Психолого-педагогический аспект адаптации обучающихся 1 –х классов к новым условиям обучения.
статья
В данной статье отражена теория о школьной адаптации и работа школы-интерната №1 ст. Елизаветинской в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация школьников | 16.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Текст выступления на педагогическом совете
ГБОУ школы-интерната №1 ст. Елизаветинской
Тема: «Психолого-педагогический аспект адаптации обучающихся 1 –х классов к новым условиям обучения».
Учитель начальных классов
Н.А. Антошкина
31.10.2023г
Адаптацией к школе называют процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках образовательной организации и переход к систематическому школьному обучению.
Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых – родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период – сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.
В связи с введением в начальной школе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации.
Согласно ФГОС в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходах. Важно опираться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я– концепции» каждого ребенка.
С этой целью в школе применяются следующие формы адаптации первоклассников:
1) адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, физическим и интеллектуальным нагрузкам;
2) адаптация к новым социальным отношениям и связям;
3) адаптация к новым условиям познавательной деятельности.
Основным аспектом школьной адаптации является психолого-педагогическое сопровождение.
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостный и непрерывный процесс изучения личности обучающегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.
Субъектом психолого-педагогического сопровождения является первоклассник, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими обучающимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития.
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности первоклассника и его успешного обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе осуществляется силами администрации и педагогов образовательной организации, а также семьи ребенка.
В рамках этой совместной работы выделяют следующие направления деятельности:
1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьника. Диагностика проводится в течение первого года два раза – на этапе поступления (зачисления) ребенка в образовательную организацию и в середине первого класса.
В нашей школе используется диагностика Л.М. Ковалевой и Н.Н. Тарасенко, которая представлена опросником. Он состоит из 46 утверждений, анализируя которые можно определить уровень адаптации или дезадаптации школьников.
Кроме того, учитываем анамнез ребенка, изучаем отношения в семье.
2. Развивающая психологическая и педагогическая работа, которая осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задачи того или иного этапа работы.
В нашей школе каждый педагог старается создать благоприятные условия для адаптации и успешного процесса обучения.
Для нашей школы характерны такие формы взаимодействия:
Окружение вниманием, заботой и контроль. Когда дети чувствуют, что здесь их проблема не останется без внимания, тогда появляется чувство защищённости. Если есть система контроля, появляется осознание нужности, принадлежности к коллективу.
Самореализация. Каждый имеет возможность проявить себя в той или иной роли, выбирая актив класса, участвуя в классных и общешкольных мероприятиях, выбирая кружок по интересам.
Взаимодействие и сотрудничество. Ежедневный анализ и своевременный обмен информацией между всеми участниками процесса обучения.
3. Консультативная работа с педагогами и родителями проводится как психологом, так и учителями (в том числе предметниками), воспитателями. Связано данное направление с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога, родителя в связи с проблемами обучения, общения.
4. Методическая работа направлена на совершенствование содержания и методики обучения. Она осуществляется педагогами совместно с администрацией образовательной организации по результатам анализа психолого-педагогического статуса первоклассников. (работа ПМПК консилиума, МО)
5. Психокоррекционная работа ориентирована на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной работы. В коррекционном учреждении работа психолога очень важна, учитывая контингент обучающихся.
6. Организационно-консультативная работа со школьной администрацией направлена на совершенствование процесса управления учебно-воспитательным процессом, создание социальных и педагогических условий в образовательной организации, способствующих успешной адаптации. В этом направлении проводится большая работа. Для детей организована доступная среда, ежегодно обновляются пособия и оборудование, привлекаются социальные организации для сотрудничества.
Эффективная реализация основных направлений программы психолого-педагогического сопровождения первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.
Таким образом, успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, воспитателя, психолога, социального педагога, администрации и родителей.
Закончить я хочу словами Шуры Олеванцевой из кинофильма "Мачеха": "Растению, когда его пересаживают, что нужно? Время и тепло.Чтобы прижилось растение. А тут живой ребенок..."
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогическая помощь в адаптации первоклассников к обучению в школе и воспитание толерантности»
Формирование новой образовательной среды в условиях полиэтнической школы...
Справка об итогах контроля адаптации обучающихся 1-а класса к новым условиям обучения.
Адаптация - привыкание, «вписывание» человека в какую-то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем ...
Процесс адаптации первоклассников к новым условиям обучения и воспитания
Короткая статья о видах и сроках адаптации 1-классников...
Программа психолого-педагогической помощи младшим школьникам по предупреждению и преодолению трудностей в обучении, возникающих в условиях ФГОС.
Актуальность выбора курса определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у младших школьников наблюдается низкий уровень развития познавательных процессов; низкий уров...
Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания
Психологическая готовность ребёнка к школе...
обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».
Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...
Выступление "Адаптация 1-х, 5-х классов к новым условиям обучения".
Цели:1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появив...
- Мне нравится (1)