Лекция для методического совета "Синдром эмоционального выгорания педагога"
методическая разработка
Человек большую часть своей жизни проводит в работе, в частности в профессиональной деятельности. Характеристики и условия этой деятельности являются важным фактором развития его личности. В последнее время во многих публикациях указывается, что очень распространенной профессиональной деформацией у представителей многих профессий по типу «человек-человек» является такое явление, как эмоциональное выгорание.
Эмоциональное истощение - один из новейших защитных механизмов, обсуждаемых в психологической литературе, поэтому его определение несколько расплывчато. Синдром "эмоционального выгорания" можно рассматривать как полисистемный детерминированный симптоматический комплекс, связанный с рядом поведенческих изменений, определенными копинг - стратегиями и защитными механизмами, искажением процесса самоактуализации и саморазвитием.
Психологическая природа выгорания стала изучаться сравнительно недавно. Многие значения этого понятия были признаны терминологическими и содержательными. Во всех источниках эмоциональное выгорание рассматривается как сложное многомерное явление, что обуславливает полиаспектальность наполнения его категориально-концептуальным содержанием и неоднозначное определение места этого явления в системе психологических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sindrom_emotsionalnogo_vygoraniya_pedagoga.pptx | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание» . Часто его называют «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».
НЕМНОГО ИСТОРИИ Термин - «выгорание», «сгорание» ввел Герберт Фрейденбергер в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».
В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия ".
Факторы , провоцирующие «выгорание» ВНЕШНИЕ ВНУТРЕННИЕ
Внешние факторы специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы) Профессионально-организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
Внутренние факторы коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Фазы эмоционального выгорания
Признаки эмоционального выгорания сниженный эмоциональный фон, эмоциональная вялость и тупость, отстраненность в общении с окружающими и т.п.; негативное, подчас циничное отношение как к субъектам профессиональной деятельности (учащимся), так и к коллегам; нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации; ощущение собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой;
неадекватная самооценка результатов профессиональной деятельности и снижение персональной ответственности за них; немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими; ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т.д. снижение качества жизни в целом.
Профилактика синдрома профессионального выгорания
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА длительный сон вкусная еда общение с природой и животными баня, массаж, движение, танцы музыка
- смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; – мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов себе или кому-либо просто так
В целях направленной профилактики СЭВ следует: 1.Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; 2.Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; 3. Проще относиться к конфликтам на работе; 4. Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
расходуйте свой энергорезерв аккуратно. Уходя с работы, оставьте и мысли о ней на завтра.
Избавляйтесь от тревоги, научитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители, как погоду. Ведь на дождь и ветер обижаться глупо
Умеренность во всём: в радости и в печали.
Сделайте рабочее место максимально удобным. Приятные мелочи помогут отвлечься от рутины и заставят подумать о хорошем
Смените обстановку. Запишитесь на фитнес, танцы, курсы.
«Дай, господи, нам СИЛЫ изменить то , что мы можем изменить; ТЕРПЕНИЕ – принять то, что мы не можем изменить; и УМ – отличать одно от другого»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональное выгорание педагога
В статье раскрывается сущность понятия "эмоциональное выгорание", рассматриваются причины возникновения синдрома, предлагаются некоторые способы профилактики и коррекции....
Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности
Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....
Психофизиологические основы профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях ФГОС
Успех педагогической деятельности учителя зависит не только от профессиональной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и от психического состояния учителя....
Профилактика эмоционального выгорания педагога и психолога
Как предупредить самовыгорание?...
Создание психологического комфорта в классе как средство предотвращения эмоционального выгорания педагогов
Привлечение внимания к проблеме эмоционального выгорания педагогов...
Профилактика эмоционального выгорания педагогов: способы саморегуляции эмоционального состояния
Оформление стенда школьного психолога...
Лекция Синдром эмоционального выгорания педагога
ЛекцияСиндром эмоционального выгорания педагога...