Планируем, создаем и реализуем образовательные проекты вместе с семьей
учебно-методический материал
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, время, когда интенсивно проходит процесс развития личности. Вместе с тем, это и период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_planiruem_sozdaem_i_realizuem.docx | 33.82 КБ |
Презентация | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»
Первомайского района
Тамбовской области
Доклад на тему:
«Планируем, создаем и реализуем
образовательные проекты вместе с семьей»
представлен
на районном методическом объединении педагогов ДОУ
секция воспитателей дошкольных учреждений
Подготовила:
старший воспитатель
высшей квалификационной категории
Калгушкина М.Ю.
п.Первомайский
2022г.
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, время, когда интенсивно проходит процесс развития личности. Вместе с тем, это и период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов.
Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Воспитательная функция семьи в современной социокультурной ситуации снижается. Родители заняты повседневными житейскими заботами и не имеют свободного времени для занятий с детьми дома. Многие родители перекладывают воспитание своего ребенка на дошкольное образовательное учреждение, воспринимая дошкольный период, как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, а дома передоверяют ребенка телевизору или компьютеру.
Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Необходимо менять позицию родителей с пассивного потребителя образовательных услуг на активного помощника, настоящего друга и авторитетного наставника своего ребенка. Сложившуюся ситуацию можно разрешить за счет вовлечения семьи в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения.
К сожалению, до сих пор в педагогической среде используются такие костные понятия, как «работать с родителями», «провести разъяснительную и просветительную работу среди родителей». Мы хотим идти в ногу со временем, уходим от старых стереотипов и стремимся выстроить партнерские взаимоотношения с семьей, где каждый субъект образовательного процесса будет иметь равные права и обязанности.
В современном дошкольном образовательном учреждении используются всё новые формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Широкое распространение сейчас получают интерактивные формы работы с родителями. Для вовлечения родителей в образовательный процесс нашего детского сада мы решили использовать проектную деятельность.
Метод проектов возник достаточно недавно. Его называли также методом проблем, и он привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века.
Метод проекта - это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом. На современном этапе проект - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Таким образом, метод проектов - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это один из интерактивных методов современного обучения.
На сегодняшний день существующие методические разработки по организации проектной деятельности ориентированы, прежде всего, на педагогов, а родителям отводится роль наблюдателей, хотя они, по нашему мнению, должны быть полноправными участниками образовательного процесса. Широко используемые формы работы с родителями (собрания, конференции, консультации, беседы) часто не обеспечивают главного – совместной деятельности родителей, детей и педагогов.
Активное включение воспитанников и их родителей в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новое, не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку, родителю сегодня, в проблемах реальной жизни.
Педагог вовлекает родителей в работу над проектом на любом его этапе.
Целью нашей работы стало изучение возможностей метода проектов в вовлечении родителей в образовательную деятельность.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи.
1. Изучить возможности проектной деятельности.
2. Организовать работу по созданию и реализации образовательных проектов совместно с семьёй.
3. Проанализировать степень вовлеченности родителей в образовательную деятельность.
Работа по вовлечению родителей в образовательную деятельность мы осуществляем поэтапно:
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический;
3 этап – итоговый.
1 этап – подготовительный.
Целью первого (подготовительного) этапа стало изучение семей. Был составлен социальный паспорт групп, проанализирован уровень образования родителей, их социальный статус, материальная обеспеченность, занятость, степень участия в жизни группы и детского сада.
Анализируя семьи воспитанников, мы условно разделили их на три группы.
Первая группа - родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день (некоторые из них не нормированный рабочий день). Этим родителям детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготавливают вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подбирают фотографии на выставку, в удобное для них время принимают участие в заранее объявленных мероприятиях.
Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа - это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача педагога - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу мы стараемся опираться в подготовке различных мероприятий как с детьми, так и с родителями.
Для того, чтобы ребенок полноценно развивался, необходимо построение системы партнерских отношений и целенаправленное сотрудничество с семьями воспитанников.
2 этап – практический.
Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность его участников в течение определенного отрезка времени. Эта форма работы подводит родителей к пониманию того, что совместные усилия необходимы, прежде всего, детям для их полноценного, гармоничного развития.
Взаимодействие в процессе реализации образовательных проектов совместно с семьями наших воспитанников мы строим на следующих принципах:
- психологической комфортности, т.е. создания доброжелательной атмосферы в общении с родителями, учет потребностей каждой семьи, социально-психологических характеристик и тех ограничений, которые имеются;
- деятельности – построение ответственных взаимоотношений педагогов с семьей, поддержка социальной активности родителей во взаимодействии с педагогами детского сада, участие родителей в управленческой и образовательной деятельности;
- ценности – понимание неразделимости семейного и общественного воспитания, создания условий для взаимопонимания между семьей и детским садом;
- вариативности – предоставление родителям выбора содержания, форм участия и степени включенности в образовательный процесс;
- непрерывности - обеспечение преемственности в содержании и тактических действиях общественного и семейного института воспитания;
- творчества – открытость педагогов для семьи, ориентация педагогов на творческий подход к процессу взаимодействия с родителями;
- непрерывности образования и самообразования взрослых.
