Определение уровня сформированности навыков письма в 1 классе
методическая разработка (1 класс)

В данном методическом материале предлагаю задания для оценки сформированности навыков письма в 1 классе, которая поможет оценить навыки письма первоклассника и выявить трудности письма на начальном этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ  УРОВНЯ  СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ПИСЬМА  

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

        В практике учителя требуется не только оценить навыки письма , но и выявить причины трудностей письма с 1 класса. Это позволит правильно подготовить коррекционную работу, правильно организовать обучение ребенка учитывая его индивидуальные возможности.

        В первом классе начинается формирование навыка письма. Для выявления трудностей в формировании навыков письма и возможных причинах проблем предлагаются следующие виды заданий:

  1. Диктант.

У Кати жил кот. Звали его Мурзик. Шерсть у кота гладкая. Катя любит гладить Мурзика.

  1. Списывание (печатный и письменный текст):

Наступила осень. Листья на деревьях стали разноцветные.

Всё чаще идёт дождь. Скоро наступит зима.

  1. Придумай названия к картинкам. (2 картинки)

Учитель оценивает работу и классифицирует по типу нарушений.

Типы ошибок:

  • Зуко-буквенный анализ (перестановка, пропуски, вставки, недописывания, замена).
  • Смешение букв поакустико-аркуляционному сходству (звонкие-глухие, свистящие-шипящие, сонорные и др.).
  • Конфигурация букв ( лишние буквы, элементы, неправильное расположение, зеркальное письмо.
  • Обозначение мягкости (гласными второго ряда, буквой Ь).
  • Пропуск слов.
  • Ограничения речевых единиц (слитное или раздельное написание слов, перенос, пропуск знаков препинания, заглавная буква в начале предложения, написание каждого предложения с новой строки).
  • Аграмматизмы ( нарушение словообразования, управления, согласования, употребление предлогов).
  • Орфографические ошибки.

При подсчете учитель выделяет доминирующие ошибки. Это необходимо для построения индивидуальной работы. Характер ошибок почерка позволяет выявить причины трудностей навыка письма.

Оценка нарушения почерка:

Тремор: 1 балл - нет тремора;

               2 балла — тремор наблюдается к концу работы;

               3 балла — тремор во всей работе.

Границы письма:

               1 балл — нет нарушений;

                           

                          2 балла — нестабильное нарушение (1-2 раза);

                          3 балла — не соблюдает поля рабочего листа

                                           (заезжает за поля, не дописывает строку).

          Нестабильность конфигурации букв:

                        1 балл — нет нарушений;

                        2 балла — непостоянное нарушение написания букв;

                        3 балла — устойчивое нарушение написания букв

                                         (нет четкости и правильности написания элементов).

        Нестабильная высота и ширина букв:

                       1 балл — нет нарушений;

                       2 балла — нестабильность к концу работы;

                       3 балла — нестабильность высоты и ширины букв.

Учитель подсчитывает баллы.

           Ключ: 4 (минимум) — почерк формируется без нарушений;

                       8 и больше — трудности формирования навыка письма;

                       12 (максимум) — выраженные нарушения почерка.

Характер ошибок письма

Виды ошибок

Задания

Итог

1

2

3

Ошибки звуко-буквенного анализа

перестановки

пропуски

вставки

недописывания

замена

Смешение букв по акустико-артикуляционному сходству

глухие - звонкие

свистящие-шипящие

лабиализованные

соноры

аффрикаты

Ошибки конфигурации букв

разное количество элементов

пространственное расположение элементов

зеркальное письмо

Обозначение мягкости

гласными второго ряда

буквой Ь

Пропуск слова, предлога

Ограничение речевых единиц

слитное написание слов

раздельное написание слов

неправильный перенос слов

пропуск точки

нет заглавной буквы

каждое предложение с новой строки

Аграмматизмы

словообразования

управления

согласования

употребление предлогов

Орфографические ошибки

Общий итог

Нарушение почерка

тремор

нарушения конфигурации букв

нестабильная высота и ширина букв

границы письма

                     

                           

                   

Литература:

  1. «Методика определения уровня сформированности навыка письма и чтения в начальных классах» Безруких М.М., Креценко О.Ю.
  2. «Трудности обучения в начальной школе» Безруких М.М.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мониторинговые тесты определения уровня сформированности общеучебных умений и навыков младших школьников"

Материал предназначен для учителей начальных классов,работающих над темой:"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников".Тесты помогают определить уровень сформированности ОУУН на этап...

статья по теме: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются подходы к диагностической работе с детьми, имеющими задержку психического развития в условиях массовой школы, а также описываются результаты диагностической работы по исследов...

Интегративный подход в исследовании уровня сформированности навыка письма под диктовку у обучающихся вторых классов с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается реализация интегративного подхода в исследовании уровня сформированности навыка письма под диктовку учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи III уровня....

Методики для определения уровня сформированности УУД

Применяемые методики для определения уровня сформированности УУД в начальной школе...

АНКЕТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД

Отслеживание диагностики УУД обучающихся 1 класса...

Статья на тему "Методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости."

В статье приведены методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости....

Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о животных и растениях в 3 классе.

Определение характерных особенностей представителей животного мира и растительного мира....