доклад "Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников"
материал
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: Создание ситуации успеха в учебной деятельности
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести
эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых
является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие
негативное отношение в школе. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется
добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и
одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема
обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он
теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при
этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному
процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно
актуальны для представителей педагогической общественности.
На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и
педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д.
Ушинский. В своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном
значении” К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес
Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не
переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности,
должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение
стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это
определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор
педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно
надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг
учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные
Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении,
помощи учащимся при ее осуществлении.
успеха, по мнению Г.А. Цукермана , приводит к сотрудничеству
учителей с учащимися . В условиях сотрудничества Цукерман выделил три ведущие
характеристики действий учащихся :
несимметричность взаимодействия, т. е. ребенок, осуществляет поиск недостающих
познавательная инициатива ребенка, в процессе обучения ученик активен, понимает,
что ему еще надо узнать;
-обращение с конкретным запросом нового знания, т. е. обращение в случае незнания к
учителю без жалобы на свои трудности.
На такой же позиции стоит И. Ф. Харламов, доктор педагогических наук. По его
мнению, сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь
доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на
уважении и требовательности , а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно,
укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха.
Этой же точки зрения поддерживается Сергей Александрович Смирнов. Известный
педагог уделяет большое внимание созданию доброжелательной атмосферы и
взаимопомощи при выполнении учебных и других заданий; справедливому равному
отношению ко всем учащимся и оценке успехов в учебной деятельности.
В концепции А.С. Смирнова в качестве основной цели педагогического процесса
рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей
ребенка, формированию у него внутреннего психологического покоя и уверенности в
деятельности : отношение к ребенку как к субъекту, формирование личностного стиля
взаимоотношений, созданием положительного эмоционального фона . В школе ребенок
формировании у учащихся постоянного ощущения успеха.
Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для
преодоления трудностей , желания учиться. Учитель должен создать такие условия , в
которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутренние удовлетворение ; он
деятельности . А для этого нужно создавать ситуации успеха .
Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса,
увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя
Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию
для преодоления трудностей, желания учиться.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической
точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости,
удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей
деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого
состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное,
организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь
значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику
ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация –
это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной
ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости,
успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача
учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность
пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет
ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность,
развивает инициативность, креативность, активность;
поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Технологические операции создания ситуации успеха
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но
достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди
которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические
особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано
создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от
процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта
помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической
атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными
(мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации,
мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и
доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон,
Технологические операции создания ситуаций успеха:
Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость,
боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так
может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие
способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами
Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую
задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и
возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности
– помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.
“Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта
деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим
Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в
предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только
тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой
Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению
конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется
Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в
целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”.
“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы
заслуживает эта часть твоей работы”.
Система методов создания ситуации успеха на уроке
Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов.
Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для
переживания учащимися ситуации успеха.
Методы дифференцированного обучения
Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что
учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием
окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность
учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и
вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому
повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Дифференциация (от латинского differentia – различие) означает расчленение, разделение,
расслоение целого на части, формы, ступени. В основе дифференцированного обучения
лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой
группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню
обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе
изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний,
разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.
При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на
“сильных”, “средних” и “слабых” учащихся. Учитель объясняет новый материал для всего
класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои
творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение
Характер творческих заданий может быть различным:
на установление межпредметных связей;
ориентирующие учеников на поиски разнообразных вариантов решения;
на сравнение и сопоставление;
на расширение кругозора.
Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего
средние ученики также получают задание с элементами творчества. Учитель имеет
возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет усиленное
закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество
примеров и упражнений. Также детям предлагаются образцы выполнения заданий,
опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работать в меру
своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой
Осуществление разноуровнего контроля – создание групп учащихся, каждая из которых
выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов.
Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на
программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания выполненные сверх
обязательного минимума оценивается учителем отдельно.
Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление
обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно
предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема,
разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности.
Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает
каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он
справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально
готовить. Во-первых, у него уже должны быть сформированы некоторые умения работать
самостоятельно, при этом дается установка учителя: сначала работаем вместе, чтобы
потом ты мог работать сам (только то, что ты сделаешь самостоятельно, будет иметь
значение). Во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой
ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни,
С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.
Успех – положительный результат, удачное завершение чего-нибудь.
Успех – это общественное признание, одобрение.
Успех – хорошие результаты в работе, занятиях.
(Малый толковый словарь)
Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве, спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.
Это сочетание многообразных педагогических средств и приемов, методов реализующих установку учителя на гуманизацию педагогического процесса в школе.
Необходимо выполнять ряд следующих педагогических действий для создания ситуации успеха:
1. Изучение личности младшего школьника; составление на этой основе его диагностической характеристики.
Клиническое, психологическое и педагогическое направления диагностической работы помогает учителю начальных классов и родителям получить информацию о состоянии здоровью ученика, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также уровне эмоционально - волевой сферы. Такая диагностика позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении. Ведь от правильной диагностики зависит не только дельнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба.