3 этап – итоговый.
✔ оценка этапов реализации проекта;
✔ обобщение материалов проекта;
✔ подведение итогов (итоги проекта должны совпадать с задачами и быть зафиксированы на всех этапах проектной деятельности и представлены в презентации для родителей);
✔ защита проекта (презентация реализованного проекта родителям).
В своей работе по реализации проектной деятельности педагоги используют следующие приемы и методы взаимодействия с родителями:
1. Родительское собрание, на котором можно обсудить:
⮚ вид проекта (исследовательский, творческий);
⮚ его цель и задачи;
⮚ его актуальность для всех участников;
⮚ на какой промежуток времени проект рассчитан (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный);
⮚ какой будет продукт (он должен быть практически значим, реально ощутим для всех участников проекта и презентован в конце его реализации);
⮚ какие ресурсы будут использованы:
- информационные: устные, письменные сообщения, интернет, мессенджеры, выставки, музеи и др.;
- человеческие: участники проекта, команда проекта;
- финансовые: расходные материалы, используемые в работе, дидактические материалы, методическая литература и пр.;
- материально – технические: компьютер, проектор, принтер, фотоаппарат, видеокамера, игры, игрушки, костюмы и т. д.).
2. Для выявления актуальности проекта можно использовать опросы, анкетирование.
3. Для повышения образовательного уровня родителей можно подготовить:
✔ буклеты,
✔ тематические папки – передвижки,
✔ встречи, собрания, «круглые столы»,
✔ индивидуальные рекомендации,
✔ групповые консультации.
4. ИКТ – технологии:
- Использование сети интернет (ссылки родителям на полезные сайты).
Это интерактивные игры, сайт ДОУ, сайты для участия в конкурсах, олимпиадах.
- Создание презентаций, грамот, благодарностей (PowerPoint и др. приложения), обучающих видео для родителей.
- Кроме того, для оперативной обратной связи можно использовать мессенджеры (WhatsApp и др.), где будет удобно общаться посредством письменных или голосовых сообщений, рассылок, работы в группе и т.д.).
Эффективность проектной деятельности зависит не только от формы и содержания, но и от рационального способа организации детей и взрослых. Взрослый может быть в проекте партнером, ассистентом педагога, помощником.
На некоторых проектах хочется остановиться поподробнее.
В подготовительной к школе группе с детьми и родителями был реализован мини – проект «Скоро в школу», использовались перечисленные формы и методы работы с родителями.
Результаты проекта:
⮚ Вызван интерес и положительное отношение к учебе у детей 6-7 лет (дети приняли участие в олимпиадах для дошкольников «Наше наследие» и «Умники и умницы», в викторине «Школа»);
⮚ Сформированы осознанная мотивация к учёбе, позиция «будущего школьника», адекватная самооценка, положительное эмоциональное отношение к школе, дружелюбие, уважение друг к другу и взрослым, наблюдательность, любознательность, мыслительные операции;
⮚ Обогащена РППС для ознакомления дошкольников со школой, создана методическая копилка (собрана коллекция развивающих игр школьной тематики, подобраны иллюстрации и папки – передвижки для информационного стенда «Готовим будущего первоклассника»);
⮚ Родители заинтересованы данной темой:
Для них были подготовлены методические материалы:
✔ Консультация «Готовность к школе»
✔ Презентация «Дидактические игры по коммуникативному развитию дошкольников»
✔ Буклет «Развивающие игры в обучении дошкольников»
Благодаря реализации мини – проекта «Скоро в школу» команда проекта сплотилась, родители повысили образовательный уровень по теме, дети ушли в школу психологически подготовленными.
С целью установления доброжелательных отношений с родителями и укрепления здоровья участников образовательных отношений был реализован проект «Лыжник». Основными задачами данного проекта стали: расширение знаний родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей; повышение компетентности родителей в области подбора лыжного инвентаря, ухода за ним. Данный проект плавно перешел в разряд «Клуба выходного дня», т.к. все участники были настолько вовлечены в этот процесс, что на протяжении всего зимнего периода готовили и воплощали совместные мероприятия в рамках проектной деятельности.
Познавательно-исследовательский проект «Удивительные свойства снега и льда» возник по задумке ребенка и его мамы. Вопрос - «Как же образуются снежинки?» - поставил Максима в тупик. Он начал фантазировать. Среди фантазий была, конечно, и доля правды. Но и заблуждений много. И вместе с Максимом и его родителями мы приняли решение: реализовать проект, в рамках которого будем исследовать снег и узнавать о нём что-то новенькое. Было проведено множество опытов, сделаны выводы. Таким образом, сравнивая свойства снега и льда, Максим узнал, что снег и лёд различаются цветом, прозрачностью, образованием и похожи влиянием температуры.
Одним из мероприятий в рамах проектной деятельности, направленным на поддержку солдат, участвующих в специальной военной операции в филиале «Дружба», был флэшмоб «Zа наших». В нем приняли участие воспитанники подготовительных к школе групп (6-7 лет). Дошколята выстроились буквами Z и V – главными символами в поддержку российских военнослужащих.
