Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников
статья (3 класс) на тему

Васина Елена Геннадьевна

доклад  по теме: "Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_1.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Чамзинская СОШ №2»

Выступление

на тему:

«Использование компьютерных технологий на уроках русского языка в начальной школе»

                                                       Подготовила: учитель начальных классов

                                                   Васина Е.Г.

Огромное влияние на развитие личности современного ребенка, несомненно, накладывает бурное развитие информационных технологий. Традиционная схема «учитель – ученик – учебник» становится недостаточно эффективной в новой образовательной среде. Поэтому в схему обучения вводится такое звено, как компьютер, а информационные технологии занимают все большее место в образовательных дисциплинах.

ФГОС второго поколения ставят  владение информационными технологиями в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать,  уже к окончанию начальной школы. Основной задачей обучения стало не приобретение определенной суммы знаний, а формирование умения эффективно владеть технологиями и способами работы с информацией, что создает совершенно новый стиль мышления, иные подходы к оценке и решению учебных и жизненных проблем, к организации своей деятельности.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления. Повышается мотивация познавательной деятельности учащихся, их заинтересованность в процессе и результате обучения. ИКТ позволяют объединять текстовую, графическую, аудио-видеоинформацию, что значительно повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю.
Разумеется, заменить живого учителя компьютер не сможет. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

На уроках в начальной школе при разработке компьютерной поддержки предмета учителю необходимо иметь четкое представление о том, при изучении каких тем и для решения каких дидактических задач целесообразно применять компьютерные задания; какие программные средства возможно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий; какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей. Эта необходимость вызвана тем, что время работы с компьютерными заданиями и их количество строго ограничиваются возрастными особенностями обучающихся начальной ступени.

Компьютерные технологии предоставляют учителю возможность организовывать как групповую, так и индивидуальную работу на уроке. При индивидуальной работе необходимо учитывать особенности восприятия информации, стиль мышления, базовый запас знаний, статус ребенка в коллективе.

Например, на уроках русского языка ребенок с приоритетным визуальным способом восприятия может выполнять задание на компьютере в то время, когда учитель проводит слуховой диктант.

При организации дифференцированной работы по уровню усвоенного материала можно привлечь для работы за компьютером во время фронтального опроса, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала обучающихся, нуждающихся в упрощенных или, наоборот, более сложных по сравнению со средним уровнем класса заданиях.

Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно организовывать работу за компьютером в группах, попутно решая задачу развития коммуникативных умений. Особый эффект дает такая форма работы при решении проблемных, исследовательских заданий.

Тренажеры повышенной сложности, пропедевтические задания можно использовать при работе с детьми, выполняющими общие для класса задания быстро и качественно.

Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Использование Интернета позволяет организовать посильное дистанционное обучение. Например, работа в сети «Дневник.ру» дает возможность организовать видео-урок, выдать домашнее задание и проконтролировать его выполнение. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо или в дополнение к традиционной контрольной работы по изученной теме.

Таким образом, использование ИКТ в учебном процессе позволяет усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем усвоения учебного материала; организовать одновременно детей с различным уровнем развития учебных способностей.

На уроках в начальной школе применение ИКТ возможно по следующим направлениям:

  • создание презентаций к урокам;
  • использование готовых обучающих программ;
  • разработка собственных программ;
  • работа с ресурсами Интернет.

Еще К. Д. Ушинский говорил: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». За прошедшее время эти слова не потеряли свою актуальность. Урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывает у детей яркий эмоциональный отклик,  позволяет привлечь внимание самых инфантильных или расторможенных. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Приведем пример использования презентации.

Работа со словарными словами строится таким образом:

  • сначала ребята отгадывают слово с помощью ребуса,
  • проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции,
  • появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму,
  • затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя (смысл слова), происхождение слова (этимология),
  • делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова,
  • подбирают к слову однокоренные слова,
  • подбирают синонимы, антонимы (если это возможно),
  • следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом,
  • выделение этого слова в фразеологизмах, пословицах, поговорках,
  • составление предложения с этим словом или запись предложения со слайда.

Анимационные средства презентации позволяют создать визуальный «якорь» при запоминании словарных слов. Например, выделение орфограмм цветом, мигание, разбивка слова на буквы или составление его из предложенного набора букв. Таким образом, к моторной и зрительной памяти подключаются ассоциативное мышление и память, что делает запоминание более осмысленным.

Работа с фразеологизмами.

Презентация позволяет не только проиллюстрировать смысл фразеологизма или «крылатого выражения», но и дает возможность выполнить следующие виды творческих заданий:

  • придумать ситуацию, подходящую к данному фразеологизму;
  • подобрать фразеологизм к иллюстрации или ситуации;
  • написать мини-сочинение с использованием конкретного или любого фразеологизма на заданное слово.

Использование ребусов, стихотворений при изучении слов с трудным написанием поддерживает эмоциональный настрой ребёнка на выполнение задания, интерес, позволяет избежать процесса монотонности процесса усвоения новых знаний, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию к учению.

Также программа PowerPoint дает замечательную возможность создавать интерактивные таблицы, которые являются практическим материалом к урокам. Иллюстрации, сопровождающие теоретический материал, концентрируют внимание каждого учащегося, способствуют более глубокому усвоению знаний и умений. Примеры, приведённые по каждой рассмотренной теме, дают возможность закрепить полученные знания.
В процессе работы с электронными таблицами учащиеся в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал, закрепляют ранее изученный. Кроме того, многие темы в курсе русского языка рассматриваются в каждом классе, усложняясь и расширяясь по мере их изучения. Таблица, выполненная в электронном варианте, позволяет в разных классах актуализировать знания по данной теме и добавить новые.

На уроках русского языка возможно использование готовых программных продуктов. Источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски.

