Лекция для методического совета "Синдром эмоционального выгорания педагога"
методическая разработка

Аверина Марина Александровна

Человек большую часть своей жизни проводит в работе, в частности в профессиональной деятельности. Характеристики и условия этой деятельности являются важным фактором развития его личности. В последнее время во многих публикациях указывается, что очень распространенной профессиональной деформацией у представителей многих профессий по типу «человек-человек» является такое явление, как эмоциональное выгорание.

Эмоциональное истощение - один из новейших защитных механизмов, обсуждаемых в психологической литературе, поэтому его определение несколько расплывчато. Синдром "эмоционального выгорания" можно рассматривать как полисистемный детерминированный симптоматический комплекс, связанный с рядом поведенческих изменений, определенными копинг - стратегиями и защитными механизмами, искажением процесса самоактуализации и саморазвитием.

Психологическая природа выгорания стала изучаться сравнительно недавно. Многие значения этого понятия были признаны терминологическими и содержательными. Во всех источниках эмоциональное выгорание рассматривается как сложное многомерное явление, что обуславливает полиаспектальность наполнения его категориально-концептуальным содержанием и неоднозначное определение места этого явления в системе психологических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sindrom_emotsionalnogo_vygoraniya_pedagoga.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синдром эмоционального выгорания педагога: способы профилактики .

Слайд 2

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание» . Часто его называют «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».

Слайд 3

НЕМНОГО ИСТОРИИ Термин - «выгорание», «сгорание» ввел Герберт Фрейденбергер в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

Слайд 4

В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия ".

Слайд 5

Факторы , провоцирующие «выгорание» ВНЕШНИЕ ВНУТРЕННИЕ

Слайд 6

Внешние факторы специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы) Профессионально-организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

Слайд 7

Внутренние факторы коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Слайд 8

Фазы эмоционального выгорания

Слайд 9

Признаки эмоционального выгорания сниженный эмоциональный фон, эмоциональная вялость и тупость, отстраненность в общении с окружающими и т.п.; негативное, подчас циничное отношение как к субъектам профессиональной деятельности (учащимся), так и к коллегам; нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации; ощущение собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой;

Слайд 10

неадекватная самооценка результатов профессиональной деятельности и снижение персональной ответственности за них; немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими; ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т.д. снижение качества жизни в целом.

Слайд 12

Профилактика синдрома профессионального выгорания

Слайд 13

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА длительный сон вкусная еда общение с природой и животными баня, массаж, движение, танцы музыка

Слайд 14

- смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; – мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов себе или кому-либо просто так

Слайд 15

В целях направленной профилактики СЭВ следует: 1.Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; 2.Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; 3. Проще относиться к конфликтам на работе; 4. Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Слайд 16

расходуйте свой энергорезерв аккуратно. Уходя с работы, оставьте и мысли о ней на завтра.

Слайд 17

Избавляйтесь от тревоги, научитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители, как погоду. Ведь на дождь и ветер обижаться глупо

Слайд 18

Умеренность во всём: в радости и в печали.

Слайд 19

Сделайте рабочее место максимально удобным. Приятные мелочи помогут отвлечься от рутины и заставят подумать о хорошем

Слайд 20

Смените обстановку. Запишитесь на фитнес, танцы, курсы.

Слайд 21

«Дай, господи, нам СИЛЫ изменить то , что мы можем изменить; ТЕРПЕНИЕ – принять то, что мы не можем изменить; и УМ – отличать одно от другого»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное выгорание педагога

В статье раскрывается сущность понятия "эмоциональное выгорание", рассматриваются причины возникновения синдрома, предлагаются некоторые способы профилактики и коррекции....

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

Психофизиологические основы профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях ФГОС

Успех педагогической деятельности учителя зависит не только от профессиональной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и от психического состояния учителя....

Лекция Синдром эмоционального выгорания педагога

ЛекцияСиндром эмоционального выгорания педагога...