В рамках проекта «Эколята - дошколята» были организованы экскурсии в районный краеведческий музей, беседы с представителями отряда «ЮИД», проведены эксперименты, посажены овощи на огороде детского сада и т.д. Итог проектной деятельности – создание стенда «Эколята - дошколята» совместно с детьми, педагогами и родителями.
В целях обогащения нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста был реализован краткосрочный проект «Славный праздник – День Победы!». Продукты проектной деятельности: спортивное мероприятие с родителями «День Победы», выставка художественного творчества, создание фото-коллажа, посвящённого Дню Победы с фотографиями прадедов, подготовка музыкального номера.
Реализация данного проекта способствовала сближению родителей, детей и педагогов. Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из бесед с родителями.
Совместные проекты помогают сплотить коллектив родителей, дают возможность им осознать необходимость и важность семьи и семейных отношений для ребёнка в дошкольном возрасте. Особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении с взрослыми. Деятельность взрослых - и педагогов, и родителей - в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, чему в значительной степени способствует проектный метод.
Семейные проекты, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности каждого, с другой - дают возможность понять и почувствовать, что ты часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды. Семейные образовательные проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, всестороннему развитию детей, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения на новом уровне.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. К сожалению, во многих современных семьях воспитанию детей уделяется слишком мало внимания. Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов к организации работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников.
Метод проектов это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом. Участниками проектов являются дети, родители и педагоги. Руководителем проекта является педагог (воспитатель), который организовывает познавательную деятельность воспитанников и ненавязчиво вовлекает родителей в совместную работу над проектом, создавая атмосферу сотворчества (совместного с ребенком творчества). В проекте должны быть заинтересованы все его участники, т. е. тема проекта (его проблема) должна быть актуальна для всей команды проекта. Родители должны включиться в совместную деятельность для достижения общей цели.
задачи Для детей: формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развивать познавательные способности, творческое воображение и мышление, коммуникативные навыки; развивать самопознание и положительную самооценку. Для педагога: подобрать соответствующее методическое обеспечение по теме; организовать просвещение родителей с целью повышения их психолого- педагогической культуры; п ривлекать родителей воспитанников к планированию совместной деятельности. Для родителей: повысить уровень психолого-педагогической культуры; повысить заинтересованность в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.
Этапы работы 1 этап – подготовительный (обсуждение целей и задач с родителями и детьми; создание условий, необходимых для реализации проекта ); 2 этап – практический (реализация основных видов деятельности по направлениям проекта, привлечение родителей к совместной деятельности ); 3 этап – итоговый: оценка этапов реализации проекта; обобщение материалов проекта; подведение итогов; защита проекта.
Формы участия родителей в проектной деятельности Мотивационная поддержка (заинтересованность в теме реализуемого проекта ). Информационная поддержка (родители являются источником информации для ребенка, помощником в поиске нужной информации ). Организационная поддержка (сопровождение детей на экскурсию, в музей и т.д .). Техническая поддержка (фото- и видеосъемка, монтаж материалов, создание презентаций).
«скоро в школу»
«лыжник»
«удивительные свойства снега и льда»
Флэшмоб « Z а наших»
« эколята -дошколята»
«славный праздник – день победы»
Прогнозируемый результат Дети: активно взаимодействуют в процессе совместной деятельности друг с другом, родителями и педагогом; проявляют инициативу в поисковой деятельности; положительно оценивают свои возможности, уверены в своих силах . Педагог: повысит уровень профессиональной компетентности в вопросах использования проектной деятельности; пополнит развивающую среду . Родители: повысят активность своего взаимодействия с педагогами в воспитательно -образовательном процессе.
ВЫВОД Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи . Задача воспитателя – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...
презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...
"ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ-ШКОЛА, РОДИТЕЛИ И Я"
Проект плана работы с родителями Реализация совместной деятельности школы и семьи по духовно- нравственному воспитанию детей...
Совершенствование системы воспитательной работы через использование проектной методики. Педагогический проект "Мама, папа, школа, я - вместе дружная семья.
Одной из форм применения интерактивных технологий является организация проектной деятельности младших школьников, как в учебной, так и во внеклассной работе с установкой на саморазвитие личности....
Классный час - проект в 0-м классе на тему: "Я, ты, он, она – вместе дружная семья", посвященный Дню толерантности.
Классный час - проект в 0-м классе на тему:"Я, ты, он, она – вместе дружная семья", посвященный Дню толерантности. ...
Социально-педагогический проект работы с семьей «Главное – ВМЕСТЕ!»
Социально-педагогический проект работы с семье «Главное – ВМЕСТЕ!»...
Проект по теме «Молодёжный фестиваль «Вместе дружная семья»
Участие в конкурсе на грант губернатора Алтайского края социально значимых проектов в сфере молодёжной политики. Проект по теме «Молодёжный фестиваль «Вместе дружная семья»...