социальное сиротство и безнадзорность стали устойчивым социальным явлением. Кризис в экономике, безработица, неуверенность в завтрашнем дне ставят многие семьи на грань выживания, способствуют росту семейного неблагополучия, пьянству, жестокому обращению с детьми. На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало весьма распространенным.
Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании отрицательно влияют на развитие личности ребенка. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности.
При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей: оно носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Утрата эмоциональности в отношениях со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье неизбежно приводят к нарушениям эмоционального развития, и могут отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе ребенка.
Все эти тревожные показатели детского и семейного неблагополучия свидетельствуют о необходимости принятия действенных мер по улучшению ситуации со стороны школы и учреждений, ведущих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Цель программы: формирование и развитие системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия, социального сиротства.
Задачи программы:
- снижение числа детей и семей, находящихся в социально опасном положении, числа лишений родительских прав;
- совершенствование комплексной системы социальной адаптации и реабилитации детей и семей, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия, в социально опасном положении;
- повышение уровня родительской компетентности и ответственности, в том числе путем популяризации позитивного опыта семейной жизни;
- создание условий для стабилизации ситуации в семье, мобилизация внутренних ресурсов семьи для повышения ответственности родителей за воспитание и содержание детей;
- формирование здорового образа жизни, привлечение к спорту, активному отдыху и культурному досугу детей и семей, воспитывающих детей.
Целевые группы:
- семьи с детьми;
- социально неблагополучные семьи, в том числе семьи в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении;
- дети, в том числе дети из социально неблагополучных семей;
- родители, в т.ч. родители, не выполняющие надлежащим образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды;
- администрация, классные руководители, учителя – предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи
Программы ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства опирается на нормативно-правовую базу:
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
Ожидаемые результаты:
- Эффективное функционирование межведомственной системы комплексной реабилитационно - профилактической работы с семьями на ранней стадии семейного неблагополучия, и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- снижение численности детей, родители которых лишены родительских прав;
- снижение числа семей с детьми, находящихся в социально опасном положении;
- увеличение доли семей с детьми, охваченных первичной профилактикой;
- внедрение в практику работы инновационных услуг и технологий работы, направленных на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;
Содержание программы
№ п/п | Направления и формы работы | Дата проведения | Ответственные |
1 | Диагностика семейного неблагополучия. | ||
1.1 | Составление социально-психологических паспортов семей | Сентябрь | Соцпедагог |
1.2 | Анализ состояния здоровья детей | Сентябрь | Медработник |
1.3 | Анкетирование детей и родителей | Октябрь | Соцпедагог |
1.4 | Психологическое тестирование детей и родителей | Ноябрь | Педагог-психолог |
1.5 | Наблюдение специалистов лицея | Весь период | Зам по УВР Соцпедагог Медработник Педагог-психолог Кл. руководители |
2 | Индивидуальная помощь неблагополучной семье. | ||
2.1 | Консультации и беседы специалистов | Весь период | Зам по УВР Соцпедагог Медработник Педагог-психолог Кл. руководители |
2.2 | Рейды в семью | Весь период | Соцпедагог Кл. руководители |
2.3 | Привлечение ребенка в кружки и секции на базе лицея | Весь период | Соцпедагог Кл. руководители |
2.4 | Обеспечение летней занятости ребенка (ЛОЛ и площадка вечерней занятости при лицее) | Июнь-август | Соцпедагог Кл. руководители |
3. | Групповая работа с родителями и детьми из неблагополучных семей | ||
3.1 | Занятия с элементами социально-психологического тренинга по программе для родителей и подростков «Взаимодействие» | По мере формирования группы | Педагог-психолог |
3.2 | Родительский лекторий:
| Сентябрь Ноябрь Январь Апрель | Зам по УВР Соцпедагог Медработник Педагог-психолог Кл. руководители |
3.3 | Проведение семейных праздников:
| Сентябрь Ноябрь Декабрь Февраль Май | Зам по УВР Кл. руководители |
3.4 | Проведение спортивных мероприятий:
| Октябрь Декабрь Февраль Май | Зам по УВР Кл. руководители |
4 | Профилактика семейного неблагополучия. | ||
4.1 | Родительский всеобуч:
| В рамках родительских собраний | Зам по УВР Соцпедагог, Педагог-психолог Кл. руководители |
4.2 | Просвещение родителей (через сайт, пресс-центры лицея) | Весь период | Зам по УВР Соцпедагог, Педагог-психолог |
4.3 | Просвещение педагогов (Приложения 1-5) | Весь период | Зам по УВР Соцпедагог, Педагог-психолог |
4.4 | Семинары для педагогов:
| Ноябрь Март | Зам по УВР Соцпедагог, Педагог-психолог |
4.5 | Кл. часы для учащихся(1-11 кл.)
