Функциональная грамотность младшего школьника.
статья (4 класс)
Материал по обмену опытом и использованию на уроках в начальной школе заданий, для развития и формирования у школьников начальных классов , функциональной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Функциональная грамотность младшего школьника. | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г. Песталоцци
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века? Человек должен быть функционально грамотным.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся тест , оценивающий функциональную грамотность школьников был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году. Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.
Функциональная грамотность - сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Функциональная грамотность – явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, начиная с начальной школы, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию. Каждое конкретное действие педагога и учеников на уроке должно работать на конечный результат. Но их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому легче такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на внеурочных занятиях и классных часах. Тем более что многие тексты социальны, интересны и поучительны.
На уроках русского языка основными умениями являются умение работать с текстом, а также умение владеть устной и письменной речью. Эти умения выступают не только как специальные учебные умения, но и как УУД, необходимые для изучения всех остальных предметов в школе, поэтому необходимо развивать функционально грамотную личность посредством освоения предметного содержания по русскому языку.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. Здесь идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию; формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
«Читательская грамотность» умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
«Математическая грамотность» способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
«Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления.
«Естественно-научная грамотность» формирование способности использовать естественно-научные знания основанных на наблюдениях и экспериментах. понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения , но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей . Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным.
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая
это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки , т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей. Дерево – функционально грамотная личность . Вода – педагогические технологии . Яблочки – ключевые компетенции. Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием ).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.
Понятие термина о функциональной грамотности следующим образом:
«Умение человека грамотно , квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре».
Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.
Все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.
Из опыта своей работы могу сказать ,что функциональные качества можно развивать на всех учебных предметах . На уроках литературного чтения часто использую задания на скорость чтения «Пятиминутка чтения» Текст можно брать из разных типов текстов: описание, повествование, научный текст ,тексты про профессии и т.д .Очень развивает скорость чтения, внимательность ,расширяет кругозор. Затем работа по тексту.
Цель такого задания : научить не только быстро читать ,но и уметь быстро понимать информацию из текста, отвечать на поставленные вопросы, находить информацию в тексте, использовать в жизни. Высказать свое мнение ,сделать оценку ситуации. При таком подходе дети начинают использовать это умение на уроках математики ,окружающего мира. Такая работа помогает упростить обучение детей. В будущем при сдаче экзаменов ,при выполнении комплексных работ ,Всероссийских проверочных работ. Мы можем воспитать функционально грамотные личности. Ведь наша задача как педагогов научить и воспитать именно такие качества, которые пригодятся в дальнейшей жизни нашим ученикам.
Ключевые читательские умения которые формируются на уроках русского языка. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО .
Какие планируемые результаты освоения программы по русскому языку на уроке русского языка на уровне НОО позволяют судить о формировании читательской грамотности у младших школьников.
1.«Читательская грамотность − способность ученика понимать, использовать, анализировать прочитанное ,оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
2.На уроках русского языка формируются умения читать и понимать содержание предлагаемого задания к тексту. Осмысленно читать текст задания, понимать смысл прочитанного и находить нужные ответы на задания, правильно выполнять и отвечать на поставленные задачи. Умение делить текст на части, последовательно составлять план изложения текста ,восстанавливать предложения по смыслу в деформированном тексте. Пополнять словарный запас.
3.Планируемые результаты освоения программы по русскому языку на уроках русского языка позволяют судить о формировании читательской грамотности у младших школьников по следующим признакам :
научится осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение);
выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам; осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации;
осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.
Дидактическая игра, ориентированная на финансовую грамотность у младших школьников.
Тема игры. «Покупки для занятия спортом»
Класс 4 (10-11лет)
Цель :Показать принципы финансового планирования и разумных покупок, научить считать деньги и ресурсы ,выбирать по стоимости товары.
Правила игры.
Нужно правильно и грамотно рассчитать деньги на покупку спортивных товаров .Выбрать приемлемые цены товаров так, чтобы хватило денег.
Задание.
Нужно купить в магазине спортивную одежду для занятия спортом: кроссовки, футболку, шорты. У вас 1000 рублей. Но ещё нужно обязательно купить эмблему со знаком российского флага за 50 рублей.
Предлагаются варианты стоимости покупок.
Кроссовки-357 рублей Кросовки-445 рублей
Футболка-336 рублей Футболка-346рублей
Шорты-252 рубля. Шорты-210рублей
Посчитать и выбрать подходящий вариант .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности младшего школьника через коммуникативную деятельность". Педагогический фестиваль 2013 г.
Обобщение опыта...
Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...
Отработка навыков правописания словарных слов,как основа формирования функциональной грамотности младших школьников.
Формирование функциональной грамотности младших школьников....
"Формирование функциональной грамотности младших школьников"
Презентация раскрывает понятие "Функциональной грамотности младших школьников"...
Финансовая грамотность как часть функциональной грамотности младших школьников
Подбор материала "Финансовая грамотность как часть функциональной грамотности младших школьников" поможет в организации курса внеурочной деятельности "Финансовая грамота"...