2.Формирование социально-психологиеческой атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива.
3. Создание условий для эффективного участия в деятельности(учении, игре и т.д.)
К ним относятся: создание материально - технологического обеспечения пространства; подбор соответствующих возрастным особенностям методов и приемов обучения; учет индивидуально - личностных качеств учеников. Состояние комфорта несет с собой удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к её продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. Вывод ясен: комфортность обучения – условие её успешности.
4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке требует смены видов деятельности, обеспечение каждому ученику возможности работать в доступном ему темпе, получения или собственного, личностно значительного результата учебной работы, укрепляющего веру ребенка в его познавательные возможности.
Следует отметить важную роль для возникновения у учащихся психологического комфорта. Наиболее продуктивное время занятий 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ я планирую именно на это время.
При конструировании ситуации успеха необходимо:
определить виды деятельности и сферы общения, в которых реален успех ученика;
найти у ученика положительные стороны индивидуальности и на этой основе проектировать личностное развитие;
ставить перед учениками трудные, но достижимые цели;
способствовать успеху в деятельности индивидуализацией требований, одобрением и разумной помощью;
оценивая деятельность детей, не сравнивать достижения разных учеников, т.к. их возможности, уровень развития разный;
при оценке деятельности детей хвалить исполнителя, а критиковать исполнение;
познакомить родителей с алгоритмом создания ситуации успеха в семье;
использовать возможности семьи для повышения результативности учебно-воспитательного процесса;
влиять на групповое мнение с помощью демонстрации положительных сторон личности;
помогать освоить роль не только ведомого, но и ведущего в межличностном общении детей;
побуждать ученика к самопознанию и самовоспитанию адекватной самооценки;
стимулировать мотивацию успеха в общем деле;
поощрять стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах;
способствовать формированию увлечения самим процессом деятельности, а не только результатом.
Предлагаю использовать следующие приемы создания ситуации успеха:
Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.
Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
Так же стоит отметить, что выполнение разноуровневых заданий: по форме, по сложности, по объему, предполагает разную умственную деятельность и помогает учесть индивидуальные особенности детей, учит детей рассчитывать свои силы и возможности, достигать определенной планки, напрягая все силы. Только так знания будут расти. А там, где будет успех, там будет и интерес.
Приведем несколько примеров:
Сегодня я приготовила для вас домашнее задание разных уровней сложности и хочу, чтобы каждый сам выбрал то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока литературного чтения:
Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.
Дополнить список правил доброго человека, оказать помощь.
Найти пословицы, высказывания о доброте и объяснить их смысл.
… после урока русского языка:
1) Дописать два предложения, придумать их концовку.
Составить поздравление с Новым годом.
2) Упр. т-з – рыба, новые родственные слова найти- 1 уровень.
Упр. – выпиши родственные слова, исключая лишние – 2 уровень.
… после урока математики:
Найди верное утверждение.
Заполни пропуск, чтобы высказывание было верным.
Вставь цифры в окошки, чтобы получилось верное неравенство.
Запиши число, соответствующее характеристике
Ситуация выбора при закрепление изученного:
№ 1. Желток, железо, желтый
Носильщик, нос, носатый – 3 уровень.
№ 2. Седой, сидение, седина
Холод, морозный, холодный – 2 уровень
№ 3. Веселый, радость, веселье
Столбик, пень, пенек – 1 уровень
Проверка, вывод: родственные слова = общая часть + общее значение
… при актуализация знаний:
1) Индивидуальная работа – 4 чел. / на доске.
белка, беленький, белить→ белый
лист, лиса, лисенок → лисица
водяной, вода, водить → водичка
лось, лоскут, лосиха → лосенок
б) * выпиши только родственные слова к слову; * выдели корень;
- горе => горевал, горюет, пригорюнился, горемыка, горе;
- гора => пригорок, горцы, горный, гористая, гора;
- горит => загорел, горит, погорельцы, выгорит, горит, подгорел.
Горевал, загорел, пригорок, горцы, горит, горюет, горит, горный, пригорюнился, гористая, погорельцы, выгорит, горемыка, горе, гора, горит.
- С помощью какого слова можно объяснить смысл родственных слов?
- Как пишите корень в родственных словах? – одинаково
2) Все остальные дети:
а) Найдите орфограммы в пословицах и объясните написание букв;
б) Закончите предложение, выбрав верный вариант ответа (полным ответом)
Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование дифференцированного обучения на уроках русского языка как средство формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника»
Выступление на августовской секции учителей начальных классов...
Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников.
Успех в учёбе - завтрашний успех в жизни!...
Публичное выступление на тему :"Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника".
Выступление о том, что ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно вз...
Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников
доклад по теме: "Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников"...
Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако час...
Создание ситуации успехав учебной деятельности младших школьников
Что может дать один человек другому, кроме капли тепла. И что может быть больше этого?»...
Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников».
Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников»....