Выступление на научно-практической конференции
статья

«Уникальное наследие классика педагогики: К.Д. Ушинский и его идеи для современного образования в начальной школе»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ablahatova_g.s.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Уникальное наследие классика педагогики: К.Д. Ушинский и его идеи для современного образования в начальной школе»

Родной язык является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.

К.Д.Ушинский.

В последние годы общество предъявляет повышенные требования к системе воспитания и образования в современной школе. Значительно увеличивается объём учебного материала, расширяется круг изучаемых вопросов, усложняется методическая сторона образования. Успешное решение учебных задач становится возможным только при активной деятельности самих учащихся. Выпускники школ должны уметь самостоятельно развивать и реализовывать свои способности, принимать правильные решения, быть ответственным за результаты своей деятельности.

Современные цели и задачи в системе образования и воспитания сформировались в результате научной и практической деятельности целой плеяды российских педагогов. Наиболее значительный вклад в методику начального обучения русскому языку внес Константин Дмитриевич Ушинский (1824 — 1870).

Труды К. Д. Ушинского созданы в основном для народной начальной школы: его учебники «Детский мир» и «Родное слово» воплощают передовые для того времени методические идеи, которые не утратили актуальности и в настоящее время.

 Во всей педагогической системе К. Д. Ушинского родному слову отводится особая роль. Изучение родного языка служит средством развития мышления учащихся, через родной язык, прежде всего, познается вся окружающая жизнь, роль народа в историческом развитии России, родное слово связывает ребенка со своим народом и всем его духовным богатством.

К. Д. Ушинский высоко оценивал роль родного языка в духовном и нравственном развитии человека. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой, социально-активной личности. Именно поэтому в теории Ушинского родной язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития личности. Он указывал на неизмеримое значение родного языка в формировании подрастающих поколений, которые вместе с языком усваивают продукты духовного развития, пройденного народом в его

«тысячелетнем историческом движении». «Отнимите у народа все — и он все может вернуть, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его»

Основополагающая мысль Ушинского в том, что родной язык является главным предметом изучения для ребенка, и все обучение основам наук должно проходить только на родном языке после его усвоения. «Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний» – подчеркивал великий педагог. Обучение иностранному языку, по мнению Ушинского, способствует развитию логики ума, расширяет сферу общения, но должно идти после усвоения родного языка. Большое значение педагог придавал народному творчеству в обучении родному языку и развитию чувств, и воображения ребенка, подчеркивая красоту, меткость, образность малых форм фольклора и сказок.

Важным наследием Ушинского является его методика обучения чтению и письму. Раннее обучение, введенное Ушинским, до сих пор используется в начальных классах. Эта методика позволяет детям быстро освоить навыки чтения и письма, и она была широко внедрена в систему образования России.

Преподавание отечественного языка имеет три цели:

- развитие дара слова, т.е. умений выражать свои мысли в устной и письменной речи;

- усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой;

- усвоение грамматики, или логики, языка.

Для решения каждой цели Ушинский разработал систему упражнений, отвечающих принципам наглядности, доступности, систематичности, последовательности и постепенности, сознательности, развивающего обучения. Заслуга К. Д. Ушинского состоит и в том, что он изменил содержание и методы первоначального обучения родному языку, разработал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

Своеобразие методики К. Д. Ушинского заключалось в том, что умение читать приобреталось вслед за умением написать букву. Звуковой метод обучения грамоте поначалу не нашел своих продолжателей, однако основания метода не были забыты и в XX в., благодаря развитию науки о языке, вновь возникли и легли в основу продуктивного звукового аналитико-синтетического метода, который в настоящее время применяется при обучении грамоте первоклассников.

По мнению К. Д. Ушинского, овладение родным языком должно быть осознанным, так как представляет собой разностороннюю деятельность, связанную с практическим освоением курса грамматики, которая раскрывает логику языка, показывает нормы склонения, спряжения, построения словосочетаний, развивает мышление и дар слова у школьника. Задача учителя — показать детям роль языковых форм в оформлении мысли: значений и содержания высказывания. Поэтому изучение грамматики ученый-методист предлагал проводить на текстовом материале и(или), как минимум, — на предложении. К. Д. Ушинский предложил одну из наиболее эффективных методик — методику изложений и сочинений. Он высоко ставил работу по совершенствованию самостоятельной речи детей.

