доклад "Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников"
материал
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: Создание ситуации успеха в учебной деятельности
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести
эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых
является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие
негативное отношение в школе. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется
добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и
одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема
обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он
теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при
этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному
процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно
актуальны для представителей педагогической общественности.
На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и
педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д.
Ушинский. В своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном
значении” К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес
Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не
переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности,
должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение
стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это
определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор
педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно
надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг
учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные
Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении,
помощи учащимся при ее осуществлении.
успеха, по мнению Г.А. Цукермана , приводит к сотрудничеству
учителей с учащимися . В условиях сотрудничества Цукерман выделил три ведущие
характеристики действий учащихся :
несимметричность взаимодействия, т. е. ребенок, осуществляет поиск недостающих
познавательная инициатива ребенка, в процессе обучения ученик активен, понимает,
что ему еще надо узнать;
-обращение с конкретным запросом нового знания, т. е. обращение в случае незнания к
учителю без жалобы на свои трудности.
На такой же позиции стоит И. Ф. Харламов, доктор педагогических наук. По его
мнению, сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь
доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на
уважении и требовательности , а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно,
укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха.
Этой же точки зрения поддерживается Сергей Александрович Смирнов. Известный
педагог уделяет большое внимание созданию доброжелательной атмосферы и
взаимопомощи при выполнении учебных и других заданий; справедливому равному
отношению ко всем учащимся и оценке успехов в учебной деятельности.
В концепции А.С. Смирнова в качестве основной цели педагогического процесса
рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей
ребенка, формированию у него внутреннего психологического покоя и уверенности в
деятельности : отношение к ребенку как к субъекту, формирование личностного стиля
взаимоотношений, созданием положительного эмоционального фона . В школе ребенок
формировании у учащихся постоянного ощущения успеха.
Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для
преодоления трудностей , желания учиться. Учитель должен создать такие условия , в
которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутренние удовлетворение ; он
деятельности . А для этого нужно создавать ситуации успеха .
Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса,
увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя
Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию
для преодоления трудностей, желания учиться.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической
точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости,
удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей
деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого
состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное,
организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь
значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику
ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация –
это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной
ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости,
успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача
учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность
пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет
ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность,
развивает инициативность, креативность, активность;
поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Технологические операции создания ситуации успеха
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но
достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди
которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические
особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано
создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от
процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта
помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической
атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными
(мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации,
мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и
доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон,
Технологические операции создания ситуаций успеха:
Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость,
боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так
может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие
способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами
Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую
задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и
возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности
– помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.
“Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта
деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим
Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в
предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только
тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой
Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению
конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется
Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в
целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”.
“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы
заслуживает эта часть твоей работы”.
Система методов создания ситуации успеха на уроке
Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов.
Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для
переживания учащимися ситуации успеха.
Методы дифференцированного обучения
Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что
учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием
окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность
учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и
вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому
повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Дифференциация (от латинского differentia – различие) означает расчленение, разделение,
расслоение целого на части, формы, ступени. В основе дифференцированного обучения
лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой
группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню
обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе
изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний,
разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.
При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на
“сильных”, “средних” и “слабых” учащихся. Учитель объясняет новый материал для всего
класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои
творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение
Характер творческих заданий может быть различным:
на установление межпредметных связей;
ориентирующие учеников на поиски разнообразных вариантов решения;
на сравнение и сопоставление;
на расширение кругозора.
Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего
средние ученики также получают задание с элементами творчества. Учитель имеет
возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет усиленное
закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество
примеров и упражнений. Также детям предлагаются образцы выполнения заданий,
опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работать в меру
своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой
Осуществление разноуровнего контроля – создание групп учащихся, каждая из которых
выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов.
Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на
программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания выполненные сверх
обязательного минимума оценивается учителем отдельно.
Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление
обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно
предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема,
разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности.
Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает
каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он
справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально
готовить. Во-первых, у него уже должны быть сформированы некоторые умения работать
самостоятельно, при этом дается установка учителя: сначала работаем вместе, чтобы
потом ты мог работать сам (только то, что ты сделаешь самостоятельно, будет иметь
значение). Во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой
ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни,
С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.
Успех – положительный результат, удачное завершение чего-нибудь.
Успех – это общественное признание, одобрение.
Успех – хорошие результаты в работе, занятиях.
(Малый толковый словарь)
Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве, спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.
Это сочетание многообразных педагогических средств и приемов, методов реализующих установку учителя на гуманизацию педагогического процесса в школе.
Необходимо выполнять ряд следующих педагогических действий для создания ситуации успеха:
1. Изучение личности младшего школьника; составление на этой основе его диагностической характеристики.
Клиническое, психологическое и педагогическое направления диагностической работы помогает учителю начальных классов и родителям получить информацию о состоянии здоровью ученика, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также уровне эмоционально - волевой сферы. Такая диагностика позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении. Ведь от правильной диагностики зависит не только дельнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба.