Например, повышают эффективность урока или дополнительного занятия тренажеры «Грамотное письмо», «Фраза»,  где дети выполняют практические задания разных видов. Во 2-4 классах может быть полезным сборник дидактических материалов «К грамотности ступенька», содержащий пакет комбинированных компьютерных программ, которые включают демонстрационно-тренировочный, контрольно-тренировочный и тестирующий модули. Сборник содержит богатый и разнообразный материал по грамматико-орфографическим темам, представленный в трех вариантах, для текущего изучения правил и обобщающего повторения.

Программа «Грамотей» представляет собой интерактивный тренажер, обеспечивающий возможность тренировки ученика в выполнении всех типов заданий по русскому языку в объеме начальной школы. Аналогичными являются программы «Русский язык для детей и взрослых», «Отличник», «Русский за 10 минут».

Большие возможности предоставляет ПМК «Академия младшего школьника», в который включены более 3000 заданий не только по русскому языку, но и по математике, окружающему миру, задания для тренировки памяти, мышления, внимания. Достоинством этого комплекта является также то, что учитель сам может конструировать компьютерное сопровождение урока, выбирая необходимые задания и их уровень сложности, организовать парную работу обучающихся за компьютером.

Повышают эффективность урока не только электронные диски с готовым для работы материалом. Уже с первого класса можно использовать тестовые задания, не требующие сложных навыков работы с компьютером. Использование тестов имеет важное значение в привлечении внимания детей к выполняемой работе, повышении заинтересованности в результате, наглядном представлении достижений и роста каждого обучающегося.

Тесты можно создавать самостоятельно на основе шаблона для начальной школы Д. Иванова (http://www.nachalka.com/test_shablon), который обладает возможностью исправлять допущенные учеником ошибки. Варианты заданий теста предполагают выбор одного или нескольких правильных вариантов ответов из предложенных. После выполнения всех заданий теста учащимся автоматически выставляется оценка. На листе «Результаты теста» можно нажать кнопку «Исправить» и выполнить задания, в которых были допущены ошибки. При этом, если ученик отвечает неправильно, выдается сообщение «Ответ неверный». В рамках предложенного шаблона можно запрограммировать создание рейтинга класса или личных успехов каждого ребенка.

Кроме тестов можно использовать кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока и по очереди работая по определенному алгоритму.

Использование ресурсов Интернет

Четко организованная и точно дозированная работа с сетью Интернет расширяет кругозор, развивает любознательность, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Непосредственно на уроках Интернет дает возможность использовать в работе сведения из различных словарей и энциклопедий, другой справочной литературы. Является дополнительным источником сведений, языкового и иллюстративного материала для сообщений и докладов, помогает в решении проблемных вопросов. Во внеурочное время с помощью Интернета организуется групповое общение и взаимодействие детей. Кроме того, Интернет дает возможность обучающимся принимать участие в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах. В качестве примеров можно привести конкурс Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ-Специалист) (портал «Центр развития молодежи» http://www.cerm.ru), викторины и турниры портала «Фактор роста» (http://www.farosta.ru/ ), олимпиады на портале «МИНОБР.ОРГ» (http://minobr.org/ ).

Таким образом, Интернет расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета); предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией; дает возможности для профессионального и творческого роста учителя; позволяет использовать на уроке современные технические средства, повышающие внимание обучающихся.

Применение ИКТ на уроках в начальной школе позволяет повысить эффективность обучения. Однако при их использовании необходимо придерживаться определенных правил, обусловленных возрастными особенностями обучающихся.

Учитель должен постоянно помнить, что презентация – это иллюстративный ряд к уроку, а не учебник и не конспект урока, поэтому выносить на экран слова учителя, цели и задачи, приветствие и прощание не нужно. То, что можно сказать словами – в презентации будет лишним. На экране должна быть лишь та основная информация, которая привлечет внимание детей и останется у них в памяти.

 Презентация не должна заменять практическую деятельность учеников. Лучше запомнится то, что усвоено через практический опыт, а не просто продемонстрировано на экране.

Работа с компьютером требует определенных физических нагрузок, особенно на глаза, поэтому этот вид деятельности в начальных классах необходимо строго дозировать. Общее время работы на уроке за монитором компьютера не должно превышать 10 минут, с презентацией - 20 минут. Желательно, чтобы эта работа было разбита  на несколько заданий по 3-5 минут каждое. Обязательно чередовать работу с компьютером и практическую, письменную работу, гимнастику для глаз, смену позы  (при работе в группах или парах), подвижную игру, физминутки, релаксационные паузы.

Наконец, следует помнить, что, несмотря на их привлекательность для детей, компьютерные технологии – не развлечение. Использование анимированных картинок, некоторых эффектов анимации в презентациях, перегруженность рисунками может отвлечь и рассеять внимание обучающихся. Ученики начальной школы любят все яркое и двигающееся, но цель урока – дать знания и закрепить умения, а не развлечь.

Только грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует активизации познавательной деятельности, повышению качества обучения школьников; формированию универсальных учебных действий, развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; формированию информационно- коммуникационной компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного» развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников

Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного»  развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников...

Публичное выступление на тему :"Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника".

Выступление о том, что ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно вз...

Из опыта работы : «Развитие мотивации в учебной деятельности младших школьников посредством создания ситуации успеха»

Из опыта работы: «Развитие мотивации в учебной деятельности  младших школьников посредством создания ситуации успеха»...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако час...

Родительское собрание: "Работа семьи и школы по созданию ситуации успеха в самореализации младшего школьника"

Основные понятия: ситуация успеха, успех, самореализация, качества успешного человека и условия, при которых человек становится успешен....

Личностно-ориентированные технологии.Создание ситуации успеха в обучении младших школьников.

Быстрый ответ Мгновенный ответПо определению личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры н...