Развитие умственного действия обобщения у младших школьников
статья

Рогова Эльвира Махмудовна

Материал предназначен для студентов, обучающихся по профилю: психология и педагогика начального образования и учителей начальных классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обобщение85.02 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие умственного действия обобщения

у младших школьников

Мыслительная операция обобщения заключается в выделении важных признаков объектов, их свойств и отношений. Процесс обобщения и результат обобщения являются разными понятиями. Результат фиксируется в понятиях, суждениях, правилах. В зависимости от организации процесса обобщения его разделяют на два типа - теоретическое и эмпирическое.

В начальной школе на уроках математики чаще применяют эмпирический тип обобщения, при котором обобщение знания является результатом индуктивных рассуждений. Это обусловлено тем, что в основе эмпирического обобщения лежит действие сравнения, что для младших школьников наиболее доступно. Теоретическое же обобщение осуществляется путем анализа данных об объекте или явлении с целью вычленения существенных внутренних связей. Эти связи фиксируются абстрактно (с помощью слова, знаков, схем) и становятся тем фундаментом, на котором выполняются конкретные действия.

Необходимое условие формирования у младших школьников способности к данному типу обобщения - нацеленность обучения на развитие общих способов деятельности. Помимо эмпирического и теоретического типа обобщений в начальном курсе математики имеют место обобщения-соглашения. Примерами таких обобщений являются правила умножения на 1 и на 0, справедливые для любого числа. Их обычно сопровождают пояснениями: «в математике договорились», «в математике принято считать».

В нашей стране широкое распространение получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, предложенная П. Я. Гальпериным. Он говорил о существовании поэтапного формирования мышления. В своих работах Гальперин выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие успешный перевод внешних действий во внутренние.

Гальперин считал, что развитие мышления на ранних этапах непосредственно связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами. Однако перевод внешних действий во внутренние с превращением их в определенные мыслительные операции происходит не сразу, а поэтапно. По мнению Гальперина, высшие интеллектуальные действия и операции не могут складываться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, а те опираются на предшествующие им способы выполнения данного действия, и в конечном итоге все действия в основе своей опираются на наглядно-действенные способы.

Процесс формирования умственных действий в соответствии с концепцией Гальперина имеет следующие этапы (см. Таблица 1) [2].

Таблица 1 - Этапы формирования умственных действий

Этап

Характеристика этапа

Первый этап

Формирование ориентировочной основы будущего действия. Основной функцией данного этапа является ознакомление на практике с составом будущего действия, а также с требованиями, которым в конечном итоге это действие должно соответствовать.

Второй этап

Формирование умственного действия связан с его практическим освоением, которое осуществляется с использованием предметов

Третий этап

Продолжение освоения заданного действия, но уже без опоры па реальные предметы. На данном этапе происходит перенесение действия из внешнего, наглядно-образного плана во внутренний план. Главной особенностью данного этапа является использование внешней (громкой) речи в качестве заменителя манипулирования реальными предметами. Гальперин считал, что перенос действия в речевой план означает, прежде всего, речевое выполнение определенного предметного действия, а не его озвучивание.

Четвертый этап

На данном этапе освоения умственного действия происходит отказ от внешней речи. Осуществляется перенос внешнеречевого выполнения действия целиком во внутреннюю речь. Конкретное действие выполняется «про себя».

Пятый этап

Выполняется полностью во внутреннем плане, с соответствующими сокращениями и преобразованиями, с последующим уходом выполнения данного действия из сферы сознания (т. е. постоянного контроля над его выполнением) в сферу интеллектуальных умений и навыков.

Проблемой развития и формирования мышления занимались и другие известные отечественные ученые. Так, огромный вклад в изучение данной проблемы внес Л. С. Выготский, который совместно с Л. С. Сахаровым исследовал проблему формирования понятий.

Анализ исследований и методических разработок позволяет выявить три стации процесса формирования обобщения (см. Рисунок 1) [5].

Рисунок 1. Стадии процесса формирования обобщения

Для того, чтобы процесс формирования мыслительной операции обобщения проходил эффективно, необходимо соблюдение определенных условий (см. Рисунок 2).

Рисунок 2. Основные условия формирования обобщений [3, 5]

Понимание процесса обобщения, изложенного выше, позволяет определенным образом наметить соотношение между восприятием, представлением и понятием. Исходным материалом для всех ступеней обобщения служат единичные, чувственно воспринимаемые предметы и явления окружающего нас мира. В процессе преподавания детей специально учат целенаправленно наблюдать за этим многообразием предметов и явлений, а также в словесной форме описывать результаты наблюдений.

Таким образом, при формировании процесса обобщения необходимо, чтобы учащиеся четко различали основное от второстепенного, существенное от внешней формы его проявления, действительно общие элементы от случайных и отделимых.

Также следует отметить, что для формирования обобщения у детей младшего школьного возрастания, находящихся на эмпирическом уровне развития обобщения, необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. Их мыслительная деятельность протекает на наглядном, конкретном материале; при формировании правильных обобщений необходимо учитывать ряд условий, представленных на (см. Рисунок 3).

Рисунок 3. Условия формирования обобщения с учетом возрастных особенностей младших школьников

П.С. Тропникова в своей статье отмечает, что формирование у учащихся начальной школы умения обобщать, происходит в процессе применения учителем специальных приёмов обучения, которые позволяют ученику усвоить определенную последовательность операций. Средством раскрытия приёмов являются задания и задачи [7].