2.Формирование социально-психологиеческой атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива.
3. Создание условий для эффективного участия в деятельности(учении, игре и т.д.)
К ним относятся: создание материально - технологического обеспечения пространства; подбор соответствующих возрастным особенностям методов и приемов обучения; учет индивидуально - личностных качеств учеников. Состояние комфорта несет с собой удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к её продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. Вывод ясен: комфортность обучения – условие её успешности.
4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке требует смены видов деятельности, обеспечение каждому ученику возможности работать в доступном ему темпе, получения или собственного, личностно значительного результата учебной работы, укрепляющего веру ребенка в его познавательные возможности.
Следует отметить важную роль для возникновения у учащихся психологического комфорта. Наиболее продуктивное время занятий 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ я планирую именно на это время.
При конструировании ситуации успеха необходимо:
определить виды деятельности и сферы общения, в которых реален успех ученика;
найти у ученика положительные стороны индивидуальности и на этой основе проектировать личностное развитие;
ставить перед учениками трудные, но достижимые цели;
способствовать успеху в деятельности индивидуализацией требований, одобрением и разумной помощью;
оценивая деятельность детей, не сравнивать достижения разных учеников, т.к. их возможности, уровень развития разный;
при оценке деятельности детей хвалить исполнителя, а критиковать исполнение;
познакомить родителей с алгоритмом создания ситуации успеха в семье;
использовать возможности семьи для повышения результативности учебно-воспитательного процесса;
влиять на групповое мнение с помощью демонстрации положительных сторон личности;
помогать освоить роль не только ведомого, но и ведущего в межличностном общении детей;
побуждать ученика к самопознанию и самовоспитанию адекватной самооценки;
стимулировать мотивацию успеха в общем деле;
поощрять стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах;
способствовать формированию увлечения самим процессом деятельности, а не только результатом.
Предлагаю использовать следующие приемы создания ситуации успеха:
Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.
Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
Так же стоит отметить, что выполнение разноуровневых заданий: по форме, по сложности, по объему, предполагает разную умственную деятельность и помогает учесть индивидуальные особенности детей, учит детей рассчитывать свои силы и возможности, достигать определенной планки, напрягая все силы. Только так знания будут расти. А там, где будет успех, там будет и интерес.
Приведем несколько примеров:
Сегодня я приготовила для вас домашнее задание разных уровней сложности и хочу, чтобы каждый сам выбрал то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока литературного чтения:
Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.
Дополнить список правил доброго человека, оказать помощь.
Найти пословицы, высказывания о доброте и объяснить их смысл.
… после урока русского языка:
1) Дописать два предложения, придумать их концовку.
Составить поздравление с Новым годом.
2) Упр. т-з – рыба, новые родственные слова найти- 1 уровень.
Упр. – выпиши родственные слова, исключая лишние – 2 уровень.
… после урока математики:
Найди верное утверждение.
Заполни пропуск, чтобы высказывание было верным.
Вставь цифры в окошки, чтобы получилось верное неравенство.
Запиши число, соответствующее характеристике
Ситуация выбора при закрепление изученного:
№ 1. Желток, железо, желтый
Носильщик, нос, носатый – 3 уровень.
№ 2. Седой, сидение, седина
Холод, морозный, холодный – 2 уровень
№ 3. Веселый, радость, веселье
Столбик, пень, пенек – 1 уровень
Проверка, вывод: родственные слова = общая часть + общее значение
… при актуализация знаний:
1) Индивидуальная работа – 4 чел. / на доске.
белка, беленький, белить→ белый
лист, лиса, лисенок → лисица
водяной, вода, водить → водичка
лось, лоскут, лосиха → лосенок
б) * выпиши только родственные слова к слову; * выдели корень;
- горе => горевал, горюет, пригорюнился, горемыка, горе;
- гора => пригорок, горцы, горный, гористая, гора;
- горит => загорел, горит, погорельцы, выгорит, горит, подгорел.
Горевал, загорел, пригорок, горцы, горит, горюет, горит, горный, пригорюнился, гористая, погорельцы, выгорит, горемыка, горе, гора, горит.
- С помощью какого слова можно объяснить смысл родственных слов?
- Как пишите корень в родственных словах? – одинаково
2) Все остальные дети:
а) Найдите орфограммы в пословицах и объясните написание букв;
б) Закончите предложение, выбрав верный вариант ответа (полным ответом)
Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/25/picture-93945.jpg)
«Использование дифференцированного обучения на уроках русского языка как средство формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника»
Выступление на августовской секции учителей начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-511946-1414913550.jpg)
Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников.
Успех в учёбе - завтрашний успех в жизни!...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/11/picture-559124-1520785929.jpg)
Публичное выступление на тему :"Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника".
Выступление о том, что ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно вз...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/20/picture-347988-1511191330.jpg)
Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников
доклад по теме: "Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/12/picture-910608-1623485846.jpg)
Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако час...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/15/picture-974339-1510769006.jpg)
Создание ситуации успехав учебной деятельности младших школьников
Что может дать один человек другому, кроме капли тепла. И что может быть больше этого?»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-180214-1360346408.jpg)
Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников».
Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников»....