Функциональная грамотность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.
методическая разработка по чтению (4 класс)

Максимова Татьяна Александровна

Функциональная грамотность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

 

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО. Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.

Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новая государственная программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. При обучении родному языку делается акцент на текстоведение, актуализируется коммуникативный подход и учитываются особенности мультикультурной среды.

Литературная компетенция на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

  1. осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);

  2. уметь извлекать информацию из разных источников;

  3. учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;

  4. уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;

  5. уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;

  6. реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.

Продуктивные приёмы работы с текстом.

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы с текстом.

Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках. Затем организуется их мотивация, знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ постановки учебной цели на предметных уроках и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, основываясь на согласованном общем способе, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять самоконтроль. Здесь, собственно, у учащихся и формируется функциональная грамотность, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности данного ИУД контролирует учитель.

Например, метод дискуссий, дебатов я начинаю вводить в практику работы уже с учащимися 5 класса. В старшем подростковом возрасте предложенный метод наиболее интересен, так как способствует формированию умений вступать в контакт с любым типом собеседника и поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила, слушать собеседника, стимулировать собеседника к продолжению общения, изменять при необходимости речевое поведение.

Такой метод позволяет учащимся свободно излагать свои мысли, свое мнение, точку зрения, а также проводить связь с жизнью.На уроках я также использую метод проектов, защита презентаций, создание и демонстрация компьютерных презентаций, которые помогают преодолеть трудности, связанные с личностными переживаниями, чувством неловкости, неуверенности. Индивидуальная форма работы на уроках с применением приемов «Фишбоун» (рыбья кость), «Инсерт», «Трехчастный дневник», «Оценочное окно», «Синквейн» помогает учащимся интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы.

Также на своих уроках для развития функциональной грамотности учащихся использую следующие задания:

Задания на уровень "Анализ":

1. Работа над текстом «С кем дружить?»

  • Как вы думаете, в человеке надо стараться видеть только плохое или только хорошее? Почему?

  • Почему Алия хорошо знает, с кем ей надо дружить?

2. Составление плана к изложению «Неутомимый Дисней»

3. Нарисовать такую таблицу у себя в тетради, заполнить ее и проанализировать.

Знаю Хочу знать Изучил
Окончание - это
Основа- это
Корень- это
Суффикс- это
Приставка- это

4. Ролевое чтение диалога

5. Игра «Найди лишнее слово»:

Сад лето гора вода
Сажать лететь горный водный
Сажа летний гореть водитель
Посадка летом гористый водопад

6. Игра «Найди общее» птица жизнь зверь

Задания на уровень "Синтез":

1. Работа с текстом «Многозначные слова».
-Угадай, какое определение подходит к рисункам на стр. 26

2. Творческая работа. Составьте текст из данных слов и выделите части слов:
Начаться, новый, учебный, год. В, школа, начаться, занятия. Мы, изучать, история, русский язык, география, ботаника. На, уроки, мы, читать, писать, рисовать, петь. После, уроки, играть, выполнять, домашние, задания.

3. Составьте кроссворд или ребусы с однокоренными словами

4. Составьте диаграмму Венна

ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА…………… ФОРМА ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА


Задания на уровень "Оценка":

1. Конкурс на лучшего чтеца (стихотворение «После лета» стр. 9)

2. (текст о Маугли)
- Может ли человек научиться говорить, если бы воспитывался не с людьми?

3. Чтение текста «Когда лучше учить уроки?»
Высказать свое мнение в форме рассуждения.

Ответ можно начать так:

  • А) -Я считаю, что уроки нужно учить поздно вечером, потому что:

  • Б) – Я думаю, что уроки надо учить после небольшого отдыха днем, потому что:

4. Развитие речи. Как вы понимаете выражение: «Труд- корень всей нашей жизни». Докажите свое мнение.

5. Выполните творческое задание. Вставьте в предложения родственные слова.
Недалеко от нас ………….дом. Завтра ………..начнут возводить стены. На ……….площадку подъезжают грузовые машины. Дом …….. к празднику – Дню Республики.

