Наставничество
методическая разработка
Работа с молодыми специалистами. Наставничество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_nastavnika.docx | 35.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
Индивидуальная программа наставника
Рачковская Людмила Петровна
форма «учитель-учитель»
г.Пыть-Ях, 2022
Паспорт индивидуальной программы наставника
№ п/п | Наименование раздела | Стр. |
Основные сведения о наставнике и наставляемом | ||
Задачи и цель программы | ||
Приоритетные направления реализации программы | ||
Содержание программы. Планируемые результаты | ||
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставника | ||
Приложения (анкеты, план работы) |
Общие сведения о наставнике и наставляемом.
Общие сведения | Наставник | Наставляемый |
ФИО | Рачковская Людмила Петровна | Давлетчина Валерия Газинуровна |
Должность | Учитель начальных классов | Учитель начальных классов |
Возраст | 53 | 22 |
Общий стаж | 28 | 1 |
Педагогический стаж | 28 | 1 |
Категория | Высшая | Без категории |
Контактный телефон | 89048710893 | 89504834667 |
Задачи и цель программы
Цель программы:
Организовать разностороннюю поддержку для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повысить его профессиональный потенциал и уровень, оказать методическую и психологическую помощь в его профессиональном становлении в условиях реализации новых ФГОС.
Задачи программы:
- Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.
- Выявить путем опроса или беседы затруднения в профессиональной практике молодого педагога.
- Создать условия для профессиональной адаптации молодого учителя в коллективе.
- Принять меры по профилактике проблем в дальнейшей работе молодого педагога.
- Обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы школьной жизни.
- Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого учителя.
- Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
- Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.
- Ускорить процесс профессионального становления педагога.
Приоритетные направления реализации программы:
- Углубление научных знаний и повышение научно-методического уровня молодого педагога в контексте современного образования, с учетом специфики контингента школы.
- Транслирование профессионально значимых умений наставником и формирование аналогичных у молодого педагога, с учетом направлений работы школы.
- Свободное владение научным стилем речи и культурой педагогического общения.
- Развитие способности работать в коллективе (команде).
- Тактичное транслирование корпоративных норм поведения наставником и освоение их подопечным.
- Углубление освоения методики научно-исследовательской деятельности.
Содержание программы
- Психологические основы адаптации в системе образования.
Реализация этой части программы предусматривает оперативное и нацеленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие высокого социально - психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах.
Планируемые результаты:
Социально-психологическая адаптация предполагает успешность вхождения молодого учителя в новый коллектив школы, умение купировать межличностные проблемы, ставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Психологическая результативность контактов с обучающимися и родителями.
- Организация учебно-воспитательного процесса.
Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение молодым специалистом действующих государственных программ по преподаваемым предметам, знакомство с авторскими программами; посещение уроков и внеурочных мероприятий, проводимых опытными учителями школы (в первую очередь, наставников), с их последующим анализом.
Планируемые результаты:
Активное включение молодых учителей в учебно-воспитательную работу с обучающимися, вовлечение их в целом в работу школы, в совместную разработку программ, грамотное применение государственных программ, соблюдение образовательного минимума, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве школы.
- Школьная нормативная документация в работе учителя.
Ознакомление молодого педагога с локальными актами МАОУ «Прогимназия «Созвездие», с должностными инструкциями и прочей необходимой документацией.
Планируемые результаты:
Формирование действующей прямой и обратной связи управленческой информации, обеспечивающей своевременный обмен сведениями с целью упорядочения деятельности молодого педагога и оказания ему своевременной корректирующей помощи.
- Методическое сопровождение молодого учителя.
Важно научить начинающих учителей правильно ориентироваться в потоке методической информации при создании учебно-методического комплекса по своему преподаваемому предмету, при написании рабочих программ, программ внеурочной деятельности, сценариев школьных мероприятий.
Планируемые результаты:
Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся методическое сопровождение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных особенностей своих учеников. Формирование у молодого педагога опыта создания собственных методических разработок.
- Организация воспитательной работы с детьми.
Из опыта работы обращает на себя внимание несоответствие возможностей у молодых педагогов при планировании воспитательной работы и эффективном выполнении этого плана. Это диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодых учителей организовать воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности в программе уделяется большое внимание.
Планируемые результаты:
Освоение на практике концептуальных основ воспитания, формирование профессионального мастерства воспитателя.
