Обобщение опыта по теме ВПР по математике: методические рекомендации
статья (4 класс)
Методические рекомендации помогут учителю планомерно подготовить обучающихся 4 классов к успешному написанию ВПР по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vpr_po_matematike_didakticheskie_podhody_i_metodicheskie_rekomendatsii.docx | 104.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ВПР по математике: дидактические подходы и методические рекомендации
Анализируя результаты работ ВПР по математике за предыдущие годы, существуют проблемы подготовки учащихся в части формирования таких предметных результатов по математике:
- умения выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями
- умения соотносить величины(час – минута, минута – секунда) и применять в решении задач;
- умения устанавливать зависимость между числами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- умения интерпретировать информацию, заданную в таблице, схеме, диаграмме
Поэтому в процессе обучения математике в начальной школе надо обратить особое внимание на изучение следующих разделов содержания курса: «Величины», «Арифметические действия», «Арифметические задачи».
Задания 1-3 в ВПР простые, направленные на проверку вычислительных навыков. Приемы вычислений отрабатываются на каждом уроке в устном счёте.
1) Все уроки математики следует начинать с математического диктанта, направленного на отработку вычислительных навыков, знаний компонентов и результата действия, а также решению простых арифметических задач
Прием «Блиц-турнир»
2) Нахождение ошибок в вычислениях, почему допущены такие ошибки? (нарушил порядок действия, не знает таблицы умножения)
3)Предлагаю практические задания и задания, связанные с повседневной жизнью, требующие выполнения сложения и вычитания величин
-использование ролевых игр, моделирование жизненных ситуаций « В магазине», «В Кафе» Например:
4) Обратить особое внимание на сложение и вычитание единиц времени. Основные трудности вызывают задачи на определение начала и конца событийЭта работа хорошо проходит в парах. Предлагается из нескольких моделей выбрать ту, которая подходит к задаче
Задача: Во сколько начались занятия спортивной секции, если они длились 1 час 30 минут и закончились в 17 часов 15 минут?
Х+1час30мин=17ч15 мин 17 ч 15 мин-Х=1ч15 мин
17ч15 мин-Х=1ч30мин 17ч15 мин – 1ч30мин=Х
5) Умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры проверяется заданием №5 Оно состоит из двух пунктов. Пункт 1 связан с вычисление периметра, площади прямоугольника и квадрата по готовому чертежу.
Пункт 2 задания5 предполагает построение геометрических фигур с заданными измерениями.
Практика показывает, что данный материал является одним из трудных в изучении разделов начального курса математики. Поэтому на уроках предлагаю учащимся разнообразные формулировки заданий на действия с величинами. Например:
Начерти прямоугольник с таким же периметром, но с другими длинами сторон, каждая из которых больше 1 см.
- На клетчатом поле со стороной клетки 1 см изображена фигура. Изобрази на рисунке прямоугольник площадью 8 см2 так, чтобы он весь был частью данной фигуры.
На разных этапах урока обучающимся предлагаю следующие задания: Задания для устного счета.
- Вставьте в окошко число: 8 м= …дм, 2ч 15 мин = …мин
- Запишите величины в порядке уменьшения (увеличения):
- 5085 см, 5085 дм, 5085 км, 5085 м.
- Составь по правилу столбики для величин: 9 км 1 сут 80 кг
- Выбери единицы массы (времени, длины, площади): 5 дм, 1 т, 9 ч, 100 кг
- Какая величина лишняя? 3080 см, 5407 км, 4078 кг, 19063 м
- Сравни: 7300 мм* 73 м, 35см* 35 дм
- Задачи на построение (Методический кейс «Задачи на построение»)
4) Работа над формированием у младших школьников общего умения решать задачи (анализ текста, моделирование условия, планирование решения, запись решения и ответа задачи). Существует огромное количество приемов. Например:
а) Приём «Составление краткой записи» - использую на уроках разный вид краткой записи ( рисунок, чертёж, схема, словесная краткая запись, таблица)
Особое внимание на запись данных в таблицу. Она помогает построить план решения. (отданных к вопросу или от вопроса к данным) Например, как можно построить работу над задачей
Масса винограда в 1 коробке | Количество коробок | Общая масса | |
Черный виноград | 9 кг | 16 коробок | ? ? |
Зеленый виноград | 8 кг | ? |
Приемы:
-Заполни таблицу по условию задачи
-составить задачу по готовой таблице
- подписать шапку к заполненной таблице
-Проверь, правильно ли заполнена таблица
б) Приём «Множественного выбора»Например,
выбрать к задаче числовое выражение из предложенных;
выбрать схему, подходящую к условию задачи;
выбрать правильно заполненную таблицу по условию задачи
в) Задача с несколькими решениями. Выбор правильного или рационального решения
5) Обратить внимание на усвоение младшими школьниками алгоритмов письменных вычислений (сложение, вычитание, умножение и деление), используя продуктивные задания, работать на понимание и усвоение учащимися каждого шага данных алгоритмов.