| Весь период | Кл. руководители |
Список литературы:
- Л.В. Байбородова Взаимодействие школы и семьи.- Ярославль, Академия развития, 2003.
- И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков.Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие/ - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. -288 с. - (Серия «Библиотека педагога-практика»).
- Н.И. Дереклеева Родительские собрания 5-11 классы. - Москва, ВАКО, 2004.
- Н.П.Капустин. Педагогические технологии адаптативной школы.-Москва. ACADEMA, 1999.
- Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. — Хабаровск, 2004.
- Материалы исследований творческой группы СПбАППО под руководством О.Е. Лебедева.
- В.М. Минияров Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – Москва-Воронеж, МПСИ,2000.
- Р.В. Овчарова Психология родительства. – Москва, Академия, 2005.
- Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. — Мн.: АПО, 2010.
- Ушинский, К Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения: в 6 т. -М., 1988.
- Т. Ю. Хямяляйнен Воспитание родителей. – Москва, Просвещение, 1993.
- Школа и семья: основа союза. Из опыта работы школ-лабораторий. – Санкт-Петербург, СПбАППО, 2005.
- Н.Е. Щуркова Школа и семья. Педагогический альянс. – Москва, Педагогическое общество России, 2004.
- Н.Е. Щуркова. Классное руководство. Настольная книга учителя. Москва. Педагогическое общество России. Профессиональная культура педагога. 1999.
Приложение 1
На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.
- Совместная работа со службами системы профилактики безнадзорности, преступлений, правонарушений:
- Органы социальной защиты населения
- Комитет образования;
- Органы внутренних дел;
- Центр медицинской профилактики;
- Служба занятости населения;
- КДН и ЗП
- ГБУ СО "Балаковский центр социальной помощи семье и детям "Семья"
2. Источники информации о семейном неблагополучии:
- Классные руководители;
- Педагоги школы;
- Врачи;
- Участковый инспектор;
- Жители города;
- Родственники;
- Соседи;
- Друзья.
3. Дополнительные источники информации:
- Документы социально-медицинского патронажа;
- Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
- Материалы психодиагностики;
- Результаты рейдов;
- Жалобы и заявления граждан;
- Материалы о правонарушениях;
- Преступления несовершеннолетних.
4. Показатели негативного влияния семьи на ребенка.
4.1 нарушения в поведении: бродяжничество; агрессивность; хулиганство; кражи; вымогательство; правонарушения и преступления; аморальное поведение; неадекватные реакции.
4.2 нарушения в развитии: низкая успеваемость; уклонение от учебы; неврозы; отсутствие навыков личной гигиены; подростковый алкоголизм и проституция, недоедание, болезни.
4.3 нарушения в обшении: конфликты с родителями и педагогами, частое употребление ненормативной лексики, контакты с криминогенными группировками.
5. Приемы работы с неблагополучными семьями и детьми:
- Консультирование родителей и детей;
- Просвещение родителей и детей;
- Оказание материальной помощи;
- Создание клубов по интересам;
- Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
- Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
- Пропаганда семейных ценностей;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Помощь общественных организаций;
- Административные штрафы;
- Принудительное лечение от алкоголизма;
- Лишение родительских прав;
Приложение 2
Что такое неблагополучная семья?
