«Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности обучащихся»
статья

Игнатьева Елена Семеновна

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Якушкинская СОШ»

«Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся»

Подготовила:

Игнатьева Е.С.

учитель начальных классов

«Надо предпочесть того учителя,

который идёт новыми путями.

Каждое слово его, каждый поступок его

несёт на себе печать незабываемой новизны.

Это отличие создаёт зовущую мощь».

Н.К. Рерих «Живая этика».

Меняется время, меняется человек. В современных условиях развития общества происходят очевидные изменения, связанные с изменением роли информации в обществе и всех сферах человеческой деятельности. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.

Можно с уверенностью говорить, что информатизация охватила все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование. Всё это послужило причиной возникновения опыта «Использование мультимедийных средств в учебно - воспитательном процессе как фактор развития мотивации обучения и воспитания младших школьников».

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Работая учителем девятнадцать лет, мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами.

Актуальность опыта

Двадцать первый век стремительно вошёл в нашу жизнь вместе с новыми технологиями. За последнее время сильно изменилась техническая база российских школ. Правительство высоко оценивает результаты реализации нацпроекта в области образования, в частности, оснащение школ компьютерами и подключение их к Интернету.

Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются программные средства учебного назначения, которые могут быть использованы в обучении учащихся различным школьным предметам. Назрела насущная необходимость вовлечения компьютера в массовое образование.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей опыта является идея учения без принуждения на основе сотрудничества. Ребенок перестает быть только объектом процесса обучения, но принимает на себя и роль субъекта этого процесса. Весь учебный процесс происходит при полном осознании ребенком и его непосредственном активном участии, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Степень новизны опыта в изучении информационных технологий для поддержания положительной учебной мотивации и использовании мультимедийных средств в учебно-воспитательном процессе.

Работая продолжительное время в школе, постоянно задаю себе вопросы:

- Как изучение нового материала (этап урока) сделать интересным и захватывающим для детей?

- Как сделать активным участником учебного процесса каждого ребенка?

- Как не допустить перегрузки детей, не смотря на большой объем знаний?

- Как максимально развить способности каждого ребенка?

- Как добиваться максимального усвоения знаний на уроке?

Поиск эффективных методик привел меня к информационно- коммуникационным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Современные ИКТ открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Для того чтобы учить младших школьников, одного желания мало. Прежде чем начать применять на своих уроках ИКТ, мне пришлось овладеть рядом умений:

  • техническими, т. е умениями, необходимыми для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
  • методическими, т.е. умениями, необходимыми для грамотного построения урока и обучения младших школьников;
  • технологическими, т.е. умениями, необходимыми для разумного использования средств ИКТ обучению на разных уроках, проводимых в начальной школе.

Длительность работы над опытом.

Лично я прошла долгий путь в поисках новой формы и методики преподавания в младших классах с применением ИКТ. В 2006 году освоив персональный компьютер и Интернет-ресурсы, поняла, что могу строить учебно-воспитательный процесс по-новому. На уроках катастрофически не хватало наглядно-иллюстративного и музыкального материала. Но как это делать грамотно и качественно не знала. Пришлось начинать со своего образования: посещала курсы, перевернула горы методической литературы, искала статьи и демонстрационный материал в Интернете, знакомилась с коллегами из разных уголков страны, одержимыми идеями внедрить ИКТ в учебно-воспитательный процесс, вступила в Интернет-сообщества учителей: «Сеть творческих учителей», «Интернет-педсовет», «Начальная школа».

Постановка цели и задач опыта.

К.Д.Ушинский писал, что ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом. Но чтобы была достигнута цель образования, чтобы образование состоялось, учитель должен не только руководить, но и увлечь детей, вести их за собой.

Данный факт помогает мне проектировать учебно-воспитательный процесс для достижения целей образования и целей работы по выбранному направлению.

Цель: Создать условия, способствующие максимальному развитию способностей учащихся и достижению нового результата обучения посредством применения ИКТ в образовательной и воспитательной деятельности.

Задачи:

  • создать и организовать условия образовательной среды класса посредством ресурсов ИКТ;
  • развивать компетентности учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира (социальная, коммуникационная, технологическая и др. компетентности);
  • использовать в организации уроков и внеклассных мероприятий функционально-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование и развитие мотивации обучения и воспитания младших школьников;
  • развивать навыки рефлексии и самооценки школьников с применением ресурсов ИКТ;
  • вовлекать родителей в процесс непрерывного обучения ребёнка и совместную деятельность (в том числе проектно-исследовательскую);
  • создать условия для организации портфолио каждым учеником класса.

