Создание речевых ситуаций – один из методических приемов работы с младшими школьниками
методическая разработка (4 класс)

Деркова Елена Владимировна

Создание речевых ситуаций - это один из приемов, позволяющих эффективно работать над развитием речи учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_rechevyh_situatsiy.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Создание речевых ситуаций – это один из методических приемов, позволяющих эффективно работать над развитием речи учащихся на уроке.

Приведу несколько примеров организации такой работы в начальной школе.

1.     Сочинение по серии сюжетных картинок «Как я провел лето»

Детям предлагается такое задание:

- У вас набор сюжетных картинок по теме: «Как дети отдыхали летом». Представьте себе, что это не картинки, а ваши фотографии. Вы показываете фотографии кому-то из своих друзей и рассказываете о том, как отдыхали летом. Можно использовать и реальные фотографии детей.

После беседы дети записывают в тетради 3 – 4 наиболее удачных предложения с разными знаками препинания.

2.     Создание текста в жанре инструкция. Составление рецептов бутербродов. (в рамках изучения темы «Повелительное наклонение глаголов»)

В начале урока учитель демонстрирует фрагмент мультфильма «Простоквашино», в котором кот Матроскин объясняет Дяде Федору, как правильно нужно кушать бутерброд.

Затем проводим небольшую беседу, направленную на выявление вкусовых предпочтений учащихся (какие бутерброды им нравятся, какие продукты необходимы для их приготовления). Постепенно подводим учащихся к потребности поделиться интересными рецептами с одноклассниками и созданию книги рецептов класса.

3. Создание текста в эпистолярном жанре. «Письмо с фронта».

Первичная подготовка к написанию сочинения проводится  на внеклассном занятии, посвященном дню Победы. Особое внимание уделяется письмам фронтовиков как единственной ниточке, связывающей их с родными и близкими людьми. Возможно, что в классе найдутся учащиеся, у которых хранятся подобные реликвии. Будет очень интересно и познавательно показать детям оригинал такого письма. На уроке русского языка учащиеся более подробно изучают особенности эпистолярного жанра, его структуру.

Далее учитель предлагает детям представить себя в роли солдата-фронтовика и написать письмо своим родным. Можно предложить учащимся выбрать речевую ситуацию: письмо с фронта (от лица солдата) или письмо на фронт (письмо отцу, брату, сыну на фронт). Учащиеся должны понимать, что в зависимости от выбора речевой ситуации они должны будут решать разные речевые задачи, выбрать разные языковые средства.

На уроке технологии работа над данной темой может быть продолжена (в ходе работы над изготовлением фронтового письма в виде треугольника).

4. Создание текста в жанре биография «Я хочу рассказать вам о …»

Данная работа носит не столько творческий, сколько исследовательский характер. С первого класса на уроках литературного чтения, окружающего мира, во внеурочной деятельности учащиеся знакомятся с биографиями писателей и поэтов, художников, ученых. На уроке русского языка учитель знакомит детей с жанром биография, его признаками и особенностями. В ходе работы обращаем внимание учащихся на то, что у каждого из них наверняка есть легендарный (в той или иной сфере жизни) родственник, о котором они хотели бы рассказать классу.

 При проведении такой работы нужно обязательно добиваться, чтобы ребёнок передавал свое отношение к происходящему. А для этого необходимо вызвать у него интерес, желание поделиться своими мыслями, причем не только рассказывать самому, но и слушать рассказ своего товарища. Кроме того, важно создать в классе доброжелательную атмосферу, атмосферу заинтересованности, внимания и уважения.

5.  Пишем письма. «Письмо первому учителю».

Учитель акцентирует внимание детей на том, что скоро они покинут стены начальной школы перейдут в 5 класс. Но учитель так их полюбила и так к ним привыкла, что будет очень грустить. Поэтому предлагает детям написать ей письмо, в котором они должны описать их самый дорогой и памятный день или случай в начальной школе.

В процессе непосредственной подготовки к написанию сочинения мы уточняем тему (о чем же будем писать). Говоря о содержании нашего сочинения, вспоминаем, зачем мы пишем «письмо» (чтобы сделать приятное учительнице). Еще раз подчеркиваем, что писать нужно так, чтобы передать свое отношение к тому, о чем пишешь.

