Проектные технологии в воспитательной работе.
материал
В материале показаны алгоритмы деятельности детей и педагогов по проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnye_tehnologii_v_vospitatelnoy_rabote.docx | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектные технологии в воспитательной работе»
Среди разнообразия средств работы с младшими школьниками одним из наиболее эффективных является проектная деятельность. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она является основным условием развития познавательного интереса младших школьников: развивает любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения и в целом формируется познавательный интерес.
Проект - есть слияние практики и теории, это не только четкая постановка умственной задачи, но и ее практическое выполнение.
Цель и сущность метода проектов заключена в том, что он в качестве задачи ставит поиск для обучающихся такого дела, которое может привлечь их внимание и интерес, дела, которое будет вполне соответствовать их силам, а в процессе работы даст полезные навыки и знания, что способствует формированию познавательного интереса детей.
Проектирование реализует такие педагогические принципы, как:
- сотрудничество обучающихся и педагога;
- самостоятельность;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;
- актуализация субъектной позиции ребенка в образовательном процессе,
Проектная деятельность заключается в следующих 5-ти этапах:
1)постановка задачи;
2)разработка самого проекта;
3)организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии; 4)непосредственно практическая деятельность;
5)отчет о проделанной работы.
Одна из главных задач педагога по мнению Н. Е. Веракса при организации проектной деятельности младших школьников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Умение создавать условия для проявления познавательной инициативы младших школьников является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой приобретаются знания.
В начальной школе это:
- формирование умений применять методы, которые будут способствовать решению поставленной задачи, с использованием разнообразных вариантов;
- развитие умений определять возможные методы решения проблем при помощи взрослого, а после и самостоятельно;
-развитие умений пользоваться полученными знаниями для решения новых практических и познавательных задач;
-самостоятельное приобретение недостающих знаний из различных источников;
-развитие важнейших для современной жизни компетенций;
-развитие способностей к творческому, критическому, аналитическому мышлению;
-ведение конструктивной беседы в процессе исследовательской совместной деятельности, развитие желания пользоваться специальной терминологией;
-формирование различных предпосылок для интеллектуальной инициативы, поисковой деятельности;
Проектная деятельность младшего школьника развивается поэтапно, при непосредственной поддержке и участии взрослого. Для развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста в проектной деятельности она предлагает следующий алгоритм деятельности детей и педагога.
Алгоритм деятельности детей и педагога
1 этап
1 шаг «Подготовительный»
Выделение проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон. Воспитатель выступает помощником в выделении проблемы и самостоятельной ее формулировке.
2 шаг «Целеполагание»
Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Самостоятельное прогнозирование результата.
2 этап
3 шаг «Планирование»
Планирование деятельности детьми (при участии воспитателя как партнера), определение средств и способов реализации проекта
3 этап
4 шаг «Исполнительский»
Выполнение детьми проекта, «творческие споры», достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь
4 этап
5 шаг «Презентационный»
Предоставление продукта проектной деятельности, воспитатель выступает как зритель
6 шаг «Рефлексивный»
Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
Познавательная, исследовательская деятельность является подготовительным этапом к использованию проектной деятельности. Эти два вида деятельности между собой неразрывны.
В их основании находятся:
-умение интегрировать знания из разных образовательных областей;
-развитие познавательно-исследовательских умений и навыков младших школьников;
-умение самостоятельно конструировать свои знания;
-умение ориентироваться в информационном пространстве;
-умение выдвигать гипотезы, анализировать, критически мыслить, делать выводы.
Развитие познавательного интереса младших школьников как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию, воздействуя на интеллект, волю, эмоции, чувства, желания, действия ребенка. Такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать знания, умения и навыки является проектная деятельность.
Под проектной деятельностью обучающихся понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы; способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проект – это специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и.т.д.
Главное условие – наличие заранее выработанных представлений о конкретном продукте, этапов проектирования и реализации проекта.
5 «П»
- ПРОБЛЕМА
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ
- ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
- ПРОДУКТ
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Примеры проектов для младших школьников:
1. Проект «Расскажи о себе»
Цель: Выявление интересов детей, их творческих и познавательных способностей.
Задачи проекта:
-формировать у обучающихся коммуникативную компетенцию, внимательное, бережное и доброжелательное отношение к своим одноклассникам;
-формировать необходимость понимания того, что каждый человек в классе интересен, важен и достоин внимания.
Работа над проектом:
1-й этап: Выбор темы.
Обучающимся можно предложить продумать, как представить свои увлечения, интересы.
2-й этап: Выход на родителей (более глубокое понимание темы проекта).
3-й этап: Презентация проекта.
Проект «Расскажи о себе» позволит ребятам раскрыться самим и лучше узнать других. Одни ребята готовят устный рассказ с показом своих талантов и увлечений (игра на музыкальных инструментах, показ физических упражнений, танцы). Другие сопровождают рассказ электронной презентацией. Некоторые родители, используя компьютерные технологии, помогают создать видеофильм.
2.Проект «Я и моя семья»
Цель проекта: повысить интерес детей к истории своей семьи.
Ресурсы: семья, семейные фотографии.
План реализации проекта «Я и моя семья»
Домашнее задание: составление рассказа о своей семье.
Дети рисуют своих близких, подбирают фотографии о своих родных и оформляют в альбоме. Подготовка устной презентации. Также можно проявить творчество:
1.Вставить рисунок семьи или снимок коллажа из фотографий.
2. Подписать всех членов семьи.
3. Записать звуковой рассказ о семье.