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

  • Создание опорных конспектов;
  • Создание схем или таблиц;
  • Развитие интеллекта и творческих способностей;
  • Обеспечение реализации принципа наглядности;
  • Проведение интегрированных уроков;
  • Повышение интереса к обучению;
  • Рациональное использование времени на уроках;
  • Способствует объединению традиционных форм обучения с нетрадиционными.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: усилить образовательные эффекты;

- повысить качество усвоения материала;

- построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;

- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

- организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Что дают такие уроки учащимся?

  • С удовольствием посещать предмет.
  • За счёт повышенного интереса, существенно повышать качество знаний.
  • При помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже самый трудный материал.
  • Поступательно овладевать умением связно пересказывать тексты.
  • Желание учиться ради познания, а не ради оценки.
  • Анализировать, сопоставлять события, действия, строить свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний.

Что дают такие уроки учителю?

  • Более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную, тему.
  • Использовать разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмко использовать обычным путём.
  • Повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету.
  • Подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу, на практике используя свои знания и умения.

Внедрение ИКТ осуществляю по следующим направлениям:

  1. использую готовые обучающие платформа Учи.ру
  2. электронные приложения к учебникам Школа России
  3. работаю с ресурсами Интернет;
  4. создаю презентации к урокам;
  5. использую мультимедийные курсы для учащихся начальной школы.

В организации учебно-воспитательной работы использую ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация для проведения и разработки уроков и внеклассных мероприятий на различные темы. Интернет дает большие возможности для общения с учениками и их родителями: электронная почта, гостевая книга на сайте школы, электронный журнал, форумы.

В ежедневной работе приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным об учениках класса, родителях, занятости учащихся во внеурочное время и т.д. Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино, использую Microsoft Excel.

Вношу все необходимые данные об учениках и их родителях в таблицу и по необходимости составляю различные отчеты.

Выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков, сдача и проверка дневников, мониторинг успеваемости по полугодиям и за год формирую с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. В своей работе пользуюсь различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты формирую с помощью электронных таблиц Microsoft Excel, которые позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. Такие наглядные результаты анкетирования интересны не только учащимся, но и родителям.

В этом учебном году в работу школы введен электронный журнал, что позволяет учителю вести учет успеваемости в интернете и выдавать родителям доступ к нему. Электронный журнал дает возможность родителям всегда быть в курсе школьных событий и следить за успеваемостью и посещаемостью своего ребенка, развивает чувство ответственности у ребенка перед родителями за свою успеваемость и поведение в школе.

И, наконец, презентации Microsoft Power Point. Презентации Microsoft Power Point - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.

Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

- Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;

- С помощью доски и мела затруднительно объяснять работу с различными инструментами;

- Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.

Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор учащихся;
  • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Считаю, что в создании мультимедийных приложений очень важно придерживаться определённых правил:

  • Гармонично сочетать цветовые гаммы;
  • Тщательно подбирать наглядно-иллюстративный материал (он должен быть хорошего качества);
  • Тщательно продумывать алгоритм смены слайдов;
  • Использовать минимум анимации;
  • Использовать слайдовый показ в соответствии с темой урока;
  • Придерживаться регламента демонстрации слайдов во времени (10-15минут в зависимости от урока).
  • Мультимедийное приложение не должно заменять работу с учебником, умение работать самостоятельно в тетради, с карточками, у доски…

Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Вот примеры применения мультимедиа на некоторых уроках:

Математика. На этих уроках при помощи компьютера решаю проблему дефицита подвижной наглядности, когда мои ученики на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью Power Point.

- технология

- основы безопасности жизнедеятельности

Моих учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу и сами осваивают компьютерные программы.

Разрабатываю и использую в работе электронные презентации, дидактические и методические материалы для уроков окружающего мира, русского языка, литературного чтения, математики, изобразительного искусства, технологии и внеклассных мероприятий.

Использую различные презентации к урокам:

Русский язык.Математика.

Литературное чтение.Окружающий мир.Изобразительное искусство. Воспитательная работа.

