«Алгоритм. Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения учащихся начальных классов?» (обмен опытом)
статья
«Алгоритм. Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения учащихся начальных классов?»
(обмен опытом)
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Алгоритм. Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения учащихся начальных классов?»
(обмен опытом)
Доклад подготовила
учитель начальных классов:
Чепрасова С.В.
ТЕМА: «Алгоритм. Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения учащихся начальных классов?».
Работа с орфографическими правилами способствует умственному развитию учащихся, т.к. она требует постоянного анализа и синтеза, сопоставлений и противопоставлений, обобщения и конкретизации, рассуждений и доказательств.
На основе правил строятся алгоритмы решения грамматико-орфографических задач, школьники овладевают упорядоченными действиями, постепенно переходят к сокращённым, «свёрнутым» действиям, - от полного содержания орфографического действия к намёку и моментальному решению.
Учебная ситуация порождает потребность проверить орфограмму. Осознавая мотивы предстоящего действия, ученик ставит цель, осмысливает задачу. Составление алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действия по правилу, по ступеням («шагам») и выполнение действия по алгоритму формирует умение и его постепенное перерастание в автоматизированное действие, навык.
Алгоритм — это точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения орфографических задач. При точном соблюдении всех «шагов» алгоритм всегда приведёт к правильному решению орфографической задачи.
АЛГОРИТМ проверки безударной гласной корня:
1 – й шаг: найди в слове корень.
2 – й шаг: есть ли в корне безударный гласный?
/ /
Да. Нет.
3 – й шаг: измени слово или подбери родственное.
4 – й шаг: сравни проверяемое или проверочное слова. Скажи, как надо писать корень.
Проговори отчётливо. Напиши. Проверь написанное.
(Алгоритм можно использовать уже в конце 2-го класса)
АЛГОРИТМ проверки употребления разделительного ъ:
1 – й шаг: есть ли в слове приставка?
/ /
Да. Нет: ъ не пишется.
2 –й шаг: оканчивается ли она на согласный?
/ /
Да. Нет: ъ не пишется.
/
3 – й шаг: есть ли после приставки ё, е, или я?
/ /
Да: ъ пишется. Нет: ъ не пишется.
(для примера слова: «подъём», «поехал», «поднял»)
АЛГОРИТМ проверки слитного / раздельного написания приставки / предлога:
1 – й шаг: употребляется ли проверяемое слово без предлога / приставки?
/ /
Да Нет: пиши слитно, это приставка.
2 – й шаг: можно ли вставить вопрос или иное слово?
/ /
Да, можно: Нет, нельзя:
пиши раздельно, пиши слитно, это приставка.
это предлог,
а не приставка
(слова для проверки алгоритма: «набережная», «дом стоял на берегу реки», «нарисовал»)
АЛГОРИТМ употребления ь после шипящих на конце имён существительных.
1 – й шаг: Проверяемое слово – имя существительное?
/ /
Да. Нет: проверь по словарю.
/
2 – й шаг: Оканчивается ли оно на шипящий (ж, ч, ш, щ)?
/ /
Да Нет:проверь по словарю.
/
3 –й шаг: Определи род: женский, мужской.
/ /
Женский: пишется ь. Мужской: ь не пишется.
(слова для проверки алгоритма: «ночь», «нож», «конь», «зажечь»)
АЛГОРИТМ проверки безударных падежных окончаний имён существительных (- и, -е):
1 й– шаг Является ли проверяемое слово существительным?
/ /
Да. Нет.
2 – й шаг: Выдели окончание. Безударное ли оно?
/ /
Да, безударное. Ударяемое: проверять не нужно.
/
3 – й шаг: Определи склонение существительного:
/ / /
1 – е 2 – е 3 –е
4 – й шаг В родит. пад. В предложен. В род., дат. и предлож.
оконч. «-и» пад. оконч. пад. оконч.
(«-ы) «-е» «-и»
5 –й шаг Составь предложение или словосочетание с проверяемым именем существительным в нужном падеже.
(Примеры для проверки алгоритма: «на чистой скатерти лежал хлеб», «цветы стоят в голубой вазе», «в нашем доме чисто, уютно».)
АЛГОРИТМ проверки падежных окончаний (-е, -и) имён существительных способом
сопоставления с ударяемым окончанием того же типа склонения («по воде – по улице»)
1 й– шаг Является ли проверяемое слово существительным?
/ /
Да. Нет: проверяй другим способом.
2 – й шаг: Выдели окончание. Безударное ли оно?
/ /
Да, безударное. Ударяемое: проверять не нужно.
/
3 –й шаг: Подбери проверочные слова – существительные того же склонения с ударяемым окончанием «по воде – по книге».
4 – й шаг: Сравни проверочное слово с проверяемым: в проверяемом пиши то же окончание, которое стоит под ударением в проверочном слове.
