«Создание ситуации успеха, как необходимое условие процесса обучения младшего школьника»
статья
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
Чтобы ребенок с желанием ходил в школу и стремился самостоятельно добывать знания необходимо строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка. Задача учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
situatsiya_uspeha.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание ситуации успеха, как необходимое условие процесса обучения младшего школьника»
Учитель: Таршилова Н.В.
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
Чтобы ребенок с желанием ходил в школу и стремился самостоятельно добывать знания необходимо строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка. Задача учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие личности.
Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости – источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более.
Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы.
Важным принципом работы является принцип комфортности и стремление убедить ребёнка, в том, что он может хорошо учится. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно и учился с удовольствием. Ведь если человек занят делом, которое действительно нравится, результаты будут самыми наилучшими. Многоэтапность и высокий темп уроков даёт возможность не только охватить больший объём материала, но и позволяет разнообразить виды речевой, игровой деятельности.
Рекомендуется использование нестандартных форм и методов работы с детьми, повышающие качество знаний, творческую активность, интерес к учению. Этому способствует работа учащихся в парах, в группах, создание специальных ситуаций интеллектуального затруднения и их разрешение.
В своей работе создания ситуации успеха в учебной деятельности мы используем следующие операции, которые плодотворно влияют на развитие личности, её активности и деятельности.
- Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения. «Контрольная работа довольно лёгкая, этот материал мы с вами проходили».
- Авансирование успешного результата – помогает нам выразить свою твёрдую убеждённость в том, что наш ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребёнку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получится». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
- Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребёнку избежать поражения, достигается путём намёка, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с …». «Выполняя работу, не забудьте о …».
- Внесение мотива – показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться …»
- Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы …». «Только тебе я и могу доверить … « . «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
- Мобилизация активности или педагогическое внушение - побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…». «Так хочется поскорее увидеть…».
- Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
Методы создания ситуации успеха, используемые на уроке в практической деятельности.
Опишем методы, оперируя которыми мы создаём условия для переживания учащимися ситуации успеха.
Методы дифференцированного обучения.
Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Дифференциация (от латинского differentia – различие) означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. Используя дифференцированное обучение создаём разноуровневые группы учащихся с определённой целью. Для каждой группы подбираем то содержание обучения, которое соответствует уровню обучения и потребностям детей. Создание подобных групп используем на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний, разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.
При изучении нового материала создаём в классе группы, условно разделив их на «сильных», «средних» и «слабых» учащихся. Объясняем новый материал для всего класса, затем предоставляем возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение нового материала. Характер творческого задания предлагаем различный:
- на установление межпредметных связей;
- ориентирующие учеников на поиски разнообразных вариантов решения;
- на сравнение и сопоставление;
- исследовательского характера;
- на расширение кругозора.
Продолжаем работать со второй и третьей группами, после чего «средние» ученики также получают задание с элементами творчества. Имеем возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляем усиленное закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество примеров и упражнений. Также детям предлагаем образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работает в меру своих возможностей, не теряя интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.
Осуществляем разноуровневый контроль – создаём группы учащихся, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности её членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования. Задания, выполненные сверх обязательного минимума, оцениваем отдельно.
Используем ещё одну разновидность дифференциации обучения – предоставляем обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора предлагаем упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объёма, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Объясняем детям о разной степени сложности упражнений и предлагаем каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика специально готовим. Во-первых, у него уже должны быть сформированы некоторые умения работать самостоятельно, при этом даём установку: сначала работаем вместе, чтобы потом ты мог работать сам (только то, что ты сделаешь самостоятельно, будет иметь значение). Во-вторых, постоянно ученика утверждаем в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни, кто работает энергично, активно, на пределе своих возможностей.
Для создания ситуации успеха в учебном процессе используем коллективные формы обучения. В данном случае действуем по принципу «одна голова хорошо, а две лучше» или «что одному не под силу, то легко коллективу». Ведь часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок, как показывает практика, коллективных форм обучения позволяет нам оживить урок, предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников.
В работе по формированию мотивации совместной учебной деятельности школьников включаем создание ситуаций для возникновения у учащихся общего положительного отношения к коллективным формам работы, например, игровым формам работы; создаём возможность оказать и получить помощь, обменяться информацией; обращаем учащихся к анализу собственных действий и действий одноклассников. Результаты совместной работы дают нам материал для сравнения, сопоставления собственных результатов с результатами окружающих, следовательно, способствуют формированию способов совместной деятельности. Однако внимательно относимся к подбору состава группы (с учётом интересов, возможностей, индивидуальных особенностей каждого); правильно отбираем задания и формы коллективной работы; серии упражнений: заключаем «контакты», даём «советы» учащимся, задания по цепочке, работаем в ученических диадах, обращаемся с помощью к ученику, обмениваемся ролями.