К. Д. Ушинский сформулировал требования к упражнениям по языку: разнообразие форм и взаимосвязанность по уровням языка и по характеру формируемых учебных умений, важнейшими из которых считал умение понимать (при чтении) и правильно писать (с орфографической точки зрения). Орфографические умения и навыки, считал ученый, должны закладываться на самых ранних этапах обучения. В правописании он высоко ставил роль правил, одновременно отдавая должное и формированию общей языковой культуры.

Одной из важных идей К.Д. Ушинского была необходимость индивидуализации обучения. Ушинский считал, что каждый ребенок уникален и, следовательно, его обучение должно быть индивидуальным и ориентированным на его потребности. Это позволяет учителю учитывать особенности личности ученика, его склонности, интересы и потребности. Сегодня эта идея продолжает оставаться актуальной, и многие образовательные учреждения стремятся не только давать знания, но и развивать личностные качества учеников. Современные образовательные программы стремятся не только передавать знания, но и развивать личностные качества учащихся, поддерживать их творческие проявления и уважать их индивидуальность.

Еще одной важной идеей Ушинского является необходимость учета возрастных особенностей детей при обучении. Ушинский считал, что обучение должно быть ориентировано на особенности развития ребенка, что позволяет достичь наилучших результатов. Сегодня эта идея продолжает оставаться актуальной, и многие образовательные учреждения внедряют подходы, ориентированные на возрастные особенности учеников, что позволяет достигнуть более эффективного обучения и лучших результатов.

Еще одной важной идеей Ушинского была необходимость привлечения родителей к образованию своих детей. Он считал, что родители должны быть активно вовлечены в образовательный процесс и работать вместе с учителями для достижения наилучших результатов. Важность взаимодействия родителей и учителей в образовании также остается актуальной и находит свое отражение в современных образовательных системах. Сегодня многие школы и детские сады активно работают над привлечением родителей к образовательному процессу и предоставлением им возможности активно участвовать в жизни школы.

Современное образование тесно связано с идеями К.Д. Ушинского, и многие из его принципов и методов продолжают быть актуальными в наше время. Индивидуализация обучения, внедрение новых технологий, активное использование наглядных пособий и методов формирования моральных и духовных качеств учеников - все это стало неотъемлемой частью образовательного процесса.

В настоящее время многие педагоги и ученые продолжают развивать идеи Ушинского, применяя их на практике и адаптируя к современным условиям. Одним из ярких примеров является концепция «личностно-ориентированного образования», которая базируется на идеях Ушинского об индивидуализации и развитии личности ученика.

В заключение можно сказать, что К.Д. Ушинский - это не только классик педагогики, но и фундаментальный ученый, который оставил свой след в разных областях знания. Он считал, что образование должно быть ориентировано на развитие личности ученика, учет возрастных особенностей, взаимодействие учителей и родителей, воспитание гражданина и патриота и высокую моральную культуру педагога. Его идеи, принципы и методы остаются актуальными и востребованными в наше время, и его наследие продолжает служить источником вдохновения и знаний для современных педагогов и ученых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ Внедрение методов активного обучения на уроках профессионального цикла

Представлен доклад на тему "Внедрение методов активного обучения на уроках профессионального цикла по профессии Повар, кондитер...

выступление на научно-практической конференции

В рамках предметных секций к   Дню открытых дверей готовили с  ученицей  научно-исследовательскую работу ...

Выступление на научно-практической конференции

Предлагаю вашему вниманию выступление на научно-практической конференции в начальных классах на тему "Шоколад - за и против"....

Выступление на научно-практической конференции начальной школы

Предлагаю вашему вниманию выступление на научно-практической конференции на тему "Пыль"....

Выступление на научно-практической конференции "Воспитание социально-активной творческой личности школьника через включение в проектную деятельность"

Материал содержит выступление и презентацию на научно-практической конференции педагогов по теме - Проектная деятельность....