Приёмы обучения должны строиться на этапности.

Сначала необходимо познакомить, показать и объяснить сущность и значимость результата применения каждого приема индивидуально. Затем помогаем ученику выбрать форму фиксации обобщения и усвоить последовательность её заполнения, потом «отпускаем» ситуацию и даём ребёнку действовать самостоятельно в указанных рамках (форма, последовательность), и, наконец, творческий этап – ученик сам придумывает, как он будет обобщать материал.

Процесс обобщения информации требует овладения способами её фиксации. Наиболее подходящими для младших школьников, на наш взгляд, являются кластер, таблица, опорный конспект, синквейн.

Данные формы доступны для освоения в начальной школе, наглядно представляют материал в определённой логике, понятной ребёнку, дают возможность достаточно легко снять – «прочитать» – информацию.

Выбор форм определяется как спецификой учебного материала, знания и умения по которому обобщаются, так и умениями, которыми уже овладели ученики (например, заполнять пропуски в предложениях или самостоятельно их формулировать, заполнять готовые таблицы или самостоятельно их составлять, выбирая критерии и параметры обобщения).

В статье автор приводит примеры, повышающие, эффективность формирования у младших школьников умения обобщать информацию – то есть производить цепочку вспомогательных действий и фиксировать материал в заданную форму [7].

1. Кластер. Данное понятие (пер. с англ.) рассматривается нами как «гроздь, пучок». Суть приёма – представление данной информации в графической и вербальной форме. В центре фиксируется ключевое понятие [4]. Его определят учитель. Ученики подбирают и фиксируют слова или картинки, поясняющие его. Объясняют смысл взаимосвязи, устанавливают стрелки, показывающие её.

2. Таблицы. Их применение целесообразно при тематическом повторении, поскольку в них сжато и наглядно представлена вся необходимая информация. При составлении таблицы педагог сообщает обучающимся названия граф (раздела) таблицы. Обучающиеся в соответствии с разделом таблицы заполняют её необходимой информацией [6].

При неоднократном выполнении соответствующего алгоритма и заполнения нескольких таблиц название граф можно доверить обучающимся.

3. Опорный конспект. Опорный конспект представляет собой логическую схему изложения учебного материала, выполненную в виде отельных фраз, поясняющих рисунков, дат, формул и др. Опорный конспект позволяет обобщить материал уже при первом знакомстве с ним.

При подготовке первого занятия с использованием опорного конспекта педагогу необходимо самостоятельно составить его по изучаемому тексту и продемонстрировать связь между ними. Необходимо пояснить значения каждого символа опорного конспекта. В противном случае у обучающихся могут сложится ложные аналогии и ассоциации.

Далее следует повторение учениками вслух частей конспекта, правил, схем (обучение правильной речи). При постоянном использовании данного метода обобщения происходить обучение младших школьников построению собственных опорных схем, алгоритмов при повторении и систематизации изученного материала.

4. Синквейн. Данная форма представляет собой творческая работа, имеющая короткую форму стихотворения и требующее синтеза информации и материала в коротких выражениях.

Cинквейн состоит из пяти нерифмованных строк, структура построения которых отражена (см. Таблица 2).

Таблица 2 - Структура синквейна

        В процессе выполнения данной работы, учащиеся пересматривают свои знания и систематизируют их. Каждому ученику дается 3—5 мин, чтобы написать синквейн. Затем его можно обсудить в парах или группах, после чего можно ознакомить с синквейнами класс. Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.

В заключение следует отметить, что применение предложенных форм при освоении младшими школьниками содержания предмета «Математика», а также и других предметов школьной программы послужит основой для формирования у них умения обобщать и фиксировать информацию, усваивая её.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286
  2. Гальперин Петр Яковлевич Опыт изучения формирования умственных действий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. №4.
  3. Менчинская Н.А. // Проблема умения и умственного развития школьника // М., Педагогика, 1989.
  4. Москаленко О.В. Потенциал некоторых психодидактических приёмов в преподавании учебных дисциплин [Электронный ресурс]: Издательство: Научно-исследовательский институт школьных технологий (Москва) Номер: 4 (56)Год: 2015 С. 280-288
  5. Основы дидактики под редакцией Есипова Б. П.//М., Просвещение, 1967.
  6. Смирнова О.М. Формирование умения работать с информацией у младших школьников в условиях дифференциации по предмету «окружающий мир» // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
  7. Тропникова П.С. Формирование у младших школьников умения обобщать информацию при изучении предмета «Окружающий мир» // Устойчивое развитие науки и образования. 2020. № 2 (41). С. 83-89.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство активизации умственной и речевой деятельности младших школьников.

Данная  статья представляет собой опыт работы по использованию игровых технологий в ввоспитательной работе школы-интерната.В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резк...

Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках и внеурочных занятиях при вовлечении и содействии родителей в данном процессе (Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов)

Развитая речь - это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли,...

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ".

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ"....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Несмотря на многие дискуссионные проблемы, наука (генетика, физиология, психологи, социология) и реальная практика обучения многократно доказали наличие индивидуальных различий не...

Игра как средство умственного и нравственного воспитания младших школьников

Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей. Они должны привыкнуть к условиям новой жизни: коллективу, требованиям и обязанностям. Основу функционирования воспитательной си...

ТВОРЧЕСКИЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В данной статье даётся информация о некоторых игровых формах работы с младшими школьниками, которые можно использовать на разных этапах урока английского языка или на внеурочных занятиях. Описанные иг...