- Социология образования. Ученик в социуме.
Осуществление этого направления программы предусматривает знакомство с социологией в образовании, с социальной педагогикой; со связями школы с семьей и общественностью, с микросоциумами и макросоциумом школы.
Планируемые результаты
Умение ориентироваться в общих и частных вопросах социально-педагогической работы с учащимися и их родителями.
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставника
Мониторинг процесса реализации программы наставника: система сбора, обработки, хранения и использования информации о реализации мероприятий программы.
Организация систематического мониторинга программы наставника дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из оценки мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников программы, динамики образовательных результатов (Приложения).
План индивидуальной работы с молодым специалистом по адаптации к профессии (3 год сотрудничества)
ФИО наставляемого | ФИО наставника, должность | Направления деятельности | Формы деятельности | Периодичность | Результат |
Давлетчина Валерия Газинуровна, учитель начальных классов | Рачковская Людмила Петровна –учитель начальных классов | Оказание помощи в осуществлении качественного планирования (учет ключевых тем, рациональное распределение времени на изучение тем, отбор содержания). | Консультативная помощь в разработке рабочих программ по внеурочной деятельности | Сентябрь | Предъявление программы, соответствующей требованиям |
Совместная разработка поурочных планов внеурочной деятельности. | 1 раз в четверть | Конспекты занятий | |||
Проверка поурочных планов | 1 раз в четверть | Конспекты занятий с устраненными замечаниями | |||
Оказание помощи по организации качественной работы с документацией. | Консультации по ведению электронного журнала | 1 раз в полугодие | Качество работы молодого специалиста с документацией | ||
Консультации «Осуществление анализа практических и проектных работ» во внеурочной деятельности | Октябрь. | Схемы анализа работ; готовые таблицы пробелов. | |||
Организация деятельности по повышению качества преподавания | Посещение и анализ занятий молодого специалиста учителем наставником; посещение молодым специалистом уроков наставника | Не менее 1-го урока в 2 недели | Самоанализ занятий. | ||
Консультация по отбору содержания материала к занятиям. | 1 четверть | Перечень рекомендованной литературы. Через посещение занятий и конспекты занятий. | |||
Консультация «Работа с родителями. Как подготовить выступление на родительское собрание» | 2 четверть | ||||
Консультация «Организация внеурочной деятельности» | 3 четверть | ||||
Консультация «Социальное проектирование» | 4 четверть | ||||
Диагностика затруднений. | Анкетирование, беседы, тестирование. | 2 раза в год. | Обработка и интерпретация анкет. | ||
Индивидуальные консультации по педагогическим затруднениям | По необходимости | ||||
Помощь при подготовке к открытым занятиям, к творческим конкурсам и выставкам. | По необходимости |
Таблица 1
Индикаторы оценки влияния программ на всех участников школы
Индикаторы оценки | Оценка результатов программы | |
на входе 202____ | на выходе 202____ | |
Вовлеченность обучающихся в образовательный процесс. | ||
Успеваемость учащихся по школе | ||
Качество обучения по школе. | ||
Процент учащихся, желающих высокой школьной успеваемости | ||
Уровень сформированности гибких навыков учащихся. | ||
Доля учащихся, посещающих объединения дополнительного образования. | ||
Доля учащихся, посещающих спортивные секции | ||
Доля учащихся, участвующих в программах развития талантливых обучающихся. | ||
Доля учащихся, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на школьном уровне | ||
Доля учащихся, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на региональном уровне | ||
Доля учащихся, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на всероссийском уровне | ||
Доля учащихся, участвующих в волонтерской деятельности. | ||
Доля успешно реализованных творческих и образовательных проектов. | ||
Доля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, принимающих участие в программах наставничества. | ||
Число обучающихся состоящих на ВШК и ПДН. | ||
Доля собственных профессиональных работ, статей, исследований, методических практик молодого специалиста | ||
Участие молодого учителя в профессиональных конкурсах, фестивалях. | ||
Доля учащихся, имеющих пропуски по неуважительной причине (желание посещения школы учащимися). | ||
Уровень личностной тревожности учащихся. | ||
Эмоциональное состояние при посещении школы | ||
Количество жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся | ||
Уровень психоэмоционального состояния специалиста | ||
Уровень удовлетворенности профессией педагога | ||
Количество конфликтов с педагогическим и родительским сообществами. |
Приложение 2
Анкета наставника
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Насколько комфортным Вам представляется общение с наставником. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Насколько Вы можете реализовать свои лидерские качества в программе? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Насколько могут быть полезны/интересны групповые встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Насколько могут быть полезны/интересны личные встречи? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Насколько Ваша работа зависит от предварительного планирования (разработанного Вами)? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Насколько Вы собираетесь придерживаться плана? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Оцените ожидаемую включенность наставляемого в процесс. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Оцените ожидаемый уровень удовлетворения от совместной работы. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11. Оцените ожидаемую полезность проекта для Вас и Вашего наставляемого | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
_____________________________________________________________
13. Что в программе является наиболее ценным для Вас?