Приемы:
-Найди ошибку
-Интересны и полезны для развития мышления детей, включенные в учебник арифметические ребусы-задания, в которых требуется восстановить пропущенные цифры.
-Проверка вычислений обратными действиями
Умение «читать» таблицы, получать из них информацию является универсальным действием, необходимым как для решения учебных задач, так и в повседневных, бытовых ситуациях
6) Использовать на уроках и во внеурочной деятельности разные способы представления информации: текст, таблица, схема. Предлагать учащимся задания, связанные с переводом информации из одной формы в другую.
- Хватит ли Жене на покупку билетов в кино в понедельник, если ему нужно купить билеты себе, маме и другу Васе, а у него есть 400 рублей?
- Сколько денег останется у Жени?
- Сколько денег нужно взять с собой, чтобы Маша могла пойти с мамой в кино в среду?
- В какой день могут пойти в кино Миша и Саша, если у них есть на двоих 300 рублей?
- Аня утверждает, что детский билет в среду стоит 150 рублей. Права ли Аня и почему?
- У Вити есть 200 рублей. Он сказал, что ему хватит денег на кино, если он с другом пойдёт смотреть его в понедельник. Прав ли Витя? А если Витя пойдёт в кино с мамой, хватит ли ему денег?
а) Прочитай текст и выполни задание по плану.
У бабушки на даче 3 цветочные клумбы. Площадь первой клумбы - 3 м², а ширина 1м. Длина второй клумбы-2 м, а ширина-1 м. Площадь третьей клумбы-4 м², а длина 2 м².
План. 1) Подчеркни синим карандашом то, что известно о 1 клумбе.
2) Подчеркни зеленым карандашом, что известно о 2 клумбе.
3) Подчеркни красным карандашом, что известно о 3 клумбе.
4) Заполни таблицу
Клумба | Длина | Ширина | Площадь | 5) Какая клумба по площади больше? Какая меньше? 6) Какая клумба по длине больше остальных? |
в) Найди информацию и ответь на вопросы:
Петя ездил к бабушке в гости. Рассмотри билет и ответь на вопросы.
1) Какого числа Петя ездил к бабушке?
2) В какое время отправлялся поезд?
3) Во сколько он прибыл?
4) Сколько стоил билет?
5) В какой город он ездил?
6) Если обратно он поедет в 18:30, то, во сколько он приедет домой?
7) В курсе внеурочной деятельности мы с детьми выполняем задания на развитие математических способностей, геометрических и пространственных представлений, решение нестандартных задач.
Математика – один из главных предметов в начальной школе, и здесь важно приучить ребят побеждать трудности упорным трудом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"
Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе."
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе." Содержит методические приёмы,пути и способы активизации с помощью которых учитель мож...
Обобщение опыта по теме: "Развитие логического мышления на уроках математики"
Данный материал содержит ряд заданий на развитие логического мышления у детей на уроках математики....
Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения"
Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения" ...
Обобщение опыта по теме: "Современные методы обучения математике, как средство формирования мыслительной деятельности учащихся"
Обобщение опыта...
Обобщение опыта учителя-логопеда логопедического пункта информационно- методического кабинета,тема: «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи обучающихся с нарушениями речи»
Представлены эффективные методы и приемы мнемотехники для развития речи ребенка....
обобщение опыта по теме:"РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ" + конспект урока по теме
Статья "Обобщение опыта по теме "Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики". Также даётся конспект урока по данной теме...