Разработаны разноуровневые задания и критерии по литературному чтению и русскому языку на основе таксономии Блума.

Задания к тексту

1.Прочитайте текст и определите тему.

2.Назовите основного героя рассказа

3.Кем хотел стать герой рассказа? О чем мечтал?

4.Почему Денис отвернулся от мамы и молчал? Почему заплакал?

5.Разделите рассказ на смысловые части? Озаглавьте части.

6.Поделись своими впечатлениями как ты думаешь, кто был прав: мама или мальчик?

7.Предложи свой вариант решения проблемы.

8.Составьте рассказ о своем друге по пословице: «Старый друг лучше новых двух»

 

Уровни мышления

Критерии оценивания

Дескрипторы

Знание

Понимает содержание прочитанного

Определяет тему рассказа.

Знает смысл рассказа.

Понимание

Отвечает на вопросы по тексту

Определяет главную мысль в рассказе.

Определяет главных героев.

Определяет причину, по которой, мальчик заплакал.

Применение

Пересказывает по плану

Делит на смысловые части.

Составляет план. Пересказывает по плану

Анализ

Анализирует ситуацию в рассказе.

Определяет главную мысль в рассказе.

Предлагает свои способы решения проблемы.

 

Синтез

Предлагает свои предположения.

Придумывает продолжение рассказа.

Оценка

Высказывает свою точку зрения.

Оценивает смысл понятия дружбы.

 

 

Задание.

Спит Маша и видит чудесный сон. Идёт она дремучим лесом. А на скамеечке сидит Мороз Иванович и ест снежные комочки. Позвал он Машу в дом. Дом у него был изо льда. И окно изо льда. На стенах блестели снежные звездочки. На постели вместо перины лежал пушистый снег.

  1. Найди в тексте имена существительные.

  2. Укажите имена собственные и нарицательные.

  3. Определи род, число и падеж.

  4. Сделайте морфологический разбор имён существительных.

  5. Уберите из текста имена существительные, что получится?

 

Уровни мышления

 

Критерии оценивания

 

Дескрипторы

 

Знает

 

 

 

 

 

Знает, что такое имя существительное.

 

 

 

 

Даёт понятие имени существительному

Знает, что обозначает имя существительное.

Называет, каким членом предложения является имя существительное.

 

 

Понимает

 

 

 

 

 

 

Умеет определять имена собственные и нарицательные.

 

 

 

 

 

Может правильно определять имена собственные и нарицательные.

Указывает на постоянные и непостоянные признаки.

Находит имена существительные в предложении.

 

Применяет

 

 

 

Определяю существительное в предложении род, число и падеж.

 

 

Различает род имени существительного.

Различает числа имен существительных.

Различает вопросы и окончания падежей.

 

Анализ

 

 

 

 

Умеет делать морфологический разбор имён существительных.

 

 

 

Делает морфологический разбор имён существительных.

 

 

 

Оценка

 

 

Предполагает, что произойдёт, если из речи исчезнут имена существительные.

 

Делает аргументированные выводы.

Правильно определяет имена существительные в своей речи.

Умеет доказывать утверждением.

 

Прослушав лекции по развитию функциональной грамотности учащихся, разработав задания проработав их на практике, я думаю, что многие учителя изменили свой взгляд на работу с текстами, и научились правильно подбирать тексты и задания к ним, которые будут способствовать развитию ЗУН у учащихся, и которые они смогут использовать и применить на практике, в жизни. Теперь я понимаю, что не настолько качественно или лучше сказать правильно ведётся эта работа у нас. Мы в большей степени работали односторонне: прочитать текст, пересказать, ответить на простые вопросы. Теперь я понимаю, что не только учителя начальных классов и филологи должны развивать читательскую грамотность у учащихся, но и остальные коллеги тоже должны развивать в учащихся функциональную грамотность. Ведь основная задача школы - стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.

 


 


 


 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО. Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.

Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новая государственная программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. При обучении родному языку делается акцент на текстоведение, актуализируется коммуникативный подход и учитываются особенности мультикультурной среды.

Литературная компетенция на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

  1. осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
  2. уметь извлекать информацию из разных источников;
  3. учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
  4. уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
  5. уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
  6. реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.