АЛГОРИТМ проверки парных звонких / глухих согласных на конце слова:
1 – й шаг: Произнеси проверяемое слово. Есть ли на конце слова звуки [п] , [ ф] , [к] ,[т] ,[ с ], [ш ]?
/ /
Да: нужно проверять. Нет: проверять не нужно.
/
2 – й шаг: Измени слово так, чтобы после согласного был гласный.
/ /
Слышится звонкий. Слышится глухой.
/ /
3 – й шаг: Пиши букву б, в, г, д, з, ж. Пиши букву п, ф, к, т, с, ш.
АЛГОРИТМ проверки безударного на уровне возможностей 2 –ого класса:
1 – й шаг: Произнеси проверяемое слово. Есть ли в нём гласные в безударных словах?
Если есть – какие они?
/ \
а, о, е, и – нужно проверить. У, ы – проверять не нужно.
2 –й шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.
Произнеси слова вместе, выдели ударный слог.
3 – й шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.
Проверь написанное.
(Примеры для проверки алгоритма:»волна», «посветлело», «голодный» ,»семья»)
АЛГОРИТМ для работы с предлогами (алгоритм распознавания):
1 – й шаг: Обозначает предмет, признак или действие?
/ / \
Да. Да: это не предлог.
2 – й шаг: Можно ли поставить вопрос от предлога?
/ \
Да: это предлог. Нет: это не предлог.
/
3 – й шаг: Указать, какие слова связывают предлог.
(Примеры для проверки алгоритма: « влетел в комнату»)
АЛГОРИТМ для проверки написания предлога.
1 – й шаг: Есть ли ударение на предлоге, или он безударный?
/ \
Без ударения. Под ударением – пиши, как слышишь.
/
3 – й шаг: Проверь написание предлога по словарику предлогов (гласные о, а, е)
(Примеры для проверки алгоритма: «донёс до моста»)
АЛГОРИТМ проверки слов с двумя безударными гласными в корне.
1 – й шаг: В слове есть сочетания «-оро-», «-ере-», «-еле-». Какие гласные здесь безударные?
/ \
Безударные оба гласных звука. Безударный один гласный звук:
/ подбери проверочное слово.
2 – й шаг: Подбери проверочное слово для первого безударного гласного звука.
/ \
Удаётся найти проверочное Не удаётся – проверь по словарю.
слово.
/
3 – й шаг: Подбери второе проверочное слово.
/ \
Удаётся найти проверочное Не удаётся – проверь по словарю.
слово.
/
4 – й шаг: Сопоставь, сравни проверяемое слово с обоими проверочмыми словами.
Напиши соответствующие гласные буквы. Проверь написанное.
(Примеры для проверки алгоритма: «береговой».)
АЛГОРИТМ проверки непроизносимых согласных.
1 – й шаг: Есть ли в слове «опасный» сочетание согласных?
/ \
Есть: [сн] , [ зн] . Нет: проверять нечего.
2 –й шаг: Подобрать однокоренные слова, в которых после [ с] или [ з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова, слышатся отчётливо.
/
3 – шаг: Сравнить проверяемое и проверочные слова. Сделать вывод. Написать правильно.
Проверить написанное.
АЛГОРИТМ проверки написания «не» с глаголами.
1 – й шаг: Найди в предложении глагол. Есть ли при глаголе отрицание «не» ?
/ \
Есть. Нет: проверять нечего.
/
2 – й шаг: «Не» с глаголами пиши раздельно.
Проверь написанное.
В четвёртом классе алгоритмы составлять можно с учащимися.
Обучение правописанию в начальных классах идёт от обозначения звуков(фонем) буквами к решению грамматико-орфографических задач по проверке орфограмм. Параллельно орфография усваивается путём запоминания. Орфографическая работа органически вплетается, включается в общую систему языковой работы учащихся, связывается с развитием речи детей, с усвоением выразительной, орфоэпически правильной речи, с усвоением интонаций, с обогащением словаря.
ЛИТЕРАТУРА: М.Р.Львов. «Правописание в начальных классах».
Москва. «Просвещение». 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.
Программа модернизации российского образования, осуществляемая в настоящее время, базируется на наиболее интересных идеях и прак...
Статья на тему: "Мониторинг обученности учащихся начальной школы при безотметочной системе обучения"
В статье я делюсь опытом отслеживания успеваемости обучающихся начальной школы при безотметочной системе обучения....
«Использование ПК В системе «знак» для организаций проверки обученности учащихся начальной школы по математике»
АИС”ЗНАК”-инструмент для проверки текущего контроля знаний учащихся,отработки у них навыков решения несложных типичных задач, подготовки к ЕГЭ и ГИА по математике . Не секрет, что большую часть контин...
Творческие задания на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе. Обмен опытом.
Материал предназначен для педагогов работающих в начальной школе. ...
Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников
Доклад по теме" Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников"...
Инновационные системы контроля при обучении учащихся начальных классов
ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...
Выступление на МО "Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе" (обмен опытом)
Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе(обмен опытом)...