Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО.
статья
Доклад на тему "Ключивые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО.
Докладчик: Агаркова А.А., учитель первой квалификационной категории
«МБОУ СОШ №39 г. Челябинска»
Учительство - не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Идти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им Учителя».
Что главное в работе учителя? Знания, умения, навыки? Познавательная деятельность детей? Человеческое общение? Совершенствование себя как личности?
Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Современному обществу необходимы высокообразованные, целеустремленные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Этого требуют современные задачи образования.
ФГОС не может быть реализован без чёткого ответа на вопрос «как обучать?». Другими словами, учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который,
во-первых, ни в какой мере не разрушил бы личный практический опыт,
во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.
Какие изменения в образовании потребуют от учителя новых компетенций и чем отличаются Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения от тех стандартов, которые регулировали работу школы в прошлом?
Прежде всего - это новыми требованиями к результатам образования. Достаточно вспомнить, что раньше задачей начальной школы было достижение базового уровня обязательного минимума содержания образования.
По новым образовательным стандартам выпускники начальной ступени должны быть деятельными и активными, любознательными, инициативными, открытыми внешнему миру, доброжелательными и отзывчивыми. У них должно быть положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающей среде и навыки самоорганизации и здорового образа жизни.
Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Одно из таких понятий компетентность. Обратимся к словарю.
Словарь. Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.
Компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием;
Компетентность — это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения.
«Ассоциации»
На каждую букву термина подобрать слова – ассоциации.
К - креативность…
О - организованность..
М - модернизация..
П - планирование..
Е - единство. ..
Т - толерантность…
Е -единомышленники…
Н - новизна…
Т - творчество…
Н - научность…
О - осведомленность…
С - сотрудничество…
Т - терпимость…
Выделяют 9 компетентностей:
1.Предметная (специальная) компетентность.
2.Методическая
3.Психолого-педагогическая
4.Дифференциально-психологическая
5.Рефлексия
6.Информационная
7.Коммуникативная
8.Социокультурная
9.Культорологическая
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов:
- Общекультурный критерий.
- Общепрофессиональный критерий.
- Коммуникативный критерий.
- Личностный критерий.
- Критерий саморазвития и самообразования.
- Общекультурный критерий
Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в разнообразных областях.
Таким образом, выделяют три показателя профессиональной компетентности учителя по общекультурному критерию:
- общая образованность и широта кругозора;
- информированность в области культурных новинок;
- культура речи.
- Общепрофессиональный критерий
Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.
Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:
- владение содержанием учебных дисциплин;
- владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
- знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.
- Коммуникативный критерий
Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е. А. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя. Эта потребность часто проявляется в стремлении быть наставником малышей, передавать им необходимый интеллектуальный и нравственный опыт, в желании опекать и заботиться о них. Ведь ребенок младшего школьного возраста еще не всегда самостоятелен и самодостаточен. Часто учитель вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда придет на помощь в трудную минуту, поддержит растерянного малыша, подскажет, как действовать в той или иной ситуации.
Можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по коммуникативному критерию:
- потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста;
- эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;
- доброжелательный и конструктивный стиль общения.
- Личностный критерий
Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, во многом определяется теми свойствами, которыми обладает выполняющий ее специалист. Для успешного труда педагогу необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и качеств. Можно сгруппировать профессионально значимые качества педагога по трем основаниям.
Три показателя профессиональной компетентности учителя по личностному критерию:
- профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
- наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;
- наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо - эмоциональным нагрузкам.
- Критерий саморазвития и самообразования
Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда.
Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.
Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:
- самокритичность, требовательность к себе;
- потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;
- исследовательский стиль деятельности
В условиях реализации ФГОС, педагог выступает не только в роли учителя, но и в роли:
- инструктора (человека, который систематически ведут со школьниками индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результатов выполнения учебной работы);
-наставника (человека, умеющего оказывать адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, а, помогая ее преодолеть);
-консультанта (специалиста, способного обсудить учебную задачу, дать консультацию по различным вопросам);
-занимает позицию куратора (участника образовательного процесса, главной целью которого является создание условий для приобретения детьми жизненного опыта (обобщения, выбора, ответственного поведения) и жизненных ценностей);
-управленца (человека, владеющего такими управленческими технологиями, как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты);
-помощника.
В соответствии с ФГОС НОО, учитель является мудрым воспитателем, союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владеет командной, совместной, коллективной и парной формой работы.
Известно, что компетентность не существует в готовом виде. Каждый должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, прием обучения, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития. Не потому ли, главными показателями качества профессиональной подготовки педагога сегодня являются такие личностные характеристики, как:
- готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию;
- мотивация на работу с учащимися;
- способность и готовность учителя применять полученные знания в профессиональной деятельности;
- знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов;
- владение современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ;
- знание содержания предмета и владение современной методикой его преподавания.
Известно, что воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко»
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учительство - не труд, а отреченье, Умение всего себя отдать, Идти на долгий подвиг и мученье, И в этом видеть свет и благодать.
Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) —способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным. Словарь
Ассоциации - компетентность К - креативность… О - организованность.. М - модернизация.. П - планирование.. Е – единство… Т - толерантность… Е -единомышленники… Н - новизна… Т - творчество… Н - научность… О - осведомленность… С - сотрудничество… Т - терпимость… Ь
1.Предметная (специальная) компетентность. 2.Методическая 3.Психолого-педагогическая 4.Дифференциально-психологическая 5.Рефлексия 6.Информационная 7.Коммуникативная 8.Социокультурная 9.Культорологическая Виды компетентностей
Критерии профессиональной компетентности учителя начальных классов 1.Общекультурный критерий. 2.Общепрофессиональный критерий. 3.Коммуникативный критерий. 4.Личностный критерий. 5.Критерий саморазвития и самообразования.
общая образованность и широта кругозора; информированность в области культурных новинок; культура речи. Общекультурный критерий
Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать: владение содержанием учебных дисциплин; владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания; знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности. Общепрофессиональный критерий
Можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по коммуникативному критерию : потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста; эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении; доброжелательный и конструктивный стиль общения. Коммуникативный критерий
профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность избранной профессии; наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность; наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо - эмоциональным нагрузкам. Личностный критерий
самокритичность, требовательность к себе; потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности; исследовательский стиль деятельности Саморазвитие и самообразование
- инструктора (человека, который систематически ведут со школьниками индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результатов выполнения учебной работы); -наставника (человека, умеющего оказывать адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, а, помогая ее преодолеть); -консультанта (специалиста, способного обсудить учебную задачу, дать консультацию по различным вопросам); Роли учителя
- занимает позицию куратора (участника образовательного процесса, главной целью которого является создание условий для приобретения детьми жизненного опыта (обобщения, выбора, ответственного поведения) и жизненных ценностей); - управленца (человека, владеющего такими управленческими технологиями, как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты); - помощника.
В соответствии с ФГОС НОО, учитель является мудрым воспитателем , союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владеет командной, совместной, коллективной и парной формой работы.
Известно, что воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.
Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко» Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"
Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....
«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»
laquo;Если мы поставим правильно дошкольноевоспитание ребят, мы тем самымподнимем школу на более высокую ступень...».Н. К. Крупская...
«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»
Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень.Н. И. Крупская...
Особенности реализации «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» уровня начального образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Выступление на областном семинаре классных руководителей....
Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО
Автор раскрывает ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО....
"Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновленным ФГОС НОО".
Выступление на ШМО....
Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов в соответствии требований ФГОС.
Показан опыт в сфере деятельности педагогического коллектива : все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, инфо...