Продуктивные приёмы работы с текстом.

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы с текстом.

Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках. Затем организуется их мотивация, знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ постановки учебной цели на предметных уроках и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, основываясь на согласованном общем способе, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять самоконтроль. Здесь, собственно, у учащихся и формируется функциональная грамотность, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности данного ИУД контролирует учитель.

Например, метод дискуссий, дебатов я начинаю вводить в практику работы уже с учащимися 5 класса. В старшем подростковом возрасте предложенный метод наиболее интересен, так как способствует формированию умений вступать в контакт с любым типом собеседника и поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила, слушать собеседника, стимулировать собеседника к продолжению общения, изменять при необходимости речевое поведение.

Такой метод позволяет учащимся свободно излагать свои мысли, свое мнение, точку зрения, а также проводить связь с жизнью. На уроках я также использую метод проектов, защита презентаций, создание и демонстрация компьютерных презентаций, которые помогают преодолеть трудности, связанные с личностными переживаниями, чувством неловкости, неуверенности. Индивидуальная форма работы на уроках с применением приемов «Фишбоун» (рыбья кость), «Инсерт», «Трехчастный дневник», «Оценочное окно», «Синквейн» помогает учащимся интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы.

Также на своих уроках для развития функциональной грамотности учащихся использую следующие задания:

Задания на уровень "Анализ":

1. Работа над текстом «С кем дружить?»

  • Как вы думаете, в человеке надо стараться видеть только плохое или только хорошее? Почему?
  • Почему Алия хорошо знает, с кем ей надо дружить?

2. Составление плана к изложению «Неутомимый Дисней»

3. Нарисовать такую таблицу у себя в тетради, заполнить ее и проанализировать.

Знаю Хочу знать Изучил
Окончание - это
Основа- это
Корень- это
Суффикс- это
Приставка- это

4. Ролевое чтение диалога

5. Игра «Найди лишнее слово»:

Сад лето гора вода
Сажать лететь горный водный
Сажа летний гореть водитель
Посадка летом гористый водопад

6. Игра «Найди общее» птица жизнь зверь

Задания на уровень "Синтез":

1. Работа с текстом «Многозначные слова».
-Угадай, какое определение подходит к рисункам на стр. 26

2. Творческая работа. Составьте текст из данных слов и выделите части слов:
Начаться, новый, учебный, год. В, школа, начаться, занятия. Мы, изучать, история, русский язык, география, ботаника. На, уроки, мы, читать, писать, рисовать, петь. После, уроки, играть, выполнять, домашние, задания.

3. Составьте кроссворд или ребусы с однокоренными словами

4. Составьте диаграмму Венна

ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА…………… ФОРМА ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА


Задания на уровень "Оценка":

1. Конкурс на лучшего чтеца (стихотворение «После лета» стр. 9)

2. (текст о Маугли)
- Может ли человек научиться говорить, если бы воспитывался не с людьми?

3. Чтение текста «Когда лучше учить уроки?»
Высказать свое мнение в форме рассуждения.

Ответ можно начать так:

  • А) -Я считаю, что уроки нужно учить поздно вечером, потому что:
  • Б) – Я думаю, что уроки надо учить после небольшого отдыха днем, потому что:

4. Развитие речи. Как вы понимаете выражение: «Труд- корень всей нашей жизни». Докажите свое мнение.

5. Выполните творческое задание. Вставьте в предложения родственные слова.
Недалеко от нас ………….дом. Завтра ………..начнут возводить стены. На ……….площадку подъезжают грузовые машины. Дом …….. к празднику – Дню Республики.

Разработаны разноуровневые задания и критерии по литературному чтению и русскому языку на основе таксономии Блума.

Задания к тексту

1.Прочитайте текст и определите тему.

2.Назовите основного героя рассказа

3.Кем хотел стать герой рассказа? О чем мечтал?

4.Почему Денис отвернулся от мамы и молчал? Почему заплакал?

5.Разделите рассказ на смысловые части? Озаглавьте части.