_____________________________________________________________
14. Насколько важна польза обучения Наставников? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
15. Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]
Приложение 3
Анкета для участников (до начала работы) формы наставничества «Учитель– учитель».
Анкета наставляемого ________________________________________________
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3.Ожидаемая эффективность программы наставничества. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Оцените ожидаемый уровень комфорта при участии в программе наставничества? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Ожидаемое качество организационных мероприятий (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Ожидаемая полезность программы профессиональной и должностной адаптации. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Ожидаемая польза организованных для Вас мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах). | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых теоретических знаний. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых практических навыков. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Ожидаемое качество программы профессиональной адаптации. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11. Насколько Вам важно ощущение поддержки от наставника? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12. Насколько Вам важно, чтобы Вы остались довольны совместной работой? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
14. Что особенно ценно для Вас в программе?
_____________________________________________________________
15. Как часто Вы ожидаете проведение мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)? | Очень часто
| Часто | Редко | 1-2 раза | Никогда |
16. Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]
Приложение 4
Анкета наставника
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3.Ожидаемая эффективность программы наставничества | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Ожидаемый комфорт от работы в программе наставничества? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Насколько эффективно Вы сможете организовать мероприятия (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Ожидаемая эффективность программы профессиональной и должностной адаптации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Как Вы думаете, как хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми теоретическими знаниями? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Как Вы думаете, как хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми практическими навыками? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Ожидаемое качество разработанной Вами программы профессиональной адаптации. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Ожидаемая включенность наставляемого в процесс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11. Ожидаемый уровень удовлетворения совместной работой | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
_____________________________________________________________
______________________________________________________________
13. Что особенно ценно для Вас в программе?
_____________________________________________________________
______________________________________________________________
14. Как часто Вы собираетесь проводить мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах). | Очень часто
| Часто | Редко | 1-2 раза | Никогда |
15. Рады ли Вы участвовать в программе наставничества? [да/нет]
Приложение 5
Анкета для участников (по завершению работы) формы наставничества «Учитель – Учитель».
Анкета наставляемого
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Эффективность программы наставничества | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Насколько комфортно было работать в программе наставничества? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Качество организационных мероприятий (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Полезность программы профессиональной и должностной адаптации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Организованные для Вас мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Качество передачи Вам необходимых теоретических знаний | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Качество передачи Вам необходимых практических навыков | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Качество программы профессиональной адаптации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11. Ощущение поддержки от наставника | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12. Насколько Вы довольны вашей совместной работой? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
13. Что Вы ожидали от программы и своей роли?
_____________________________________________________________
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
15. Что особенно ценно для Вас было в программе?
_____________________________________________________________
16. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?
_____________________________________________________________
18. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
19. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по наставничеству
План работы с молодыми специалистами в МКОУ СОШ №24...
Программа по наставничеству.
НаименованиеОсновные цели программыСроки реализации программыСтруктура программыУчастники программы...
Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год.
ГБОУ СОШ № 191 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год. Наставник: воспитатель ГПД Фадеева Валентина Федоровна Молодой ...
Приказ о наставничестве
Приказ о наставничестве...
Современные формы и технологии педагогического наставничества
Рассмотрены как традиционные, так и инновационные технологии работы наставника с начинающими педагогами. Описаны формы работы с молодыми и малоопытными учителями. Определены условия становления профес...
Наставничество
В помощь учителям -наставникам ....
Приказ о наставничестве. План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы (2018 - 2021 гг), приказ о наставничестве 2020 - 2021 уч год
В данной папке размещены:1) Приказ о наставничестве 2020 - 2021 учебный год2) План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы - Гороховой В.Н. 2018 - 2021 гг...