В результате дети познакомят друг друга со своей семьей, научатся общаться, создают странички портфолио семьи. Данный проект можно назвать –семейный. Он расширит кругозор детей и взрослых, наполнит их творческой энергией, способствует позитивным изменениям в семье, помогает выстроить взаимодействие и сотрудничество в семье.
3.Проект «Мой родной город»
Цель проекта:
Пополнение знаний детей о родном городе.
Задачи проекта:
- изучить историческое прошлое родного города;
-обогатиться знаниями о выходцах из города;
-заботиться об экологической культуре обучающихся;
- прививать любовь к городу, желание следовать примеру старшего поколения;
-воспитывать на обычаях и традициях города настоящих патриотов страны.
Ожидаемые результаты:
- обогащение знаний школьников об историческом прошлом города; побуждение учеников к краеведческо - поисковой работы;
-знакомство с людьми, которые являются гордостью города;
- создание экологической тропы в школе;
- изготовление альбома «Тропами родного города».
Работу над проектом можно проводить в сотрудничестве с городскими музеем, с центрам национальных культур.
Мероприятия:
1. «Тропами родного города» - экскурсия по экологической тропе.
2. «Гордость нашего города» - встреча за «круглым столом» с почётными жителями города.
.3. «Растем вместе с деревцами» - высадка аллеи в одном из парко.
4. «Из бабушкиного сундука» - экскурсия в музей.
5. «Мой город» - выпуск стенгазеты (запись собственных стихов, размышлений о городе).
Итогом реализации проекта «Город, мой родной город» может быть презентация на общешкольном родительском собрании.
- Проект «Смешное имя у цветка»
Странные названия бывают у растений. Интересно узнать: а почему этот цветок так называют в народе?
Цель: узнать, почему цветок носит такое смешное название?
Задачи:
1.Найти информацию о цветке.
2.Провести опыт.
3Подготовить презентацию.
Вид проекта: исследовательский.
Выводы по итогам проекта.
5.Проект «Новая жизнь старого велосипедного колеса»
Бытовые отходы загрязняют окружающую среду. Основная часть их не разлагается или имеет длительный срок разложения. Так родилась идея
проекта — дать вторую жизнь отслужившим свой срок предметам, чтобы сократить объем выброса в отходы.
Цель проекта: создать предмет интерьера из старого велосипедного колеса.
Задачи:
1. Изучить проблему утилизации бытовых отходов.
2. Провести опрос в классе о применении ненужных вещей в быту.
3. Показать на примере, как можно использовать отслужившие свой срок в быту вещи в целях сохранения окружающей среды.
В ходе реализации проекта будет сделан вывод, что из ненужного бытового мусора можно сделать уникальные предметы интерьера, потратив на это минимум усилий и денежных средств.
6.Проект «Победа деда – моя победа!»
Актуальность: В классе можно провести анкетирование на предмет знаний о ВОВ. По результатам выяснилось, что некоторые дети не знают, когда началась война, с кем сражались наши прадеды, когда война закончилась, кто из их семей был участником ВОВ. Но все они хотели бы узнать как можно больше.
Цель: Сохранить в памяти подвиг советского народа в победе над фашизмом.
Задачи:
1) Найти информацию о родных учеников, прошедших все ужасы Великой Отечественной Войны;
2) Вызвать интерес у учащихся к изучению истории своей семьи и истории страны;
3) Расширить знания подрастающего поколения о событиях ВОВ;
4) Создать книгу памяти участников Великой Отечественной войны, родственников учеников нашего класса.
5) Смонтировать слайд - презентацию, посвященную нашим прадедам –фронтовикам.
Методы:
1) Исследовательские: сбор и анализ информации, изучение архива (фото, документы, личные дела, награды)
2) Практические: дискуссии и беседы с членами семьи о родственниках, принимающих участие в ВОВ, анкетирование одноклассников, разработка и проведение классного часа, посещение музея.
Этапы проекта
1. В классе можно провести классный час, на котором ребята рассказывают о своих родственниках.
2. Работа с семейным архивом.
На этом этапе учащиеся собирают сведения о своих родственниках, участниках ВОВ. Проводятся беседы с родителями, записываются воспоминания старших представителей семьи, просматриваются фотографии, награды и документы сохранившиеся в семейном архиве.
3. Собрав информацию, на классном часе дети рассказывают своим одноклассникам о прадедах –фронтовиках.
4. Создают Книгу Памяти.
5. Можно создать видеофильм, посвящённый нашим прадедам –героям.
Работая над проектом обучающиеся:
-получают знания о ходе ВОВ, посредством отслеживания боевого пути своих родственников и родственников одноклассников;
-знакомятся с удивительными судьбами людей;
-научатся сопереживать, уважать, ценить людей старшего поколения.
Использование проектной как развития познавательного интереса, помогает активно привлекать учеников к обсуждению различных тем.
Главное условие это придание проектной деятельности проблемного характера.
«Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология планирования воспитательной работы в классе.
Моделирование и построение воспитательной системы класса, направленной на развитие каждого обучающегося....
"Я художник" Здоровье сберегающие и арт технологии в воспитательной работе
Веселые физ минутки,игры,разговор оприроде и музыке,релаксация....
Современные образовательные технологии в воспитательной работе
Применение современных воспитательных технологий в воспитательной работе....
Современные образовательные технологии в воспитательной работе (проектная деятельность).
Проектная технология - новая технология обучения, которая является важнейшим средством повышения эффективности работы педагога. Сущность технологии проектной деятельности школьников заключается в...
Проектная деятельность в воспитательной работе начальной школы
Проектная деятельностьв воспитательной работе начальной школы...
Проектная деятельность в воспитательной работе
Метод проектов направлен на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. ...
Использование проектной технологии в профориентационной работе с младшими школьниками
В современных условиях все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умени...