Пути формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Мартемьянова Елена Ивановна

Выступление на ШМО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_formirovaniya_uchebno-poznavatelnyh.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей начальных классов

«Пути формирования учебно-познавательных

компетенций обучающихся»

   Модернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. Именно с этим связано появление многих идей компетентностного подхода в образовании.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.

Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.

Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Ключевые компетенции - способности личности справляться с самыми различными задачами. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета. В современной методической печати сформулированы разнообразные ключевые компетенции, над формированием которых должен работать современный учитель.

Существует семь ключевых образовательных компетенций: 1).ценностно-смысловая, 2).общекультурная, 3).учебно-познавательная, 4).информационная, 5).коммуникативная, 6).социально-трудовая, 7).компетенция личностного самосовершенствования.

В своём докладе я остановлюсь на формировании учебно-познавательных компетенций учащихся.

Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению.

Приведу примеры формулировок учебно-познавательных компетенций в деятельностной форме:

ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;

организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;

выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

иметь опыт восприятия картины мира.

Определение содержания учебно-познавательной компетентности школьников предусматривает раскрытие сущности учебно-познавательной деятельности, при осуществлении которой собственно и проявляется данная компетентность.

Учебно-познавательную деятельность определяют как самоуправляемую деятельность учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающуюся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.

Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; обучения в глобальном информационном сообществе и другие.

Учебный процесс, целью которого является формирование учебно-познавательной компетентности, должен развиваться в рамках личностно-деятельностного подхода. Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

На уроках предлагаю учащимся учебно-познавательные задания в необычной форме, создавая различные игровые ситуации. Что в обучении, чаще всего вызывает удивление школьника, ставит его в проблемную ситуацию. Прав физик Луи де Бройль, сказавший: "Удивление - мать открытия". Вопросы и задания должны не только создать проблемную ситуацию, но и содержать в себе новизну информации, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям и красоту. Это повышает познавательный интерес к предмету.

В сочетании с постановкой проблемного вопроса, задач и заданий наиболее эффективным способом активизации познавательной деятельности является наглядность (картины, иллюстрации, схемы, таблицы, опорные конспекты и т.д.). Демонстрируя слайды, учебные фильмы и другие аудиовизуальные средства, я делаю паузу для постановки проблемных вопросов, на которые ученики должны получить ответ в ходе просмотра.

Среди педагогических технологий наиболее известна технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС).

О роли схем логических связей в обучении писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что схемы "научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок".

На уроках использую и схемы, и опорные сигналы, диаграммы, графики. Их роль очень важна, ведь в процессе обучения созерцание обычно соединено с мышлением, активизирует и концентрирует его. На уроках в начальной школе применимы игровые технологии, вызывающие огромный интерес школьников, особенно слабоуспевающих. Т.к. игры и игровые упражнения способствуют развитию и концентрации внимания и памяти, восприятия и мышления. Развивающие упражнения повышают активность учащихся, усиливают их потребности в знаниях. На своих уроках я даю учащимся такие игровые упражнения, как:

Найди лишнее слово,

Что такое? Кто такой?;

Отгадай загадку, расшифруй ребус;

Логическая цепочка;

Подбери пару;

Кроссворды, шарады.

Работа с "осколочной картинкой" и др.

Игровые технологии возможно использовать как на уроках, так и в кружковой работе.

Развитию познавательного интереса, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся способствуют и групповые технологии (работа в группах). Группы формируются по желанию учащихся, с учетом их интересов, и, желательно с разными учебными возможностями. При коллективной работе действует схема: учитель - коллектив - ученик. Эта форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную работу, способствует развитию чувства ответственности и зависимости, самокритичности.

Так же одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Тренировочные тестирования небольшого объёма я провожу регулярно в процессе изучения темы и по итогам её изучения. Тесты содержат задания не только на воспроизведение фактических знаний, но и на воспроизведение общеучебных умений и способов деятельности (заполнение таблиц, составление схем, работа с типовым планом и т.д.). Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать ВПР в форме теста.