6.     Урок развития речи. Работа над созданием диалога.

Детям предлагается написать диалог, исходя из конкретной ситуации: к ним в гости приезжает друг (родственник) из другого города, который впервые оказался в нашем городе. Учащимся предлагается в письменной форме провести экскурсию по родному городу, рассказать его истории, легендарных людях, достопримечательностях и интересных местах.

7.     Урок развития речи «Мой дневник». Работа над изучением жанра мемуаров.

Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев. Учащимся предлагается написать небольшой рассказ об одном из самых ярких моментов их жизни (это может быть как радостное событие: поездка на море, подготовка и празднование дня рождения, поход в музей; так и печальные истории). Самое главное заключается в том, что любое событие в жизни ребенка обязательно сопровождается душевными переживаниями и яркими эмоциями, которым обязательно необходим выход. Словотворчество – самый удачный в этом отношении способ выражения своих внутренних переживаний.

8.     Обучение сочинению-рассуждению «Что я люблю рисовать» ( на уроках изобразительного искусства и развития речи)

В ходе подготовительной беседы учитель выясняет, любят ли дети рисовать и что именно любят. Вопросы учителя помогают учащимся определить сюжет рисунка и будущего сочинения, а по ходу развертывания сюжета вырисовывается план сочинения. В заключение учителю важно направить мысль детей на объективную оценку своей работы. «Обычно, - говорит он, - когда человек рассказывает о своей работе, он всегда отмечает, хорошо или плохо выполнена работа, интересная она или скучная, полезная или вредная, т. е. оценивает свои действия или действия других людей. Вы рассказали, как рисуете животных, людей, предметы. Давайте попробуем одним предложением оценить ваши рисунки, избегая слов хорошо и плохо». Попытки детей дать оценки своему труду учитель корректирует и помогает элемент рассуждения включить в сюжет. Так как в сочинении на данную тему учащиеся пишут о разных предметах, то последний пункт плана может получиться в общем виде (удачный рисунок) и заключительные предложения у каждого ученика будут различными по лексическому составу. Так под руководством учителя дети впервые вводят в сюжетный рассказ элемент рассуждения.

 

9.     Нередко учителя задают сочинения в качестве домашнего задания. Подобные задания часто вызывают негативное отношение со стороны родителей, т.к. процесс создания текста на заданную тему ложится на их плечи. Но если внести в название темы домашнего сочинения чуточку улыбки и фантазии, ребенок сам и с удовольствием возьмется за выполнение задания. Например, сочинение «Как я провел день» учитель просит написать от имени собаки, кота, муравья и т.д. Вместо привычного сочинения «Мой город» предлагаем написать сочинение «Мой город в 2030 году».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание на уроке личностно-ориентированной ситуации как средство формирования умений и навыков младших школьников

В работе представлена классификация личностно - ориентированных технологий, критерии эффективности личностно - ориентированного урока, требования к валеологичеки целесообразному уроку, рекомендации к ...

Методическая разработка работы с младшими школьниками над проектом по теме "Животные, которые нуждаются в нашей помощи! (Animals need our help!)"

В данной разработке представлена поэтапная работа с учениками 4 класса над проектом "Animals need our help!"...

Выступление на педагогическом конкурсе. Статья "Создание ситуации успеха как фактор, обеспечивающий психологический комфорт младших школьников"

В данной статье вы найдёте некоторые рекомендации по созданию комфортного психологического климата в классе....

Статья " Игра-один из важнейших приемов работы с младшими школьниками".

Игра на уроке является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся. Она не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них лучшие ...

мастер -класс "Создание проблемной ситуации на уроке как один из способов развития творческого мышления младшего школьника "

Этот мастер  - класс был проведен для учителей начальных классов  на практической части августовской конференции....

Презентация "Методические приемы работы с текстом, как средство формирования УУД младших школьников"

Работа с текстом — это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к...

«Создание ситуации успеха, как необходимое условие процесса обучения младшего школьника»

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.Ребенок, идя в школу, ...