"ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ-ШКОЛА, РОДИТЕЛИ И Я"
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
Проект плана работы с родителями
Реализация совместной деятельности школы и семьи по
духовно- нравственному воспитанию детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Sovmestnaya_deyatelnost_shkoly_i_semi_po_duhovno-_nravstvennomu_vospitaniyu_detey.doc | 868.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области»
Проект плана
работы с родителями
«ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ-
ШКОЛА, РОДИТЕЛИ И Я»
(совместная деятельность школы и семьи по
духовно- нравственному воспитанию детей)
Подготовила
учитель начальных классов
Кучеренко О.А.
2010 – 2011 уч. год
“Школа и семья - два важнейших
образовательных института, которые
изначально призваны дополнять
друг друга и взаимодействовать
между собой”.
Актуализация проблемы
Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности.
Долгое время среди специалистов-ученых и педагогов шли споры: кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа? Наконец, большинство пришло к правильному выводу: не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять к семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, ее нравственные ценности, ориентации и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать.
Но и школа не снимает с себя ответственности, и даже более того, успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
Педагоги и родители — важнейшие силы в процессе становления и развития личности ребенка, воспитания духовно-нравственной культуры. От успешного взаимодействия школы и семьи выиграет каждая сторона, поскольку и в педагогике, и в семейном воспитании накоплен огромный положительный опыт.
Предпринятые на сегодняшний день попытки совместного воспитания гармонично развитой личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является, как ни странно, семья.
Порой родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими без их вмешательства, и самоустраняются от непосредственного воспитания собственных чад.
Выстраивая взаимоотношения семьи и школы, учителя понимают, что на каком-то этапе теряют тесную связь с родителями. Возможно, устарели наши формы работы с родителями, а может быть, это и занятость родителей, неустроенный быт семьи, социальная незащищенность, рост количества асоциальных семей? Что же нужно делать?
Цель и задачи проекта
Цель:
- Укреплять связи семьи и школы. Раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы духовно-нравственных отношений, тем самым, формируя духовно-нравственную воспитанность.
Задачи:
- Вовлечь родителей в совместную с детьми и педагогами учебно-познавательную, культурно-досуговую, общественно-полезную и спортивно- оздоровительную деятельность.
- Оказание помощи семье в воспитании детей.
- Психолого-педагогическое просвещение семей.
- Коррекция семейного воспитания.
- Знакомство с нормативно – правовой документацией по защите прав ребенка.
Задачи воспитания:
- Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
- Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.
- Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
- Не приспособить индивида к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца.
- Сформировать культуру общения.
- Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
- Приобщить воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.
Срок реализации: 2010- 2011 уч. г.
Участники проекта:
- родители, дедушки, бабушки
- дети
- классный руководитель
- психолог, соцпедагог
Необходимые ресурсы
- кабинет начальных классов
- библиотека
- компьютер
- Интернет
- магнитофон
- фотоаппарат
- видеокамера
- методическая литература
Предполагаемые результаты
- ДРУЖНЫЙ КОЛЛЕКТИВ - социально – активные ученики и их родители, способные общаться во благо друг другу и окружающим, способных добывать знания и учить других, организовать себя и коллектив, умеющих оценивать, прежде всего, себя, свою деятельность, а затем работу других.
- Знание семейных обычаев, традиций, их уважение и соблюдение.
- Создание сценариев, выставок, презентаций для передачи приобретенного опыта коллегам.
- Приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни.
Показатели результативности
- Сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и после реализации проекта.
- Степень активности учащихся в подготовке и реализации мероприятий.
- Степень активности родителей в реализации проекта.
- Степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем.
- Презентация проекта, отзывы коллег.
