Доклад
статья
Доклад по теме: "Формирование функциональной грамотности младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности в начальной школе
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.
Какие же умения и качества необходимы человеку XXI века? Чтобы успеть в век информации, ребёнок должен обладать целым набором способностей, которые объединены в функциональную грамотность, что означает, способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе:
здесь идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию; формирование приемов математической деятельности у обучающихся, реализующие компетентностный подход в обучении.
Функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая, креативное мышление и глобальные компетенции.
Читательская грамотность- это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности.
Особое внимание школа уделяет развитию осознанности чтения. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
В промежуточную аттестацию начальной школы включены комплексные контрольные работы, которые помогают оценить функциональную грамотность, в том числе смысловое чтение. На диаграмме прослеживается положительная динамика качества знаний за последние 3 года при 100% успеваемости.
Задание Всероссийской проверочной работы №8 по русскому языку показывает уровень сформированности читательской грамотности. На слайде мы видим положительную динамику результатов за 2020, 2021 годы, за исключением 2022 года, где показатель снижен, как и во многих образовательных организациях, по причине изменения графика Всероссийских проверочных работ и написания их после летних каникул.
По повышению уровня сформированности у обучающихся учебных умений и метапредметных результатов приняты управленческие решения.
Образовательная платформа Учи.ру в разделе функциональная грамотность позволяет провести диагностику читательской грамотности для 2, 3 классов, где ребята применяют такие навыки, как поиск информации, анализируют текст, делают выводы. Соответственно, по окончанию работы строится таблица с результатами каждого ученика. Для 4-5-х классов предлагается диагностика Три «К», направленная на проверку критического мышления, коммуникации, кооперации.
По итогам диагностик учитель получает рекомендации для дальнейшей работы.
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Учебный предмет Математика предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии;
формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умения ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Особое значение сегодня придаём формированию логической грамотности у обучающихся, интеллектуальному развитию ребенка, важной составляющей которого является словесно – логическое мышление.
Всероссийская проверочная работа по математике включает задания №9.1, 9.2 , выявляющие математическую грамотность. На диаграмме видно, что за 2020, 2021 годы прослеживается динамика. В 2022 году – понижение показателя. Проблема поставлена. Ведётся работа.
Свои силы в математической грамотности ребята пробуют, участвуя в онлайн - олимпиадах и конкурсах по математике различных уровней: «Умный мамонтёнок», «Кенгуру», «Наглядная геометрия», «Весенний Олимп», «Юный гений» и другие.
Финансовая грамотность-это способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды; это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств и их приумножать.
Учителя начальной школы грамотно встраивают темы финансовой грамотности в уроки по таким предметам, как «Окружающий мир» и «Математика».
Обучающиеся школы участвовали в весенней сессии онлайн уроков Банка России «Игры по финансовой грамотности».
В данный момент на образовательном портале УЧИ.РУ идёт олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству для 1-9классов, где наша школа принимает активное участие. Задания олимпиады помогают развивать важные для жизни навыки: планирование бюджета, критическое мышление, разумный подход к риску, лидерские качества.
Естественнонаучная грамотность –это
способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Учебный предмет Окружающий мир объединяет в себе естественные и социальные науки, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности.
Естественно –научную грамотность можно проследить по результатам Всероссийской проверочной работы по окружающему миру. Средний показатель качества знаний за последние 3 года составляет 86% при 99% успеваемости.
Креативное мышление-
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение: инновационных и эффективных решений, нового знания, эффектного выражения воображения.
Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности обучающегося.
Главные направления, которые мы используем в работе с детьми: учить подбирать ассоциации, иллюстрировать, придумывать, инсценировать, играть, решать головоломки и ребусы, искать нестандартные решения проблем, то есть переводить знания из пассивных в активные.
Результат нашей работы – это активное участие ребят в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, проектах, исследованиях, смотрах на различных уровнях.
Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"
Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....
доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...
конспекты уроков, доклады на темы самообразования
Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...
Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».
Семья - один из шедевров природы (Дж. Сантаяна, философ)Семья - основанная на брак...
Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.
Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....
Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу
Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....
ДОКЛАД "Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения" . ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА МКОУ «АРТЕЗИАНСКАЯ СОШ №2»
ДОКЛАД НА ТЕМУ : « Системно–деятельност...