6.Поделись своими впечатлениями как ты думаешь, кто был прав: мама или мальчик?

7.Предложи свой вариант решения проблемы.

8.Составьте рассказ о своем друге по пословице: «Старый друг лучше новых двух»

Уровни мышления

Критерии оценивания

Дескрипторы

Знание

Понимает содержание прочитанного

Определяет тему рассказа.

Знает смысл рассказа.

Понимание

Отвечает на вопросы по тексту

Определяет главную мысль в рассказе.

Определяет главных героев.

Определяет причину, по которой, мальчик заплакал.

Применение

Пересказывает по плану

Делит на смысловые части.

Составляет план. Пересказывает по плану

Анализ

Анализирует ситуацию в рассказе.

Определяет главную мысль в рассказе.

Предлагает свои способы решения проблемы.

Синтез

Предлагает свои предположения.

Придумывает продолжение рассказа.

Оценка

Высказывает свою точку зрения.

Оценивает смысл понятия дружбы.

Задание.

Спит Маша и видит чудесный сон. Идёт она дремучим лесом. А на скамеечке сидит Мороз Иванович и ест снежные комочки. Позвал он Машу в дом. Дом у него был изо льда. И окно изо льда. На стенах блестели снежные звездочки. На постели вместо перины лежал пушистый снег.

  1. Найди в тексте имена существительные.
  2. Укажите имена собственные и нарицательные.
  3. Определи род, число и падеж.
  4. Сделайте морфологический разбор имён существительных.
  5. Уберите из текста имена существительные, что получится?

Уровни мышления

Критерии оценивания

Дескрипторы

Знает

Знает, что такое имя существительное.

Даёт понятие имени существительному

Знает, что обозначает имя существительное.

Называет, каким членом предложения является имя существительное.

Понимает

Умеет определять имена собственные и нарицательные.

Может правильно определять имена собственные и нарицательные.

Указывает на постоянные и непостоянные признаки.

Находит имена существительные в предложении.

Применяет

Определяю существительное в предложении род, число и падеж.

Различает род имени существительного.

Различает числа имен существительных.

Различает вопросы и окончания падежей.

Анализ

Умеет делать морфологический разбор имён существительных.

Делает морфологический разбор имён существительных.

Оценка

Предполагает, что произойдёт, если из речи исчезнут имена существительные.

Делает аргументированные выводы.

Правильно определяет имена существительные в своей речи.

Умеет доказывать утверждением.

Прослушав лекции по развитию функциональной грамотности учащихся, разработав задания проработав их на практике, я думаю, что многие учителя изменили свой взгляд на работу с текстами, и научились правильно подбирать тексты и задания к ним, которые будут способствовать развитию ЗУН у учащихся, и которые они смогут использовать и применить на практике, в жизни. Теперь я понимаю, что не настолько качественно или лучше сказать правильно ведётся эта работа у нас. Мы в большей степени работали односторонне: прочитать текст, пересказать, ответить на простые вопросы. Теперь я понимаю, что не только учителя начальных классов и филологи должны развивать читательскую грамотность у учащихся, но и остальные коллеги тоже должны развивать в учащихся функциональную грамотность. Ведь основная задача школы - стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование беглого осознанного чтения на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

В представленном материале можно ознакомиться с системой работы по формированию беглого осознанного чтения, пополнить свою методическую копилку упражнениями, способствующими достижению поставленной це...

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентиров...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения и русского языка»

Актуальность моей темы исходит из следующих проблем:1.Снижения общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;2.Отсутствия нравственного ориентира, просмотра ненужных телепередач,...

статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе"

Статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ-ДС№62...

статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе"

Статья "Воспитание любознательного читателя на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ-ДС№62...

Формирование метапредметных умений на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе

Об эффективных интерактивных приёмах работы и мотивирующем содержании заданий на уроках русского языка и литературного чтения задумывается каждый педагог. А учитель начальной школы этому вопросу долже...

«Развитие речи учащихся на уроках литературного чтения и русского языка через внедрение в образовательный процесс ООТ и ИКТ».

Сегодня приоритетным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи учащихся. Поэтому формирование ...