доклад "Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников"
материал

Мальжунова Наталья Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_sozdanie_situatsii_uspeha.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: Создание ситуации успеха в учебной деятельности

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести

эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых

является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие

негативное отношение в школе. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется

добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и

одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема

обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он

теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при

этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному

процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно

актуальны для представителей педагогической общественности.

На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и

педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д.

Ушинский. В своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном

значении” К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес

Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не

переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности,

должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение

стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это

определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор

педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно

надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг

учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные

Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении,

помощи учащимся при ее осуществлении.

успеха, по мнению Г.А. Цукермана , приводит к сотрудничеству

учителей с учащимися . В условиях сотрудничества Цукерман выделил три ведущие

характеристики действий учащихся :

несимметричность взаимодействия, т. е. ребенок, осуществляет поиск недостающих

познавательная инициатива ребенка, в процессе обучения ученик активен, понимает,

что ему еще надо узнать;

-обращение с конкретным запросом нового знания, т. е. обращение в случае незнания к

учителю без жалобы на свои трудности.

На такой же позиции стоит И. Ф. Харламов, доктор педагогических наук. По его

мнению, сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь

доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на

уважении и требовательности , а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно,

укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха.

Этой же точки зрения поддерживается Сергей Александрович Смирнов. Известный

педагог уделяет большое внимание созданию доброжелательной атмосферы и

взаимопомощи при выполнении учебных и других заданий; справедливому равному

отношению ко всем учащимся и оценке успехов в учебной деятельности.

В концепции А.С. Смирнова в качестве основной цели педагогического процесса

рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей

ребенка, формированию у него внутреннего психологического покоя и уверенности в

деятельности : отношение к ребенку как к субъекту, формирование личностного стиля

взаимоотношений, созданием положительного эмоционального фона . В школе ребенок

формировании у учащихся постоянного ощущения успеха.

Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для

преодоления трудностей , желания учиться. Учитель должен создать такие условия , в

которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутренние удовлетворение ; он

деятельности . А для этого нужно создавать ситуации успеха .

Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса,

увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя

Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию

для преодоления трудностей, желания учиться.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической

точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости,

удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей

деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого

состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное,

организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь

значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику

ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация –

это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной

ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости,

успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача

учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность

пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание учеником ситуации успеха:

повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет

ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

стимулирует к высокой результативности труда;

корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность,

развивает инициативность, креативность, активность;

поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Технологические операции создания ситуации успеха

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но

достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди

которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические

особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано

создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от

процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта

помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической

атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными

(мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации,

мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и

доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон,

Технологические операции создания ситуаций успеха:

Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость,

боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так

может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие

способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами

Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую

задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и

возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном

Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

– помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.

“Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.

Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта

деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим

Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в

предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только

тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой

Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению

конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется

Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в

целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”.

“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы

заслуживает эта часть твоей работы”.

Система методов создания ситуации успеха на уроке

Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов.

Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для

переживания учащимися ситуации успеха.

Методы дифференцированного обучения

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что

учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием

окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность

учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и

вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому

повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Дифференциация (от латинского differentia – различие) означает расчленение, разделение,

расслоение целого на части, формы, ступени. В основе дифференцированного обучения

лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой

группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню

обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе

изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний,

разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.

При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на

“сильных”, “средних” и “слабых” учащихся. Учитель объясняет новый материал для всего

класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои

творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение

Характер творческих заданий может быть различным:

на установление межпредметных связей;

ориентирующие учеников на поиски разнообразных вариантов решения;

на сравнение и сопоставление;

на расширение кругозора.

Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего

средние ученики также получают задание с элементами творчества. Учитель имеет

возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет усиленное

закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество

примеров и упражнений. Также детям предлагаются образцы выполнения заданий,

опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работать в меру

своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой

Осуществление разноуровнего контроля – создание групп учащихся, каждая из которых

выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов.

Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на

программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания выполненные сверх

обязательного минимума оценивается учителем отдельно.

Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление

обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно

предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема,

разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности.

Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает

каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он

справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально

готовить. Во-первых, у него уже должны быть сформированы некоторые умения работать

самостоятельно, при этом дается установка учителя: сначала работаем вместе, чтобы

потом ты мог работать сам (только то, что ты сделаешь самостоятельно, будет иметь

значение). Во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой

ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни,

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.

Успех – положительный результат, удачное завершение чего-нибудь.

Успех – это общественное признание, одобрение.

Успех – хорошие результаты в работе, занятиях.

(Малый толковый словарь)

Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве, спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.

Это сочетание многообразных педагогических средств и приемов, методов реализующих установку учителя на гуманизацию педагогического процесса в школе.

Необходимо выполнять ряд следующих педагогических действий для создания ситуации успеха:

1. Изучение личности младшего школьника; составление на этой основе его диагностической характеристики.

