Лекция Синдром эмоционального выгорания педагога
статья

Лекция

Синдром эмоционального выгорания педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 222.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция

Синдром эмоционального выгорания педагога

Практически любая служебная ситуация может стать потенциальным источником стресса. Насколько напряжённой она будет и повлечёт за собой серьёзные стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия. Помимо самих “стрессоопасных” профессий, подразумевающих стрессы изначально, в любой работе бывают стрессовые ситуации. Вот наиболее распространенные из них:
неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких – то дел, спешка;
конфликт с начальником или коллегами;
недостаточная квалификация;
чувство перегруженности работой, переутомляемость;
слишком высокая или слишком низкая ответственность;
скука и т.д.

Надо помнить, что если мы не в силах максимально приблизить свои ожидания к реально существующему положению вещей, они, как правило, никогда не будут оправдываться. Таким образом, постоянно получая отрицательные эмоции, мы приучаем себя воспринимать всё в негативном свете. Вырабатывается привычка фиксировать негативные чувства. Её последствием является синдром выгорания или опустошения – состояние, когда человек совершенно теряет интерес к своей работе. В результате данного синдрома человек часто испытывает моральное и физическое изнеможение, полное безразличие к работе и отдаляется от сослуживцев. Опустошение – это не стресс, это скорее результат долговременного воздействия стрессовых условий работы. Опустошению особенно подвержены те, кто ежедневно имеет дело с людьми.“Группу риска” составляют три профессиональные сферы – это здравоохранение, правоохранительные органы и образование. Опустошение педагога особенно опасно, т.к. отражается непосредственно на детях, на их отношении к школе, к процессу обучения.

Часто бывает, что стресс вызывает само несоответствие между ожидаемым и реальностью. Здесь необходимо помнить, что не бывает идеальной работы. Прежде всего, необходимо осознать, что порой наши требования излишне завышены. Если сделать свои ожидания более разумными, можно с большей легкостью приспособиться к уже имеющейся ситуации. Т.е. не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней.

Осознав реальность и уяснив, что ожидания, возможно, никогда не сбудутся или сбудутся далеко не сразу, вместо того, чтобы впадать в депрессию, попытайтесь приспособиться к действительности.

А теперь я предлагаю Вам выполнить тест “Шкала профессионального стресса”, чтобы узнать, насколько Вы близки к состоянию профессионального стресса.

Почти никогда
Редко
Часто
Почти всегда

Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

Я плохо засыпаю из-за переживаний связанных с работой

Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

После рабочего дня я могу сорваться на своих близких

Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

Мне сложно снять эмоциональное напряжение возникающее после рабочего дня

Моя работа плохо влияет на мое здоровье

После рабочего дня у меня ни на что не остается сил

Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей
Ослабить преподавательский стресс можно, если:
Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.
Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.
Научиться планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.

Правила:
Побольше общения и с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.
Вне работы о работе стараться не говорить.
Найдите в своём окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный момент очень тяжёлая эмоциональная ситуация. Сравните своё положение с его. Найдите в своём положении несколько положительных средств (можно использовать ситуацию из своего прошлого – “бывает и хуже”).
Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

Со стрессом можно бороться следующими способами:


Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).
Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.
Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).
Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).
Лекарственные настои.
Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных).
Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием).
Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет. Синдром эмоционального выгорания: как не сгореть окончательно

Синдромэмоционального выгорания: как не сгореть окончательно...

Синдром эмоционального выгорания педагога

Синдром эмоционального выгорания педагога...

Синдром эмоционального выгорания (буклет для педагогов)

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.Профессиональное выгор...

Презентация Семинар с элементами тренинга «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»

Выгорание специалистов (особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории которых относится профессия учителя) начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудн...

Буклет"Синдром эмоционального выгорания"

Буклет включает основные симптомы синдрома эмоционального выгорания, техники управления своим психоэмоциональным состоянием, рекомендации по профилактике эмоционального выгора...

Лекция для методического совета "Синдром эмоционального выгорания педагога"

Человек большую часть своей жизни проводит в работе, в частности в профессиональной деятельности. Характеристики и условия этой деятельности являются важным фактором развития его личности. В последнее...