Неблагополучными семьями называют такие семьи, в которых присутствуют какие-либо из следующих тенденций:
- злоупотребление алкоголем и/или наркотиками;
- излишества в поведении, такие, как чрезмерное пристрастие к еде, работе, уборке, игре, денежным тратам, диетам и т.д.;
- физическое насилие над супругом и/или над детьми;
- неподобающее сексуальное поведение одного из родителей по отношению к ребенку, варьирующее от развращения до инцеста;
- игнорирование эмоционального состояния детей;
- суровая дисциплина или отсутствие всяких правил и дисциплины в семье;
- явное предпочтение одного ребенка другому;
- постоянные споры и напряженность;
- длительные периоды времени, когда родители не разговаривают друг с другом;
- родители имеют разные системы ценностей или противоречат друг другу, борясь за лояльность ребенка;
- родители соревнуются друг с другом или с детьми;
- один из родителей не может наладить отношения с другими членами семьи и поэтому усердно избегает их, в то же время, обвиняя их в замкнутости;
Детям из таких семей обычно присущи общие характерные черты:
- они приходят к убеждению, будто оставаться самим собой, то есть, быть искренним, отнюдь не безопасно, и поэтому стараются надеть на себя маску;
- они не уважают себя и не ценят;
- не веря в собственные силы, они начинают искать кого-то, кто мог бы за них решить их проблемы, или же пытаются подчинить себе других;
- часто они считают, что должны удовлетворять потребности родителей;
- они могут научиться извлекать выгоды из царящей в доме атмосферы хаоса, из семейных драм и кризисов, и создавать подобные ситуации в своей последующей жизни;
- у них отмечаются задержки эмоционального развития;
- они нередко испытывают чувство страха и неуверенности в себе;
- подвергнувшись в детстве мучениям, они сами могут впоследствии мучить себя и/или других людей;
- у них налицо весь спектр отрицательных эмоций: страх, стыд, сознание своей ненужности, гнев, раздражение, чувство недоверия и неуважения к окружающим, ощущение собственно никчемности и беспомощности, чувство одиночества; при этом они не знают, что с этими чувствами делать;
- у детей, выросших в таких семьях, до некоторой степени повреждена способность чувствовать других людей и строить свои отношения с ними.
Что нужно знать классному руководителю о семье учащегося?
1 . Материально-бытовые условия.
2. Эмоционально-нравственный климат.
3, Режим дня ребенка в семье.
4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей
5. Семейный досуг.
6. Уровень педагогической культуры родителей.
Приложение 3
При работе с родителями из неблагополучных семьей классному руководителю необходимо:
- Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
- Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
- Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
- Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
- Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
- Учет особенностей воспитания в каждой отдельной семье. С опорой на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
- Устранение чувства вины родителей за свою несостоятельность.
Приложение 4
Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.
- Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
- Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.
- Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
- Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.
- Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
- Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
Приложение 5
Алгоритм беседы классного руководителя с родителями учащегося.
1. Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники)
2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании)
3. Каковы причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)
4. Какие меры следует предпринять со стороны родителей, школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)
5. Каких общих требований, принципов, подходов к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают. )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие
Психика ребёнка, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям формируются с самого раннего детства в родительской семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родно...
Основные причины семейного неблагополучия.
1. Понятие и критерии неблагополучной семьи.2. Типы неблагополучных семей.3.Причины неблагополучия в сеье.4.Как ведётся работа с неблагополучными семьями.5.Вывод....
"Социальное сиротство: Жить в контакте с семьей"
В статье описана проблема социального сиротства, особенности работы с детьми, не имеющими опеки и попечения....
Профилактика семейного неблагополучия
В презентации представлен иллюстративный материал, который может быть использован на общешкольных конференциях, совещаниях и мастер-классах, посвященных деятельности школьного ППМС-центра по профилакт...
Тематика классных часов, бесед по профилактике правонарушений, беспризорности, безнадзорности, семейного неблагополучия
Тематика классных часов, бесед по профилактике правонарушений, беспризорности, безнадзорности, семейного неблагополучия для 1-11 классов...
Профилактика и превенция семейного неблагополучия
Семья - первый агент социализации школьника. От атмосферы вокруг ребенка зависит его успеваемость и поведение. Если вовремя диагностировать проблему в "ячейке", можно избежать многих проблем...
Моя роль в организации профилактики детского и семейного неблагополучия на территории района. Эссе
Моя роль в организации профилактики детского и семейного неблагополучия на территории района....