Клиническое, психологическое и педагогическое направления диагностической работы помогает учителю начальных классов и родителям получить информацию о состоянии здоровью ученика, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также уровне эмоционально - волевой сферы. Такая диагностика позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении. Ведь от правильной диагностики зависит не только дельнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба.

2.Формирование социально-психологиеческой атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива.

3. Создание условий для эффективного участия в деятельности(учении, игре и т.д.)

К ним относятся: создание материально - технологического обеспечения пространства; подбор соответствующих возрастным особенностям методов и приемов обучения; учет индивидуально - личностных качеств учеников. Состояние комфорта несет с собой удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к её продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. Вывод ясен: комфортность обучения – условие её успешности.

4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке требует смены видов деятельности, обеспечение каждому ученику возможности работать в доступном ему темпе, получения или собственного, личностно значительного результата учебной работы, укрепляющего веру ребенка в его познавательные возможности.

Следует отметить важную роль для возникновения у учащихся психологического комфорта. Наиболее продуктивное время занятий 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ я планирую именно на это время.

При конструировании ситуации успеха необходимо:

определить виды деятельности и сферы общения, в которых реален успех ученика;

найти у ученика положительные стороны индивидуальности и на этой основе проектировать личностное развитие;

ставить перед учениками трудные, но достижимые цели;

способствовать успеху в деятельности индивидуализацией требований, одобрением и разумной помощью;

оценивая деятельность детей, не сравнивать достижения разных учеников, т.к. их возможности, уровень развития разный;

при оценке деятельности детей хвалить исполнителя, а критиковать исполнение;

познакомить родителей с алгоритмом создания ситуации успеха в семье;

использовать возможности семьи для повышения результативности учебно-воспитательного процесса;

влиять на групповое мнение с помощью демонстрации положительных сторон личности;

помогать освоить роль не только ведомого, но и ведущего в межличностном общении детей;

побуждать ученика к самопознанию и самовоспитанию адекватной самооценки;

стимулировать мотивацию успеха в общем деле;

поощрять стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах;

способствовать формированию увлечения самим процессом деятельности, а не только результатом.

Предлагаю использовать следующие приемы создания ситуации успеха:

Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.

Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Так же стоит отметить, что выполнение разноуровневых заданий: по форме, по сложности, по объему, предполагает разную умственную деятельность и помогает учесть индивидуальные особенности детей, учит детей рассчитывать свои силы и возможности, достигать определенной планки, напрягая все силы. Только так знания будут расти. А там, где будет успех, там будет и интерес.

Приведем несколько примеров:

Сегодня я приготовила для вас домашнее задание разных уровней сложности и хочу, чтобы каждый сам выбрал то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока литературного чтения:

Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

Дополнить список правил доброго человека, оказать помощь.

Найти пословицы, высказывания о доброте и объяснить их смысл.

… после урока русского языка:

1) Дописать два предложения, придумать их концовку.

Составить поздравление с Новым годом.

2) Упр. т-з – рыба, новые родственные слова найти- 1 уровень.

Упр. – выпиши родственные слова, исключая лишние – 2 уровень.

… после урока математики:

Найди верное утверждение.

Заполни пропуск, чтобы высказывание было верным.

Вставь цифры в окошки, чтобы получилось верное неравенство.

Запиши число, соответствующее характеристике

Ситуация выбора при закрепление изученного:

№ 1. Желток, железо, желтый

Носильщик, нос, носатый – 3 уровень.

№ 2. Седой, сидение, седина

Холод, морозный, холодный – 2 уровень

№ 3. Веселый, радость, веселье

Столбик, пень, пенек – 1 уровень

Проверка, вывод: родственные слова = общая часть + общее значение

… при актуализация знаний:

1) Индивидуальная работа – 4 чел. / на доске.

белка, беленький, белить→ белый

лист, лиса, лисенок → лисица

водяной, вода, водить → водичка

лось, лоскут, лосиха → лосенок

б) * выпиши только родственные слова к слову; * выдели корень;

- горе => горевал, горюет, пригорюнился, горемыка, горе;

- гора => пригорок, горцы, горный, гористая, гора;

- горит => загорел, горит, погорельцы, выгорит, горит, подгорел.

Горевал, загорел, пригорок, горцы, горит, горюет, горит, горный, пригорюнился, гористая, погорельцы, выгорит, горемыка, горе, гора, горит.

- С помощью какого слова можно объяснить смысл родственных слов?

- Как пишите корень в родственных словах? – одинаково

2) Все остальные дети:

а) Найдите орфограммы в пословицах и объясните написание букв;

б) Закончите предложение, выбрав верный вариант ответа (полным ответом)

Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное выступление на тему :"Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника".

Выступление о том, что ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно вз...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

доклад  по теме: "Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников"...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако час...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

Что может дать один человек другому, кроме капли тепла. И что может быть больше этого?»...

Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников».

Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников»....