Протоколы ШМО
методическая разработка (1 класс)
Протоколы ШМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_zasedaniya_shmo_uchiteley_nachalnyh_klassov.docx | 37.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол заседания ШМО учителей начальных классов
Протокол № 2
От 26.11.21
Председатель: Антакова С.В., учитель начальных классов,
руководитель ШМО.
Секретарь: Махсудова Л.Н.., учитель начальных классов.
Присутствовали 1. Антакова С.В..
2. Крупиневич С.И..
3. Безбородова К.Д..
4. Махсудова Л.Н
Тема: «Формирование функциональной грамотности младших школьников».
Повестка дня;
1.Компоненты функциональной грамотности.
2.Пути формирования функциональной грамотности.
3.Критерии оценивания.
4. Результаты адаптации первоклассников. Проблемы адаптации 1 класса
5. Результаты обученности обучающихся по предметам за I четверть.
6. Результаты контрольных работ за 1 четверть.
Слушали:
По первому вопросу выступила руководитель ШМО Антакова С.В
В своем выступлении она рассказала об основных компонентах функциональной грамотности. Понятие «функциональная грамотность» появилось в педагогике недавно – примерно в 70-е годы XX века. Его появление связано с тем, что с каждым годом уровень школьного образования повышался, и от школьников требовалось уже не просто уметь читать и писать. По факту, функциональная грамотность – это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался. PISA — это международное сравнительное исследование, направленное на оценивание функциональной грамотности по трем группам:
-грамотность чтения;
-математическая грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
-Читательская грамотность -это способность ребенка использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков. Для формирования читательской грамотности важно уметь находить и извлекать из текста информацию, размышлять над ним, «читать между строк».
- Математическая грамотность
Под математической грамотностью понимается способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления. Формировать математическую грамотность значит учить ребёнка принимать взвешенные решения, формулировать объективное мнение, анализировать окружающую действительность.
- Естественнонаучная грамотность
Под естественнонаучной грамотностью понимают способность ребёнка формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками. Для этого важны навыки интерпретации научных данных, умение спланировать и провести исследование, объяснить явления природы и технологии, найти доказательства.
По второму вопросу выступила Крупиневич С.И. учителей начальных классов. Она сообщила об основных путях формирования функциональной грамотности по отдельным предметам.
Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку.
Учебный предмет «Русский язык» ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы. Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму. Использование на уроках приемов проблемного обучения предполагает возникновение потребности в знании и применении новых орфографических или грамматических правил. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Вся система орфографических работ строится на проблемных методах. Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Формы работы: письмо с проговариванием, списывание, комментируемое письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, письмо по памяти, творческие и проектные работы, выборочное списывание. Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии; - словарная творческая работа, работа над ошибками. Свои знания могут успешно применять и на других уроках: чтения, истории, природоведения, математике.
Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала и развития функциональной грамотности. Систематическое использование на уроках математики нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. Естественно-научная функциональная грамотность младшего школьника: готовность осваивать и использовать знания о природе, осознание ценности и научных знаний о природе, овладение методами познания природных явлений, способность к рефлексивным действиям. На уроках отрабатываю навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляю признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, развиваю умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Формы проведения уроков, направленных на развитие функциональной грамотности младшего школьника Урок-исследование Урок-путешествие Деловая игра («Поиск будущего», «Конференция экологов», «Заседание кабинета министров», «Экологический форум») Ролевая игра («Заседание клуба юных экологов», «Клуб кинопутешественников») Исследовательская игра «Копилка чудес», «Тайны лесов» и др. Игра-викторина Квест Учебная и исследовательская лаборатория Экскурсия и виртуальная экскурсия Творческая гостиная
По третьему вопросу слушали Махсудову Л.Н., которая рассказала о критериях оценивания функциональной грамотности.
Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение». Важное значение в развитии функциональной грамотности имеет мониторинг и комплексная оценка достижений учеников. Они будут проводиться как национальными, так и международными системами оценки. Функции системы оценивания в настоящее время: Нормативная функция - включает в себя:
фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения; административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя (в соответствии с печальной практикой, сложившейся несколько десятилетий назад). Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников. Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений. Принципы оценивания:
Принцип 1. Цель оценивания не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов. Оценивание является неотъемлемой частью непрерывного процесса: планирование-обучение-оценивание-планирование-...
Принцип 2 Оцениваемый и оценивающий должны заранее знать условия и критерии оценивания, которые должны быть предельно ясными для того и другого.
Принцип 3 Условия и критерии оценивания должны быть достаточно многообразны, чтобы получить наиболее объективную информацию о состоянии развития ребенка, достижении им ранее запланированных результатов.