Организация работы с родителями
- круглый стол
- психолого-педагогические консультации
- диагностика
- совместные праздники
- участие в проектах
- родительские собрания
- дни открытых дверей
- лектории
- педагогические практикумы
- телефон доверия
План – карта действий по реализации проекта
Сроки | Деятельность классного руководителя | Деятельность учащихся и родителей |
Подготовительный период | ||
Сентябрь 20.09 | 1. Диагностика семей учащихся с целью выбора оптимальных форм взаимодействия:
2. Анализ результатов анкетирования на родительском собрании, с участием психолога, с целью планирования совместной работы по ликвидации проблем в воспитании, знакомство с формами сотрудничества. 3.Вынесение на рассмотрение плана проекта, утверждение предложенных форм сотрудничества, обсуждение совместных мероприятий и согласование графика работы, формирование состава творческих групп. 3. Планирование просветительской работы с родителями с целью влияния на становление взаимоотношений в семье и повышение уровня воспитательного потенциала. Акция «Помоги погорельцам» |
3.Определение тематики совместных мероприятий с семьями учащихся 4.Утверждение проекта, внесение поправок, пожеланий. 5.Выбор актива класса и родителей, распределение обязанностей в организации совместного сотрудничества. 6.Выделение промежуточных задач, поиск путей их решения. Родители и дети собирают вещи, средства личной гигиены, игрушки, книги. |
Основной период | ||
Октябрь 12. 10 20.10 | 1. Составление и рассмотрение семейного праздника «В кругу семьи». (Целями мероприятия ставлю: укрепления взаимоотношений в семье, вовлечение участников процесса в неформальное сотрудничество, привитие гордости и уважения к семейным традициям.) 5. Минипроект «Мой дедуля», «Моя бабуля» (ко Дню пожилого человека) Проведение праздника «В кругу семьи». Родительское собрание. Круглый стол. «Содружество врача, педагога и семьи в гигиеническом воспитании младших школьников. Профилактика простудных заболеваний». Индивидуальная работа с учащимися «группы риска» и их родителями. (Развина М. А. – социальный педагог) |
Участие родителей и детей в празднике. Родители делятся опытом в воспитании детей. Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем. (21-5-55) |
Ноябрь | Диагностика удовлетворенности родителей, учащихся работой ОУ, признание профессионализма пед. коллектива. (Реброва М. Н.- психолог) Индивидуальные беседы с учащимися 1-4 классов и их родителями по охране прав детства. (Реброва М. Н.- психолог, Развина М. А.- соц. педагог) | Участие родителей в диагностике. Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем. |
22.11-26.11 22.11 | Организация и проведение фотовыставки ко Дню матери «Милая, любимая, родная». Обсуждение материала к выставке с учащимися на классном часе. Организация и проведение родительского собрания «Закон - семья-ребенок». Предварительно провести опрос учащихся на знание своих прав и обязанностей. | Родители и учащиеся подбирают материал к выставке. Обсуждение с родителями результатов опроса, ситуаций, когда в семье нарушаются права детей. Родители делятся положительным опытом нравственного и правового воспитания детей в семье. |
Декабрь 20.12 | Диагностика межличностных отношений в классе. Тренинги. (Реброва М. Н.- психолог) Проведение на родительском собрании педагогического практикума (тесты для родителей) «Ошибки в воспитании, которые все когда-либо совершали». Подведение итогов по проекту I полугодия. Проведение новогоднего карнавала. | Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем. Переосмысление воспитательных приоритетов, путем искоренения пробелов в системе воспитания. Родители готовят детям новогодние подарки, костюмированное поздравление. Дежурят во время проведения карнавала. |
Январь 20.01 | Индивидуальные беседы с учащимися 1-4 классов и их родителями по сохранению психического здоровья детей. Диагностика внутрисемейных отношений «Рисунок семьи». Тренинг «Внутрисемейные отношения». День открытых дверей. Фестиваль нетрадиционного урока для родителей. | Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем. Посещение родителями открытых уроков. |
Февраль 21. 02-25.02 | Акция «Ветеран». (УСЗН, Музыка Е. В.) На классном часе к 23 февраля проводится подготовка к мини проекту « Папа и я, неразлучные друзья». Конкурс поделок «Делаем вместе с папой». Диагностика отношений родителей и учащихся к классному руководителю. | Родители и дети готовят рисунки, поделки, поздравления для ветеранов. Родители и дети собирают материалы к проекту и готовят его защиту. Ребята вместе с папами выполняют поделки. Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем. |