Важно так же остановиться на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции при использовании индивидуальных - образовательных маршрутов или траекторий.

Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) - это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.

Причин для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту может быть несколько. Например:

1) В классе появляется ученица, которая, в связи с переездом родителей, поменяла УМК "Школа России" на УМК " Начальная школа 21 века". Ликвидировать проблемы в программе во время урока не было возможности.

2) В это же время в классе учился успешный ребенок, который допускал логопедические ошибки. Родители, как ни старались, не смогли помочь, логопед отказал в помощи в виду загруженности. Этому ребенку требовалась может быть небольшая, но квалифицированная помощь. На уроке заниматься индивидуально возможностей немного. Педагог, изучив литературу, начинает обучать детей по индивидуальному образовательному маршруту.

К этим двум успешным, но имеющим проблемы в обучении учащимся, затем присоединяются и менее успешные ученики.

Индивидуальный образовательный маршрут может разрабатываться

для слабого ученика, для сильного ученика.

Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много учебных дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребенка нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха.

Индивидуальный образовательный маршрут может быть  коротким и длинным.

У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев.

Обеспечивает индивидуальное обучение учитель, в обязанности которого входит:

оценка готовности ребенка к переходу на обучение по индивидуальному образовательному маршруту (диагностика ОУУН педагогическая диагностика по предметам),

выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута,

регулярные встречи с учеником (не реже одного часа в неделю),

корректировка образовательного маршрута,

контакты с родителями ученика,

подведение результатов образовательного маршрута (диагностика ОУУН, педагогическая диагностика по предметам).

Индивидуальный образовательный маршрут реализуется через различные формы организации деятельности учащихся:

- занятие в классе. При закреплении или повторении изученного детям выдаются индивидуальные задания - тренажеры, карточки. Дети работают самостоятельно, затем работа проверяется и оценивается.

-групповые занятия. У детей, обучающихся по индивидуальному маршруту, одна проблема, например: " Правописание безударных гласных в корне слова". Учитель объединяет их в одну группу и проводит для них групповое занятие.

-самостоятельное изучение материала. Эту форму организации использовать можно при обучении сильного ученика. Приведу пример: Ученица переходит с обучением УМК "Школы России" на УМК"Начальная школа 21 века". Учитель дает задание для самостоятельного изучения: "Выучи и научись применять правило "Непроизносимые согласные в корне слова". Затем педагог проверяет правило и умение применить его в упражнениях.

-домашняя самостоятельная работа. Повторив правило с учителем, ребенок получает д/з на несколько дней. В назначенное время учитель проверяет его и обязательно оценивает.

Все занятия и оценки фиксируются в журнале индивидуального - маршрута, который составляет учитель и его заполняет.

Итак, решение проблемы формирования учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе обучения является весьма сложным процессом. Внедрение в учебный процесс комплекса методик и технологий, способствует результативности. Только деятельностный характер обучения, организация самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации на уроках позволяет формировать учебно-познавательные компетенции на материале содержания учебного предмета.

И закончить хочу словами китайской мудрости:

"Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия уроков математики во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся

Разработка конспектов серии уроков на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Практико- ориентиро...

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...

Пути формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся начальных классов»

Пути формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся начальных классов»...

Пути формирования учебно-познавательной компетенции на уроках математики.

Статья о компетентностном подходе в обучении математике....

Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на уроках окружающего мира (УМК «ПНШ»)

Презентация  демонстрирует методы, приёмы и формы работы, формирующие учебно-познавательные компетенции обучающихся на уроках окружающего мира (УМК «ПНШ»)...

«Формирование ключевых образовательных компетенций обучающегося путем расширения школьной языковой среды и новых педагогических технологий»

Основные ключевые компетентности современного выпускника ( по рекомендациям ЮНЕСКО)Умение работать с числовой информациейКоммуникативные уменияВладение информационными технологиями, умение жить в инфо...