Совместную работу часто в практической деятельности организуем в виде создания проектов.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа учащихся под руководством учителя. Проекты дети выполняют как индивидуально, так и группами. Например, на уроках технологии мы с детьми создавали проекты: «В гостях у сказки», «Улица моей мечты», «Город моего будущего»; на уроках окружающего мира – проекты: «Мои домашние питомцы», «Мой класс и моя школа» и другие.
Главное, чтобы ребёнок чувствовал востребованность проведённой им работы. Даже, если проект был подготовлен не вовремя, ребёнку даём возможность презентовать его на одном из последних уроков, это станет повторением пройденного. Каждый имеет право на ошибку – высказывания, подвергнутые сомнению одноклассниками, могут быть или доказаны новыми знаниями, или опровергнуты при проведении проверки. Однако проведение проверки ребёнком правильно организуем самостоятельно. Поддерживаем ученика в затруднительной ситуации, направляем его старания в правильном направлении.
Контроль знаний учащихся также осуществляем с помощью проектов. Например, ребёнок не просто анализирует работу своего одноклассника, находя недочёты в его работе, но также подготавливает рекомендации: какие правила необходимо повторить или изучить, чтобы впредь не допускать подобных ошибок. В некоторых случаях проверяющих просим написать задания для тренировки навыка решения трудных заданий.
Результаты проверки могут остаться анонимными для одноклассников: работы выполняем на отдельных листах, нумеруем, а затем перемешиваем и раздаём. После проверки возвращаем работы выполнившим их ученикам, вкладывая их в тетрадь исполнителя. При этом просим отнестись к замечаниям аналитически, проверить свои ошибки и записать исправления в тетрадь, в том числе и в случае, когда проверявший тоже ошибся. Получается своеобразная работа над ошибками.
Для создания на уроке ситуации успеха используем сочетания репродуктивных, проблемно-поисковых и творческих методов обучения. Проблемные ситуации создаём на всех этапах процесса обучения, направляем учащихся на их решение, организуем поиск решения на основе знаний, выдвигаем гипотезы, устанавливаем причинно-следственные связи. Разрешение проблемной ситуации на уроке повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке. Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.
Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что каждый ребёнок хочет ощущать уважение и признание товарищей и учителя. Это желание является важнейшим фактором формирования и развития личности. Какими бы различными не были наши ученики, ни один из них не может оставаться равнодушным к своим результатам и достижениям. Каких-либо результатов ученик может достичь, только ощущая своё продвижение и личностный рост. Оптимальное развитие личности полноценно будет проходить только в доброжелательной, успешной обстановке. А создание на уроке ситуаций успеха позволит нашим ученикам раскрыть свои способности в полной мере.
Учитель должен видеть результаты каждого ребёнка в учении и по достоинству их оценивать. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Если ребёнок видит, что его работа достойно оценивается, то в последующем он будет ещё больше активен и успешен. Овладев тонким умением находить точки соприкосновения с детской душой ребёнка, педагог сможет раскрыть множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников на уроках литературного чтения.
В работе рассматриваются условия, при которых возникает и развивается интерес к литературному чтению на различных этапах урока, а так же возможность развития учебной мотивации через содерж...
Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника
Данная статья затрагивает проблему создания ситуации успеха в процессе обучения, раскрывает различные педагогические, психологические, диагностические и организационные подходы для ее воплощения на пр...
«Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»
Часть 1. Содержание понятий «успех», «ситуация успеха».Часть 2. Технологические операции создания ситуации успеха.Часть 3.Система методов создания ситуации успеха на уроке.Часть 4.Осуществление д...
Выступление на педагогическом конкурсе. Статья "Создание ситуации успеха как фактор, обеспечивающий психологический комфорт младших школьников"
В данной статье вы найдёте некоторые рекомендации по созданию комфортного психологического климата в классе....
Методическая разработка "Учебная мотивация как необходимое условие эффективного обучения младших школьников "
Проблема повышения мотивации обучения в условиях нового ФГОС требует от учителя современного подхода к ее решению, в частности, более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. ...
Создание ситуации успеха на занятиях, как необходимое условие процесса обучения младшего школьника.
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнолог...
Создание ситуации успеха на занятиях, как необходимое условие процесса обучения младшего школьника.
Создание ситуации успеха на занятиях,как необходимое условие процесса обучения младшего школьника....