Март 23.03 | Семейный праздник “Горница-узорница» проводится с целью сплочения коллектива, развития творческих способностей учащихся, установления комфортных отношений между родителями и детьми. На классном часе «Моя мама лучше всех» обсуждается проведение минипроекта «Мама, солнышко мое». Выпуск книги «Наш любимый рецепт». Работа с родителями, учащимися 1-4 классов по сохранению психического здоровья. (Реброва М.Н., психолог) Диагностика межличностных отношений в классе. Тренинги. (Реброва М. Н.- психолог) Проведение родительского собрания «Оптимальный двигательный режим, как фактор работоспособности детей». Родительские чтения: Режим дня в жизни школьника. Проведение спортивного праздника «Мама, папа и я здоровая семья». Проведение беседы «Нравственное отношение в семье». Анкетирование. | Участие в семейном празднике. Подготовка художественных номеров, рисунков, игр и конкурсов учащимися под руководством учителя. Изготовление подарков всем участникам праздника. Подготовка оборудования к мероприятию. Родители и дети собирают материалы к проекту и готовят его защиту. Дети, мамы и бабушки готовят материал к книге Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем. Родители делятся опытом в воспитании детей. Родители и дети готовят группу поддержки, инвентарь. Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем. |
Апрель | На классном часе обсуждается озеленение пришкольного участка. Экологический проект «Укрась кусочек планеты». Классный час «Добро и зло в семье» Проведение родительского собрания «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии». Игровой тренинг, (проблема: грубость и агрессивность поведения детей). | Дети и родители дома выращивают рассаду цветов для пришкольного участка. Проведение анкетирования с родителями на данную тему. Родители делятся опытом и участвуют в тренинге. |
Заключительный период | ||
Май | Акция «Ветеран». (УСЗН, Музыка Е. В.) Проведение семейного праздника «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ - ШКОЛА, РОДИТЕЛИ И Я». Оформление портфолио проекта, презентация проекта. Вынесение благодарностей участникам проекта. Проведение и обработка повторного анкетирования учащихся и родителей, для выявления эффективности системы воспитательных мероприятий. Подведение итогов реализации проекта. Исправление недочетов проекта. Обобщение материалов. | Родители и дети готовят рисунки, поделки, поздравления для ветеранов к 9 мая. Подготовка домашних заданий: 4) Рисунки «Мой дом» 5)мини- сочинение «Моя семья» Подготовка учащимися и родителями художественных номеров, костюмов, оборудования. Анализ совместно выполненной работы, определение ее эффективности. |
Литература
- Мартынова Я. Ю. Классные часы. 2 класс: Пособие для учителя. Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.- 96с.
- Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 160с.
- Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В. Классные часы по эстетическому и нравственно- этическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. -208 с.
- Груздева Ю. В., Богачкина Н. А. Классные часы с психологом: 1-4 классы. - М.: «Глобус», 2009. – 332с.
- Л. И. Саляхова Родительские собрания: 1-4 классы.- М.: «Глобус», 2007.- 315 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...
презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...
Классный час "Вместе дружная семья" (2 класс)
Классный час призван содействовать осознанию важности семьи в жизни человека....
Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"
Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...
Сценарий классного вечера с родителями "Вместе дружная семья"
Данное мероприятие способствует сплочению классного коллектива, воспитывает чувство гордости за свою семью....
презентация на тему "Наша дружная семья" Школа России 2 класс
Презентация на тему "Наша дружная семья"...
Партнерство и взаимопомощь: Ученик, родитель, я (учитель) – вместе дружная семья
Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей не происходит равномерно, прямолинейно. По моим наблюдениям это сложный процесс, требующий систематических контактов, доверия и совместных усилий в реше...