Считаю, что преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках у учителя есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого учащегося. Это достигается делением класса на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий для каждой подгруппы.

Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу, так например, на уроках русского языка во время проведения орфографической минутки, использую презентации, тренажеры со словарными словами, зрительные словарные диктанты. Например, на уроке развития речи в 3 классе в начале учебного года по теме «Повторение пройденного во 2 классе» использовала презентацию по теме «Осень». С целью подготовки детей к написанию мини-сочинения сначала были выбраны словарные слова, затем составлены словосочетания и предложения, которые в последствии переросли в текст об осени. Таким образом, при использовании мультимедиа презентаций на уроках русского языка повышается творческая активность, учащиеся максимально быстро выполняют преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Не обладающие красивым подчерком и достаточным уровнем грамотности дети довольны, что их «компьютерное» сочинение выглядит просто великолепно. Попутно, на занятиях кружка «В мире информатики» ученики развивают умения набирать и редактировать текст, пользоваться различными шрифтами, учатся оформлять работу графическими элементами. У ребят при этом активизируется мыслительная деятельность, удовлетворяются их познавательные потребности.

Как показала практика, применение ИКТ во внеклассной работе настоящая находка: музыкальные сценарии, тематические классные часы, игры, развлечения, родительские собрания.

На родительских собраниях рекомендую родителям контролировать время и игры, в которые дети играют, и предложить учащимся обучающие и развивающие игры.

Результаты уроков с ИКТ превысили наши ожидания. Ребята с желанием идут на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать меня своими знаниями.

Все больше учащихся класса вовлекаются проектной и исследовательской деятельностью, отражающей интересы учеников по предметам и во внеклассной работе.

Повышение мотивации к обучению, показателем которого является процент качества знаний по предметам и уровень работ учащихся.

Используя знаменитое выражение, могу сказать, что ИКТ это та «удочка», с помощью которой «можно ловить рыбу», то есть получать желаемый результат. В конечном итоге это приведет к тому, что «почему, зачем и как» учителя и ученика максимально близко подойдут друг к другу и, как результат их совместной деятельности, будет получен компетентный ученик и компетентный учитель.

Вывод.

  • использование мультимедийных средств открывает новые возможности для совершенствования учебно - воспитательного процесса,
  • активизирует познавательную деятельность учеников;
  • позволяет организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.
  • способствует привлечению учащихся к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах.

.

Библиографический список:

  1. Баранова Е.В., Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. “Анатолия”, 2003.
  2. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7.
  3. Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7.
  4. Губайдуллин И. А., ilshat2007@yandex
  5. Intel “Обучение для будущего”(при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 3-е изд. испр. – М. : Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2004.
  6. Крук Л. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. festival.1september
  7. Малышев Ю.П., Русак Е.И. Отдел образования Кировского района Санкт-Петербурга «Математика и русский язык в начальной школе с помощью компьютерных технологий: опыт массового применения»

Федеральные образовательные порталы:

  • edu – «Российское образование» Федеральный портал»;
  • en. еdu – «Естесвенно – научный образовательный портал». Содержит ссылки на ресурсы по естественно – научным дисциплинам;
  • school – collection. edu – Единая коллекция ЦОРов. Коллекция включает в себя разнообразные ЦОРы, методические материалы, тематические коллекции, программные средства, для поддержки учебной деятельности.
  • /://inf.1september./ - сайт издательский дом «Первое сентября». Предметы школьной программы – электронная версия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных средств обучения на уроках в начальной школе.

Возможности использованияИКТ в начальной школе....

Презентация к докладу на областной научно-практической конференции "Использование документ-камеры как средство обучения на уроках в начальной школе".

Презентация содержит материал по  использованию документ-камеры в различных видах работы в учебной и внеурочной деятельности....

Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

В современном российском образовании особое внимание уделяется применению мультимедийных средств обучения как к одному из видов наглядности. Наглядность предлагаемого материала повышает уровень овладе...

Использование мультимедийных средств обучения в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

Использование мультимедийных средств обучения  в начальной школе  как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся...

«Использование технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету»

laquo;Использование технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету»...

Педагогический опыт по теме: Использование квест-технологий на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования обучающихся

В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому при  выборе  эффективных форм  взаимодействия   с детьми,  я отталкиваюсь в первую очередь...