Определение уровня сформированности навыков письма в 1 классе
методическая разработка (1 класс)
В данном методическом материале предлагаю задания для оценки сформированности навыков письма в 1 классе, которая поможет оценить навыки письма первоклассника и выявить трудности письма на начальном этапе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ПИСЬМА
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
В практике учителя требуется не только оценить навыки письма , но и выявить причины трудностей письма с 1 класса. Это позволит правильно подготовить коррекционную работу, правильно организовать обучение ребенка учитывая его индивидуальные возможности.
В первом классе начинается формирование навыка письма. Для выявления трудностей в формировании навыков письма и возможных причинах проблем предлагаются следующие виды заданий:
- Диктант.
У Кати жил кот. Звали его Мурзик. Шерсть у кота гладкая. Катя любит гладить Мурзика.
- Списывание (печатный и письменный текст):
Наступила осень. Листья на деревьях стали разноцветные.
Всё чаще идёт дождь. Скоро наступит зима.
- Придумай названия к картинкам. (2 картинки)
Учитель оценивает работу и классифицирует по типу нарушений.
Типы ошибок:
- Зуко-буквенный анализ (перестановка, пропуски, вставки, недописывания, замена).
- Смешение букв поакустико-аркуляционному сходству (звонкие-глухие, свистящие-шипящие, сонорные и др.).
- Конфигурация букв ( лишние буквы, элементы, неправильное расположение, зеркальное письмо.
- Обозначение мягкости (гласными второго ряда, буквой Ь).
- Пропуск слов.
- Ограничения речевых единиц (слитное или раздельное написание слов, перенос, пропуск знаков препинания, заглавная буква в начале предложения, написание каждого предложения с новой строки).
- Аграмматизмы ( нарушение словообразования, управления, согласования, употребление предлогов).
- Орфографические ошибки.
При подсчете учитель выделяет доминирующие ошибки. Это необходимо для построения индивидуальной работы. Характер ошибок почерка позволяет выявить причины трудностей навыка письма.
Оценка нарушения почерка:
Тремор: 1 балл - нет тремора;
2 балла — тремор наблюдается к концу работы;
3 балла — тремор во всей работе.
Границы письма:
1 балл — нет нарушений;
2 балла — нестабильное нарушение (1-2 раза);
3 балла — не соблюдает поля рабочего листа
(заезжает за поля, не дописывает строку).
Нестабильность конфигурации букв:
1 балл — нет нарушений;
2 балла — непостоянное нарушение написания букв;
3 балла — устойчивое нарушение написания букв
(нет четкости и правильности написания элементов).
Нестабильная высота и ширина букв:
1 балл — нет нарушений;
2 балла — нестабильность к концу работы;
3 балла — нестабильность высоты и ширины букв.
Учитель подсчитывает баллы.
Ключ: 4 (минимум) — почерк формируется без нарушений;
8 и больше — трудности формирования навыка письма;
12 (максимум) — выраженные нарушения почерка.
Характер ошибок письма
Виды ошибок | Задания | Итог | |||
1 | 2 | 3 | |||
Ошибки звуко-буквенного анализа | |||||
перестановки | |||||
пропуски | |||||
вставки | |||||
недописывания | |||||
замена | |||||
Смешение букв по акустико-артикуляционному сходству | |||||
глухие - звонкие | |||||
свистящие-шипящие | |||||
лабиализованные | |||||
соноры | |||||
аффрикаты | |||||
Ошибки конфигурации букв | |||||
разное количество элементов | |||||
пространственное расположение элементов | |||||
зеркальное письмо | |||||
Обозначение мягкости | |||||
гласными второго ряда | |||||
буквой Ь | |||||
Пропуск слова, предлога | |||||
Ограничение речевых единиц | |||||
слитное написание слов | |||||
раздельное написание слов | |||||
неправильный перенос слов | |||||
пропуск точки | |||||
нет заглавной буквы | |||||
каждое предложение с новой строки | |||||
Аграмматизмы | |||||
словообразования | |||||
управления | |||||
согласования | |||||
употребление предлогов | |||||
Орфографические ошибки | |||||
Общий итог | |||||
Нарушение почерка | |||||
тремор | |||||
нарушения конфигурации букв | |||||
нестабильная высота и ширина букв | |||||
границы письма |
Литература:
- «Методика определения уровня сформированности навыка письма и чтения в начальных классах» Безруких М.М., Креценко О.Ю.
- «Трудности обучения в начальной школе» Безруких М.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мониторинговые тесты определения уровня сформированности общеучебных умений и навыков младших школьников"
Материал предназначен для учителей начальных классов,работающих над темой:"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников".Тесты помогают определить уровень сформированности ОУУН на этап...
статья по теме: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются подходы к диагностической работе с детьми, имеющими задержку психического развития в условиях массовой школы, а также описываются результаты диагностической работы по исследов...
Интегративный подход в исследовании уровня сформированности навыка письма под диктовку у обучающихся вторых классов с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается реализация интегративного подхода в исследовании уровня сформированности навыка письма под диктовку учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи III уровня....
Методики для определения уровня сформированности УУД
Применяемые методики для определения уровня сформированности УУД в начальной школе...
АНКЕТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД
Отслеживание диагностики УУД обучающихся 1 класса...
Статья на тему "Методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости."
В статье приведены методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости....
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о животных и растениях в 3 классе.
Определение характерных особенностей представителей животного мира и растительного мира....