Принцип 4 Важнейший этап процедуры оценивания: обратная связь между оценивающим и оцениваемым. Не только учитель, но и ребенок должен представлять себе то, над чем ему необходимо работать в ближайшее время.
Принцип 5 Оценивая ту или иную свою способность знать, понимать или делать что-то, поступать соответствующим образом, ребенок должен всегда иметь перед собой ролевую модель.
Требования к системе оценивания:
Система оценивания должна: давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, - возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.
Система оценивания должна: фиксировать изменения как общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся в получении образования. В механизме выставления отметок должна быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. В противном случае, на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания, в отношении правомерности существования которой в рамках среднего образования существуют большие сомнения. В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Полная прозрачность системы оценивания является фактором, подталкивающим к самооцениванию.
По 4 вопросу слушали: учителя 1 класс Махсудову Л.Н. которая рассказала о том, как проходит адаптации первоклассников.
Выслушали зам. директора школы, Крупиневич С.И.., которая рассказала о проблемах адаптации в 1 классе и подвела итоги адаптации первоклассников.
По 5 вопросу слушали: Антакова С.В. сообщила о результатах обученности учащихся по предметам за 1 четверть.
По 6 вопросу слушали: учителя 2-4 классов сообщили о результатах контрольных работ за 1 четверть, проанализировали причины неудовлетворительных отметок учащихся.
По 7 вопросу слушали:
Антакова С.В. сообщила о проведении предметной недели в начальной школе в январе 2021/2022 уч.года и предложила провести ее по предмету эстетического цикла. Учителя поддержали данное предложение.
Решили:
- Членам ШМО изучить нормативную документацию.
- Изучить опыт по формированию ФГ.
- Разработать ПЛАН (дорожная карта) мероприятий по формированию (развитию) функциональной грамотности обучающихся 1-4 классов.
- Активизировать работу по формированию мотивации обучающихся начальной школы(провести индивидуальные беседы с учащимися, консультации с родителями и т. д)
- В своей работе учителям первых классов учитывать особенности адаптационного периода учащихся, активно включать игру в учебный процесс, не запрещать её, не исключать.
- Активизировать работу по формированию мотивации обучающихся начальной школы (провести индивидуальные беседы с учащимися, консультации с родителями и т. д).
- Больше уделять внимание дифференцированному подходу в обучении, использовать в работе разноуровневые и дифференцированные задания, инновационные технологии, действенные формы и методы работы, учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ученика.
- Провести предметную неделю по предметам эстетического цикла согласно составленного графика. (График прилагается)
Председатель: Антакова С.В.
Секретарь: Махсудова Л.Н..
График
проведения декады ИЗО
(17.01.2022г. – 27.01.2022г.)
17.01
Знакомство с планом проведения Недели
18.01
Игра «Доскажи словечко» в 1-2 классах (разгадывание загадок).
19.01
Викторина «Художник» 3-4 класс
20.01
Дидактическая игра «Нарисуй зайчика. Соедини по точкам» 1-2 классы
21.01
Беседа об искусстве. Презентация "Природа в картинах русских художников" 3-4 классы
24.01
Конкурс рисунков «Сказочная страна» 1-4 класс
25.01
Игра «Эрудит» в 3-4 классах
26.01-27.01
Художественно-дидактические игры 1-4 класс
а) точечный рисунок
б) техника отпечаток
28.01
1.Выставка рисунков и творческих работ .
2.Подведение итогов Недели. Награждение победителей, призёров и активных участников Недели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Протокол родительского собрания
Протокол...
Протокол родительских собраний
Протокол родительского собрания № 1 Тема: « Первый раз в первый класс» (адаптация первоклассников в школе). Председатель р/к:Уклеева А.С.Секретарь:Сурнова М.А. В классе: 18 чел.Пр...
Протоколы родительских собраний
В работе с каждой группой родителей реализуются собственные цели и задачи, которые и определяют тематику и формы работы. Основными задачами групповой работы с родителями с низким уровнем мотивации выс...
протокол для родительского собрания
Образец протокола на татарском языке...
Протокол методического заседания классных руководителей
Повестка заседания1. Анализ воспитательной работы по программе развития образовательного учреждения «Вместе мы – сила» за 2010-2011 уч.г. и корректировка задач восп...
Протоколы МО. Планы работы МО специалистов школы КУ "НОСШ". Протоколы "Школы эффективного родителя".
Здесь представлены планы работы школьного методического объединения специалистов коррекционно-развивающей направленности казенного учреждения ХМАО-Югры "Нижневартовской общеобразовательной санато...
Протокол родительского собрания №1 "Проблема адаптации первоклассников в школе". Протокол родительского собрания №2 "Трудности и возможности 7-8 летнего ребенка".
Этот материал подойдет для начинающих педагогов. Протоколы родительских собраний - 1 полугодие....